Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальные методики






Комплексное исследование особенностей познавательнойдеятельности детей и личностных характеристик взрослых, особенностей взаимоотношений в родительско-детских парах требует применения стандартизированных формализованных методик. Значительная часть методик изучения познавательной деятельности и личности возникла за рубежом, хотя к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране и широко используется практическими работниками. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих параметров психики.

Применение формализованных методик обычно предполагает использование следующих критериев:

— жесткой регламентации процедуры, то есть точного соблюдения инструкции, строго определенных спо­собов предъявления стимульного материала, невме­шательства психолога в деятельность испытуемого;

— стандартизации единых требований к процедуре эк­сперимента и единых критериев оценки результатов;

— надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном при­менении теста на одних и тех же испытуемых;

— валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), то есть соответствия методики измеряемому свойству.

Исследование познавательной деятельности осуществ­ляется с помощью известных методик, выявляющих пара­метры высших психических процессов испытуемых (вос­приятия, внимания, мышления, речи, памяти).

Изучение личности осуществляется путем использова­ния специальных методик личностной диагностики. К ним относят:

— опросники;

— проективные методики.

В этих же целях могут использоваться некоторые кли-нико-психолого-диагностические методики.

Опросники — обширная группа психодигностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов испытуе­мого. Опросники относятся к числу наиболее распростра­ненных диагностических инструментов и могут быть под­разделены на

— личностные опросники;

— опросники состояния и настроения;

— опросники-анкеты (цит. по: Бурлачук, Морозов, 2000, с. 223).

Личностные опросники охватывают спектр проблем, ха­рактеризующих кардинальные черты личности, определя­емые— стабильными психическими свойствами индивида. Выявление психических свойств позволяет определить на­правленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Категория личностных опросников вкключает следующие виды:

— опросники черт личности;

— типологические опросники;

— опросники мотивов;

— опросники интересов;

— опросники ценностей;

— опросники установок {Бурлачук, Морозов, 2003, с. 225).

Нестабильные психические свойства формируют психические состояния — тревогу, уверенность, агрессивность и др. Они изучаются с помощью опросников состояний и настроений.

Опросники-анкеты — психологический инструмент, предназначенный для сбора какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям испытуемого. Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике для опреде­ления наличия той или иной клинической симптоматики.

Проективные методики — это методики, позволяющие, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситу­ации и отношения, исследовать свойства личности, выс­тупающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Полученные задания порождают активность испытуемо­го, результат которой позволяет сделать вывод о его скры­тых переживаниях и психических свойствах. Проективные методики (лат. рщесйо — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, объек­там) свойств, присущих самому индивиду.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.