Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая безопасность и благоприятная окружающая среда






Стратегической целью в области обеспечения экологической безопасности и благоприятной окружающей среды является сохранение локальных и региональных экосистем для нынешнего и будущего поколений, защита населения от вредных воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таблица 6.1 – Показатели экологической нагрузки

         
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за пятилетие), процент 103, 0 98, 4 98, 3 99, 0
в том числе от источников:        
стационарных 116, 7 99, 1 99, 3 99, 3
мобильных 97, 5 98, 0 97, 8 98, 9
Уровень снижения выбросов парниковых газов, в процентах к 1990 году не менее 1 не менее 8 не менее 10 не менее 15
Индекс сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, в процентах к 2015 году        

 

Для достижения данной цели необходимо:

– предотвратить наступление (смягчить последствия) экологических угроз устойчивому социально-экономическому развитию, обусловленных, прежде всего, последствиями изменения климата, потерей биологического разнообразия, деградацией сельскохозяйственных земель;

– обеспечить создание системы особо охраняемых природных территорий, репрезентативной по отношению ко всем типичным и редким природным ландшафтам и биотопам;

– снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а в случае их возникновения гарантировать минимизацию конечного ущерба окружающей среде и ликвидацию негативных последствий для экосистем;

– повысить уровень экологической безопасности территорий за счет оптимизации размещения производственных объектов и пространственной организации населенных пунктов (систем их жизнеобеспечения);

– последовательно снизить экологическую нагрузку территорий до уровня, обеспечивающего стабильное улучшение состояния окружающей среды;

– обеспечить реабилитацию загрязненных и иных экологически дестабилизированных территорий, восстановление их природных свойств.

Приоритетными направлениями государственной политики являются:

– создание системы управления экологическими рисками природного и техногенного характера, формирование нормативной правовой базы по обеспечению экологической безопасности;

– законодательное закрепление института стратегической экологической оценки (СЭО) с интеграцией элементов СЭО в методологию, методику и практику разработки документов планирования и прогнозирования социально-экономического развития административно-территориальных единиц различного уровня;

– институциональное реформирование инспекционной деятельности в области охраны окружающей среды (экологического контроля), повышение статуса контрольно-надзорных служб, укрепления их материально-технической базы, совершенствование нормативных правовых актов в области экологического контроля;

– выведение на современный технологический уровень всех систем получения гидрометеорологической и радиационно-экологической информации путем внедрения автоматизированных средств измерения и обработки данных, использования новых методов дистанционного зондирования и прогнозирования, обеспечения своевременного предоставления информации различным потребителям и вхождения в глобальные информационные сети;

– нормирование величины нагрузок на окружающую среду и регулирование их пространственного распределения, усиление контроля за соблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

– интеграция функции планирования природоохранной деятельности в систему планирования отраслевого и территориального социально-экономического развития;

– стимулирование внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий в контексте предупреждающей экологической политики, совершенствование технологий по восстановлению нарушенных экологических систем.

Для решения задачи адаптации социально-экономического развития Беларуси к изменениям климата предусматривается:

– организация научного Центра климатологии и полярных исследований, выполняющего работы по изучению и анализу глобальных, региональных и локальных климатических изменений, оценке их влияния на социально-экономическую систему, разработке многовариантных адаптационных мер в климатозависимых видах экономической деятельности;

– создание экономически целесообразной адаптивной системы интенсификации сельского хозяйства, характеризующейся использованием обоснованного набора сельскохозяйственных культур и рациональной структуры севооборота, генетически устойчивых сортов, смешанных посевов, соблюдением оптимальных сроков выполнения агротехнических операций и фитоценотических мер борьбы с сорной растительностью;

– выравнивание возрастной структуры леса (повышение доли спелых древостоев и молодняков) путем регулирования лесопользования и организации санитарных рубок и лесовосстановительных работ;

– широкое внедрение водосберегающих технологий;

– планомерная лесомелиоративная деятельность в бассейнах рек; создание надежного гидрометеорологического мониторинга, широкое использование радиолокационной и спутниковой информации для оценки характеристик снежного покрова и планирования водохозяйственных мероприятий.

Стратегической целью защиты атмосферного воздуха является улучшение его качества для обеспечения экологически безопасной жизнедеятельности человека посредством минимизации выбросов загрязняющих веществ от стационарных и мобильных источников в воздушный бассейн.

