Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа-интервью






В качестве дополнительного, но часто применяемого метода используется беседа-интервью. Упорядоченное ин­тервью или беседа — это один из основных методов пси­хологического консультирования и диагностики. По фор­ме интервью может быть:

1) свободным, когда беседа, проводится без строгой де­тализации вопросов, но имеет определенный пред­мет обсуждения;

2) стандартизированным, когда тщательно регламенти­руется порядок проведения беседы;

3) частично стандартизированным, объединяющим пер­вую и вторую формы.

В свою очередь беседа-интервью может быть использо­вана как в диагностических целях, так и для осуществле­ния психокоррекции. Существенно важным для проведе­ния беседы-интервью с родителями больных детей является то, что предметом взаимодействия, определяющим отно­шения психолога и обследуемых, избирается внутренний мир последних и проблемы, связанные с рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной си­туации субъекта с целью создания для него альтерна­тивного варианта переживания значимой проблемы и оп­ределения возможного выхода из «тупиковой ситуации».

Беседа как диагностический метод может использоваться при изучении и взрослых, и детей. Она может иметь не­сколько этапов. Как правило, различные авторы выделяют три или четыре этапа беседы (Бурменская, Захарова, Карабанова, 2002; Левченко, 2000). Во вступительной части беседы-интервью психологом с помощью профессиональ­ных приемов устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, а также определяется спектр проблем, которые волнуют эту семью. В основной части беседы, проводимой с родителями, обсуждаются заявлен­ные проблемы.

Конечная цель беседы-интервью предполагает измене­ние или проявление тенденции к изменению ценностных ориентации родителей по конкретной проблеме. Поэтому процесс интервью должен быть направлен на обсуждение особо значимых для родителей тем и изменение к ним их отношения Для достижения этого следует переставлять ак­центы таким образом, чтобы родители, ведомые психоло­гом, как бы сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.Беседа с ребенком, как правило, направлена на выявление уровня сформированности его знаний и навыков, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая межличностные связи и социальные контакты. В процессе беседы опытный психолог формулирует предварительный «гипотетический» диагноз ребенка, который затем подтверждается, уточняется или опровергается в ходе даль­него психолого-педагогического изучения.

Психолого-педагогическое изучение когнитивных процессов детей экспериментальной группы осуществляется традиционными в специальной психологии методами. Однако в силу известности этих методов и приемов исследовани я в данной главе они не представлены.

В качестве дополнительных методов исследования исследуется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.