Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэкономическая политика в открытой экономике






Равновесие открытой экономики по аналогии с закрытой можно интерпретировать в терминах модели совокупных доходов и расходов. Однако для открытой экономики гораздо большее значение имеют внешнеэкономические потоки. Если совокупные доходы резидентов больше их расходов, это означает, что экономика больше продает производимых товаров другим странам, чем потребляет (сальдо товаров и услуг является положительным), а чистые долги внешнего мира перед ней возрастают. Если же расходы превышают доходы, то страна больше покупает за рубежом, а ее чистый долг перед иностранными государствами увеличивается. В условиях открытой экономики разница между суммой совокупных доходов, получаемых экономикой, и внутренних и внешних расходов на товары и услуги, производимые в ней, может быть весьма значительной и оказывать большое влияние на краткосрочную динамику. Поэтому для анализа равновесия очень важное значение имеет то, как изменяется та часть конечного спроса, которая направляется на потребление иностранных товаров и услуг (она отражается в состоянии торгового баланса), и та, которая направляется на приобретение товаров и услуг внутреннего производства. Вся сумма внутренних расходов резидентов (включая потребительские, инвестиционные и государственные) представляет собой абсорбцию внутренних расходов. С этой точки зрения уровень ВВП можно выразить следующим образом:

Y = A + Xn

где А – абсорбция внутренних расходов или внутреннее поглощение.

Из равенства следует, что при увеличении абсорбции растет дефицит торгового баланса (баланса текущих операций), и наоборот. Это означает, что переключение спроса на потребление иностранных товаров и услуг равносильно увеличению чистого импорта при данном уровне дохода и наоборот. Но состояние внешнеторгового баланса зависит от валютного курса, увеличение которого приводит к сокращению экспорта и росту импорта. Это зависимость выражается диаграммой Свона (см. рис. 44), которая является комбинацией возможных состояний экономики, с точки зрения внутреннего и внешнего равновесия.

Рис. 44. Диаграмма Свона

Движение вверх по линии е означает девальвацию (е – валютный курс, ВР – баланс товаров и услуг).

Линия АY отражает все множество сочетаний величины абсорбции и валютного курса, соответствующее определенному уровню ВВП. Она показывает, что в результате повышения курса национальной валюты внутренний спрос переключается на импорт. Если обменный курс установится на слишком высоком уровне, спрос будет превышать предложение, и в экономике может возникнуть инфляционное давление. В обратном случае возможен рост безработицы.

Линия ВР соответствует всему множеству возможных сочетаний валютного курса и внутренней абсорбции, при которых сальдо торгового баланса равно нулю. Если валютный курс девальвируется (что соответствует движению вверх по линии e), растет экспорт, который должен перекрываться ростом абсорбции, и наоборот.

В соответствии с диаграммой Свона одновременное достижение внутреннего и внешнего равновесия обеспечивается только в точке пересечения линий AY и ВР. Если экономика отклоняется от нее, возможны четыре ее сочетания, каждое из которых соответствует определенной комбинации внутреннего и внешнего неравновесия:

- область 1 (рис. 44) соответствует «дефициту» спроса в экономике и высокой вероятности роста безработицы (с точки зрения внутреннего равновесия) и положительному сальдо торгового баланса (с точки зрения внешнего равновесия). Поэтому государству необходимо стимулировать внутренний спрос и инвестиции и укреплять, т.е. ревальвировать валютный курс;

- область 2 – это сочетание высокого инфляционного давления и положительного торгового баланса. В этом случае государство должно проводить политику, направленную на ограничение внутреннего спроса и повышение валютного курса;

- область 3 – соответствует инфляционному давлению и отрицательному торговому балансу. В этом случае необходимо одновременно ограничивать внутренние расходы и стимулировать рост чистого экспорта;

- область 4 – характеризуется дефляционным состоянием экономики и отрицательным торговым балансом. Для достижения равновесия следует обеспечивать увеличение внутреннего спроса и рост чистого экспорта.

Диаграмма Свона позволяет осуществлять диагностику состояния открытой экономики с точки зрения ее соответствия внутреннему и внешнему равновесию. Кроме того, из ее анализа следует важный вывод о том, что если валютный курс фиксирован на «неверном» уровне (т.е. не соответствующем равновесному), тогда внутренний баланс может быть достигнут только за счет внешнего баланса, и наоборот.