Для ее достижения необходимо:

– совершенствование нормативной правовой базы и экономических механизмов, стимулирующих снижение выбросов загрязняющих веществ, в том числе за счет создания национального углеродного рынка;

– разработка программы действий для каждого основного загрязняющего вещества;

– использование наилучших доступных технических методов, передовых технологий, достижений науки и техники при строительстве новых, реконструкции действующих производств, а также выводе из эксплуатации объектов в промышленности, сельском, лесном, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и на транспорте;

– совершенствование организации дорожного движения, создание оптимальной плотности сети дорог;

– поэтапное внедрение для мобильных источников стандартов Европейского союза по выбросам загрязняющих веществ;

– организация выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, увеличения использования биодизельного топлива и биоэтанола, а также расширение использования транспортными средствами не нефтяных видов топлива, увеличение доли электрических транспортных средств до 6 процентов к 2030 году;

– увеличение доли общественного транспорта с улучшенными экологическими характеристиками в населенных пунктах с населением свыше 100 тыс. человек до 50 процентов;

– обновление парка подвижного состава и достижение общей доли механических транспортных средств высоких экологических классов (4 и выше) более 50 процентов;

– обновление парка воздушных судов;

– прекращение к 2025 году производства и импорта лакокрасочных материалов с 50-процентным и более содержанием летучих органических соединений, переход крупных технологических линий окраски на лакокрасочные материалы с содержанием летучих органических соединений менее 20 процентов;

– дальнейшее переоснащение и реконструкция пылегазоочистного оборудования на крупных промышленных объектах, обеспечив к 2020 году снижение выбросов веществ, имеющих твердое агрегатного состояние, до концентраций не более 50 мг/м³, для объектов использования и обезвреживания отходов 1-3 классов опасности – не более 30 мг/м³, асфальтобетонных заводов – не более 100 мг/м³;

– присоединение и ратификация международных договоров и соглашений в области охраны атмосферного воздуха.

Главной целью государственной политики в области ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечение устойчивого социально-экономического развития загрязненных территорий без ограничения хозяйственной деятельности по радиационному фактору.

Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следующих мер:

– усовершенствование системы дозового и радиоэкологического мониторинга, радиационного контроля путем оптимизации объемов инструментального определения содержания радионуклидов в организме человека, объектах окружающей среды, продуктах питания, продукции сельского и лесного хозяйства, выделения критических территорий и групп населения;

– поддерживание на высоком уровне соответствующих научных исследований, направленных на уточнение влияния радиационного фактора на рост онкологической заболеваемости и других долговременных радиационно-эпидемиологических последствий;

– продолжение изучения биологических эффектов малых доз облучения, сочетанного действия радиационного и других факторов, воздействия сложившейся радиационной обстановки на окружающую среду и биоту;

– постоянное наблюдение за состоянием здоровья населения в целях снижения риска медицинских последствий для нынешнего и последующих поколений; усиление лечебно-оздоровительной, диагностической и реабилитационной помощи детям, проживающим на территории радиоактивного загрязнения;

– создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, стимулирование инновационной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, создания новых рабочих мест в загрязненных регионах;

– обеспечение поэтапного возврата в хозяйственное пользование выведенных из оборота земель исходя из требований радиационной безопасности и экономической целесообразности;

– актуализация организационных, агрохимических, агротехнических мероприятий и технологий, направленных на производство нормативно чистой сельскохозяйственной продукции в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах и в общественном секторе;

– совершенствование системы информирования и просвещения населения по вопросам радиационной обстановки и другим аспектам, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с целью окончательного преодоления населением синдрома «чернобыльской жертвы».

Стратегической целью в управлении опасными химическими веществами является снижение рисков и уровня воздействия опасных химических веществ на окружающую среду и здоровье населения. Ее достижение требует решения следующих задач:

– снижение поступления опасных химических веществ в окружающую среду;

– уменьшение концентрации опасных химических веществ в объектах окружающей среды;

– повышение безопасности продуктов питания, питьевой воды и потребительских товаров;

– предотвращение ввоза на территорию Республики Беларусь химических веществ, по которым отсутствует информация об их опасных свойствах, воздействии на здоровье человека и окружающую среду.

Для реализации поставленных задач необходимо:

– создать в Республике Беларусь единый координационный механизм по регулированию и контролю обращения опасных химических веществ;

– усовершенствовать законодательство в области управления химическими веществами, которое должно основываться на принципах предосторожности, «загрязнитель платит», «нет данных – нет рынка», «право знать», а также синергетическом подходе, предусматривающем совместную реализацию международных соглашений в области управления опасными химическими веществами;

– присоединиться к Роттердамской конвенции о процедуре достижения согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле;

– вывести из промышленного и потребительского использования ртуть и ртутьсодержащие товары согласно требованиям Конвенции Минамата по ртути;

– осуществить переход на Всемирную гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ и утвердить, как обязательный ее элемент, информацию о потенциальном риске химического вещества, мерах предосторожности и оказания первой медицинской помощи;

– уничтожить запасы стойких органических загрязнителей, накопленных в республике, снизить выбросы стойких органических загрязнителей из непреднамеренных источников в соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;

– провести инвентаризацию опасных химических веществ, создать инфраструктуру для ведения баз данных опасных химических веществ;

– принять меры по развитию мониторинга воздействия опасных химических веществ на здоровье населения и состояние окружающей среды, в том числевнедрить технологии биомониторинга в районах воздействия опасных объектов;

– улучшить информационный обмен между ответственными государственными структурами и заинтересованными организациями, обеспечить прозрачность информации, улучшение доступа широкой общественности к данным по опасным химическим веществам;

– укрепить кадровый и технический потенциал таможенных служб по контролю за экспортом (импортом) опасных химических веществ на государственной границе Республики Беларусь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.