Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика занятости в Республике Беларусь.






Сущность занятости населения и ее виды. Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан трудоспособного возраста, которые:

1. Работают на семейном предприятии;

2. Трудоустроены на условиях полного и неполного рабочего времени за вознаграждение;

3. Временно отсутствуют на работе по причине отпуска, сессии, декретного отпуска, болезни, ухода за больным или забастовки.

Занятость можно рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Качественный аспект занятости характеризует эффективная занятость, означающая такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта.

Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.

Виды и формы занятости. Каждый вид занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Формы занятости в свою очередь классифицируются с учетом следующих признаков:

- формы организации рабочего времени – работа на условиях полного рабочего дня, неполная занятость на условиях сокращенного рабочего дня, недели, надомная занятость;

- значимости для работающего – первичная (основная) занятость, которая является главным источником дохода для работающего, и вторичная занятость, приносящая работнику дополнительный доход;

- по признаку стабильности выделяют постоянную и временную занятость.

Следует также выделить и такое отдельное понятие как теневая занятость, которая неотъемлема в современных рыночных условиях. К ней можно отнести:

- челноков, осуществляющих экспортно-импортные операции;

-незарегистрированные охранные службы;

-организованная преступность;

-граждане, уклоняющиеся от уплаты налогов, но совершающие какие-либо предпринимательские операции, приносящие доход.

В условиях рыночной экономики наравне с занятыми существуют и безработные.

Человек считается безработным, если у него нет работы и он занимается поиском ее. В Республике Беларусь к безработным относятся граждане трудоспособного возраста, которые:

1. Не работают на семейном предприятии;

2. Не занимаются предпринимательской деятельностью;

3. Не числятся в рядах вооруженных сил;

4. Не являются слушателями очным отделений учебных заведений;

5. Зарегистрированы в государственной службе занятости.

В зависимости от избранных критериев выделяют следующие виды безработицы:

- по продолжительности существования различают краткосрочную и долгосрочную безработицу;

- в зависимости от характера проявления – открытую безработицу, учитывающуюся официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;

- по степени охвата различных групп населения – основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

- по отношению безработных к занятости – действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания (а со временем – и возможности) работать.

К числу основных типов безработицы принадлежат: фрикционная, структурная, циклическая и естественная.

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Данный тип безработицы существует всегда, так как в то время, когда одни работники находят желаемые рабочие места, другие увольняются, ищут более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу. Фрикционная безработица признается даже в какой-то мере желательной, потому что получение более высокооплачиваемой работы означает рост доходов, более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший объем реального национального продукта.

Изменения в структуре потребительского спроса и в технологии вызывают необходимость структурного корректирования в экономике, изменяют структуру рыночного спроса на рабочую силу, вызывая структурную безработицу. Эти изменения вызывают падение спроса на одни виды профессий и рост спроса на другие, включая ранее не существовавшие.

В отличие от фрикционной, потеря работы при структурном типе безработицы связана с необходимостью смены специальности, переподготовкой, дополнительным обучением или переменой места жительства. В связи с этой особенностью структурная безработица является более продолжительной, чем фрикционная, а потому и более серьезной. Как показывает опыт структурной перестройка промышленности в Германии (1948–1992 гг.), Боливии (1984–1992 гг.), Чили (1980–1992 гг.), на протяжении первых двух-трех лет уровень безработицы круто идет вверх, однако далее вновь идет на убыль.

Безработицу, связанную с краткосрочными экономическими циклами (три-четыре года), называют циклической безработицей. Здесь сокращение совокупного спроса на товары и услуги вызывает уменьшение занятости и рост безработицы.

Безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица, или уровень безработицы при полной занятости. Естественный уровень безработицы достигается в том случае, когда циклическая безработица находится на нулевом уровне, и означает реализацию производственного потенциала экономики. Этот “нормальный” уровень безработицы не является величиной постоянной. В странах с рыночной экономикой он обычно колеблется в пределах 5-10 % рабочей силы.

Причины безработицы. К основным причинам безработицы относятся: непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда, жесткость заработной платы и безработица ожиданий.

В периоды структурного корректирования происходит переоценка важности отдельных видов занятости, высвобождение работников одних профессий и нехватка рабочей силы по другим специальностям. Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие в этот период теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново.

Следующей причиной безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость. Какое же количество рабочих является оптимальным для предприятия?

Экономическая теория помогает ответить на этот вопрос. В краткосрочный период предприятие не может увеличить производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства (предельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться. Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будет уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельный доход и предельная прибыль.

Сказанное позволяет заключить, что фирма будет изменять уровень занятости в зависимости от уровня заработной платы, который необходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу продукции. При повышении заработной платы фирма будет сокращать количество занятых, при понижении оплаты труда уровень занятости будет повышаться.

Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой, негибкой.

Жесткость заработной платы – это ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда. Безработица, которая является результатом жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм. Когда уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, не происходит логичного снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда.

Чем же объясняется негибкость заработной платы? Таких причин, объясняющих жесткость заработной платы, несколько: законы о минимальной заработной плате, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.

Социально-экономические последствия безработицы. Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

Безработица означает прежде всего экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим ВНП и потенциальным ВНП экономисты называют отставанием ВНП. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается.

В западной экономической науке исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена.

Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости, равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент.

где Q1, Q2 – соответственно потенциальный и фактический объем производства; Y1, Y2 – фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости; К – коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2, 5.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема производства составляет 2, 5 %.

Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования).

Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.

Более низкая квалификация и меньшая мобильность являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением. Эти же причины вызывают гораздо больший рост безработицы среди “цветного” населения по сравнению с ее ростом у белого.

К внеэкономическим, или социальным последствиям безработицы относятся: потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.

Государственная политика занятости населения. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Основным субъектом регулирования рынка труда выступает биржа труда (слжба занятости), которая выполняет следующие функции:

- Регистрация безработных и вакантных мест;

- Тестирование лиц, желающих получить работу;

- Подготовка и переподготовка кадров;

- Анализ рынка труда и предоставление информации о нем;

- Выплата пособий по безработице.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
2) развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
3) обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
4) повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
5) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

1) содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

2) достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

 

  1. Антиинфляционная политика, ее направления и методы.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.