Таким образом, одной из важнейших переменных, определяющих состояние открытой экономики, является валютный курс. Поэтому в этих условиях важнейшей проблемой государственного регулирования является выбор валютного режима. Более того, от него зависит эффективность, а иногда и сама возможность проведения той или иной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Следующей теоретической моделью открытой экономики, которую мы рассмотрим, является модель Манделла-Флеминга.

 

4.Модель Манделла-Флеминга

Модель Манделла-Флеминга, или модель малой открытой экономики (МОЭ), представляет собой развитие модели IS-LM применительно к экономике, которая является достаточно «малой», для того чтобы оказывать какое-либо существенное влияние на мировой финансовый рынок (ставку процента), и «открытой» в том смысле, что капитал (в страну или из страны) движется достаточно свободно (приближая внутреннюю ставку процента к мировой).

Графическое изображение модели МОЭ приведено на рис. 45.

Рис. 45. Модель Манделла-Флеминга

 

Существенных отличий от модели IS – LM несколько. Во-первых, ставка процента является неизменной и равна мировой (горизонтальная линия iw). Во-вторых, положение линии IS зависит от уровня валютного курса (который в модели IS – LM как параметр не фигурирует в явном виде). Повышение валютного курса (ВК) приводит к сдвигу линии IS влево (сокращается чистый экспорт), и наоборот.

Для того чтобы понять, почему все три линии на рис. 45 пересекаются в одной точке, отметим следующее. Уровень ставки процента (точнее, возможное отклонение внутренней ставки от мировой) в МОЭ тесно связан с валютным курсом. При заниженном уровне внутренней ставки происходит «бегство капитала»; это означает, что резиденты страны вкладывают свои денежные средства в иностранные активы. Причем в данном случае не имеет значения, какие именно: акции, облигации, краткосрочные государственные ценные бумаги или другие. Главное, с точки зрения нашего анализа, заключается в том, что увеличивается спрос на иностранную валюту. Следовательно, снижается ВК, и товары и услуги, производимые в данной стране, становятся дешевле для иностранцев. Поэтому возрастает чистый экспорт, линия IS сдвигается вправо, внутренняя ставка возрастает, и наоборот.

Таким образом, внутренняя ставка процента в МОЭ равна мировой, а валютный курс при данном уровне процентной ставки (если отвлечься от эффектов, связанных с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, которые рассматриваются ниже) также имеет единственное равновесное значение. В связи с этим модель Манделла-Флеминга часто представляется не в системе координат «уровень дохода – ставка процента», а в системе «доход – валютный курс» (см. рис. 45). Такое представление является, как мы убедимся ниже, более удобным для исследования МОЭ.

Линия LM на рис. 45 является вертикальной потому, что внутренняя процентная ставка совпадает с мировой. Линия IS наклонна потому, что при снижении обменного курса возрастает чистый экспорт, а, следовательно и уровень дохода (Y), и наоборот.

5. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики

 

Начнем исследование влияния бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на состояние МОЭ, функционирующей в условиях плавающего ВК. Если государство осуществляет стимулирующую бюджетно-налоговую политику, то это приводит к сдвигу линии IS вправо до положения IS1 (рис. 46). Однако поскольку линия LM вертикальна, уровень дохода не изменяется, а валютный курс возрастает (т.е. укрепляется).

Рис. 45. Модель Манделла-Флеминга в системе координат доход/валютный курс (Y/e),

ee - равновесный валютный курс

 

В содержательном плане это означает, что чистый экспорт сокращается (т.к. возрастает обменный курс) и «замещается» государственным потреблением. Вывод, который мы можем сделать относительно эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях МОЭ при плавающем валютном курсе, заключается в следующем: экспансионистская бюджетно-налоговая политика приводит к укреплению национальной валюты, ограничительная – к ослаблению, однако ни та, ни другая не влияют на величину совокупного выпуска.

Влияние денежно-кредитной политики на МОЭ с плавающим валютным курсом заключается в следующем. Если центральный банк увеличивает предложение денег (т.е. проводит мягкую денежно-кредитную политику), линия LM сдвигается вправо до положения LM 1 (рис. 46), т.к. происходит увеличение суммы денежных запасов у экономических субъектов. Это приводит к снижению обменного курса (т.е. девальвации национальной валюты) и, соответственно, увеличению чистого экспорта и уровня дохода. Следствием же ужесточения денежно-кредитной политики является повышение валютного курса и сокращение чистого экспорта и уровня дохода. Таким образом, в условиях МОЭ при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика не приводит к изменению нормы процента (в отличие от закрытой экономики, которая описывается моделью IS – LM), а влияет на обменный курс и через него на размер чистого экспорта и уровень дохода (см. рис. 46).

Теперь рассмотрим МОЭ c фиксированным обменным курсом. Как уже отмечалось выше, фиксация валютного курса означает, что центральный банк обязуется покупать или продавать национальную валюту по данному курсу. В этих условиях проведение мягкой бюджетно-налоговой политики приведет к сдвигу линии IS вправо (рис. 46). Однако в отличие от МОЭ c плавающим валютным курсом этим дело не кончится. Поскольку в этом случае на валютный курс будет оказываться давление в сторону укрепления (а он фиксирован), линия LM должна сдвинуться вправо. В действительности это будет означать, что поскольку рыночные котировки будут испытывать тенденцию к отклонению от официальных в сторону укрепления; субъекты экономики будут предъявлять центральному банку иностранную валюту для обмена. Последнее приведет к увеличению денежного предложения в национальной валюте и соответствующему сдвигу линии LM. Графически это означает, что сначала линия IS переместится до IS1, затем LM до L1M1 (рис. 46). Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (при «пассивной поддержке» денежно-кредитной, которая будет вынуждено смягчаться) в условиях МОЭ с фиксированным валютным курсом ведет к увеличению выпуска при неизменной норме процента и обменном курсе. И наоборот, ужесточение бюджетно-налоговой политики приводит к сокращению выпуска при неизменных остальных параметрах.

Что касается кредитно-денежной политики, то она в условиях МОЭ с фиксированным обменным курсом, строго говоря, «невозможна», т.к. изменение денежного предложения приводит к изменению ВК, т.е. требует проведения либо девальвации, либо ревальвации. Но поскольку ВК по определению фиксирован, в случае незначительных отклонений его рыночных котировок от официального уровня начнется либо «скупка» валютных резервов (рыночный курс отклоняется вверх от официального), что приведет к сокращению количества национальной валюты в обращении и увеличению иностранной, либо сценарий будет обратным. В любом случае равновесие восстановится.

Таким образом, в условиях малой открытой экономики результаты от проведения той или иной денежно-кредитной или бюджетно-налоговой политики могут существенно отличиться от вероятных для закрытой экономики. Причем конкретные последствия и эффективность тех или иных регулирующих мероприятий государства зависит от валютного режима.

В действительности, реальная экономика, даже достаточно небольшая, ведет себя как система, «промежуточная» между «большой» (описываемой моделью IS – LM) и той, которая соответствует модели Манделла-Флеминга.

Резюмируя сказанное, отметим, что денежно-кредитная политика является более гибким инструментом, по сравнению с бюджетно-налоговой. Последнюю гораздо труднее изменять в оперативном режиме. Поэтому макроэкономическое регулирование открытой экономики представляет собой особенно сложную задачу. С одной стороны, для достижения ее равновесия очень важно обеспечить стабильный валютный курс. Но чем более он стабилен, тем меньше возможностей для изменения денежно-кредитной политики (если курс фиксирован, то она, как мы говорили, попросту невозможна). Бюджетно-налоговая политика – более инерционный инструмент. Следовательно, в условиях малой открытой экономики государству необходимо очень тщательно подходить к выбору валюты, к которой планируется «привязать» национальную денежную единицу. Кроме того, часто целесообразно осуществлять не жесткую, а гибкую привязку с тем, чтобы сохранить возможности для денежно-кредитного регулирования экономики. Хотя преимущество жесткой фиксации заключается в том, что валютный риск сводится практически до нуля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.