Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика регионального развития






Стратегическая цель региональной политики – комплексное равновесное развитие каждого региона с учетом эффективного использования его ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ в интересах обеспечения высоких стандартов жизни населения и позитивного вклада регионов в национальную конкурентоспособность и безопасность.

Критериями достижения поставленной цели выступают:

– уменьшение регионального разрыва по показателю ВРП на душу населения (с 1, 8 раза в 2013 году до 1, 4 раза в 2030 году) и номинальной начисленной заработной платы (с 1, 4 раза в 2013 году до 1, 2 раза в 2030 году);

– полное обеспечение социальных стандартов уровня жизни во всех районах республики.

Региональные стратегии должны быть переориентированы с политики равномерного развития всех районов и небольших городских поселений на приоритетное развитие районов и городов, располагающих для этого благоприятными градостроительными и социально-экономическими предпосылками и являющихся центрами и подцентрами региональных систем расселения.

На первом этапе (2016–2020 годы) приоритетными задачамирегиональной политики являются:

1. Формирование и поддержка региональных центров развития путем:

– создания в городах, выступающих перспективными центрами роста региональной экономики, индустриальных площадок для организации субъектами МСП производства товаров (работ, услуг) и их реализации;

– стимулирования кластерного развития экономики регионов, в том числе на основе создания комплексной системы государственной поддержки кластерных проектов, что позволит ускорить процесс внедрения новых организационных форм интеграции и кооперации субъектов хозяйствования, осуществляющих различные виды экономической деятельности.

2. Сокращение необоснованной межрегиональной дифференциации в уровне жизни населения, что предполагает:

– создание новых высокопроизводительных рабочих мест, совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей локальных рынков труда;

– повышение мобильности трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности незанятых граждан, содействие самозанятости населения и предпринимательской деятельности, прежде всего в сельской местности;

– рост уровня заработной платы, взаимоувязанного с производительностью труда и другими показателями эффективности производства;

– развитие и эффективное функционирование социальной инфраструктуры, улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства граждан.

3. Структурная перестройка региональной экономики предусматривает:

– создание новых инновационных производств и организаций, использующих ресурсо- и энергосберегающие технологии, обеспечивающие выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, и ориентированных на экспорт;

– ускоренное развитие производств и видов деятельности по углубленной переработке местных сырьевых ресурсов без ущерба для экологической ситуации;

– модернизацию действующих промышленных организаций (в том числе градообразующих организаций в малых и средних городах) путем расширения практики субсидирования из местных бюджетов части процентных ставок по кредитам на обновление технологического оборудования и внедрение новых технологий;

– совершенствование системы поддержки экспортоориентированных организаций, в том числе расширение набора инструментов поддержки (прежде всего ориентированных на малые и средние предприятия, начинающих экспортеров), облегчение условий ее предоставления;

– развитие различных форм аграрной интеграции.

4. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности:

– поддержка малого бизнеса в регионах на основе франчайзинга (договорных отношений между крупным и малым бизнесом, связанных с использованием фирменной марки, «бренда» крупной компании);

– дальнейшее формирование малого бизнеса в малых и средних городах, сельской местности на основе субконтрактации (как филиалов, участков, обслуживающих предприятия в крупных городах);

– формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

– создание сети центров кластерного развития как основного элемента инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

– внедрение форм финансового стимулирования приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в сферах производства и оказания социальных услуг;

– развитие новых форм организационно-технологического взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса (аутсорсинг, инсорсинг, краудсорсинг и др.), что позволит существенно снизить издержки производства и обращения, повысить конкурентоспособность их продукции на рынке, в том числе внешнем.

5. Укрепление ресурсной базы местных бюджетов за счет:

– увеличения доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;

– снижения дотационности местных бюджетов;

– сближения уровня налоговых и неналоговых доходов бюджетов районов в пределах областей;

– эффективного управления долгом органов местного управления и самоуправления на основе:

· соблюдения предельного размера долговых обязательств и расходов по их обслуживанию и погашению, установленных законодательством;

· минимизации платежей исполнительных комитетов в качестве гарантов.

6. Решение проблем отстающих в своем развитии районов от среднереспубликанского уровня посредством:

– стимулирования размещения в них новых организаций и производств;

– развития производств, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельхозпродукции, выпуском изделий из местного сырья;

– развития агро- и экотуризма.

7. Преодоление инфраструктурных и институциональных барьеров в социально-экономическом развитии регионов на основе:

– развития государственно-частного партнерства в форме объединения государственных и частных ресурсов в рамках социально значимых региональных проектов, заключения специальных соглашений (соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения, государственные контракты, инвестиционные контракты и другие);

– делегирования полномочий государства в лице органов местного управления и самоуправления частному сектору;

– финансирования государством развития инфраструктуры для комплексного социально-экономического развития территорий;

– привлечения бизнеса к решению социальных задач регионов (здравоохранение, образование, культура);

– дальнейшего формирования региональной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;

– предоставления льгот, нефинансовых стимулов, создания условий для притока инвестиционных ресурсов;

– создания региональных структур по поддержке инвестиционной деятельности, содействия в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

– расширения практики применения государственных грантов и гарантий инвесторам, участвующим в реализации региональных программ и вкладывающих средства в создание новых организаций приоритетных видов экономической деятельности;

– формирования инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа.

8. Повышение эффективности и финансовой устойчивости градообразующих организаций малых и средних городских поселений за счет:

– более эффективного использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, имеющихся региональных преимуществ, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, создания новых производств конкурентоспособной продукции;

– создания производств с экспортным потенциалом, в том числе путем кооперации со средними и крупными промышленными организациями.

Организационно-экономические механизмы достижения поставленных задач предусматривают:

– разработку местных повесток (стратегий) устойчивого развития для городов областного подчинения и 5-6 районов каждой области с целью обеспечения динамичного развития территориальных хозяйственных систем с учетом рационального использования местных ресурсов и сохранения окружающей среды;

– расширение функций местных органов власти по координации и контролю социально-экономического развития региона;

– улучшение оперативного взаимодействия с организациями всех форм собственности и видов экономической деятельности по комплексному развитию территории.

На втором этапе (2021–2030 годы) политика регионального развитиябудет нацелена на расширение местного самоуправления в решении социально-экономических и экологических проблем, сокращение дотационности районов и обеспечение высокого уровня жизни населения во всех регионах.

Основными задачами в долгосрочной перспективе станут:

1. Совершенствование административно-территориального деления.

2. Углубление специализации экономик регионов, раскрывающих их потенциальные возможности и конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг за счет:

– замещения традиционных производств высокотехнологичным сектором;

– дальнейшего развития производств и видов деятельности, использующих местное сырье и ресурсы, а также связанных с обслуживанием сельского и лесного хозяйства;

– углубления региональной аграрной специализации, создания узкоспециализированных зон производства сельскохозяйственной продукции;

– внедрения экологобезопасных систем земледелия, бережного и эффективного использования продуктивных земель, исключающих деградацию, снижение плодородия и загрязнение почв;

– обеспечения приоритетного развития сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством экологически безопасного сырья и продуктов.

3. Опережающее развитие городов и районов, выступающих центрами региональных кластеров, что предусматривает:

– субсидирование затрат на создание и организацию деятельности центров кластерного развития;

– предоставление организациям кластерного развития помещений для размещения участников кластера, а также земельных участков (без проведения аукционов и взимания платы за право заключения договора аренды) и оборудования для индустриальных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры для организации предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг);

– субсидирование части затрат на создание специализированной инфраструктуры кластерного развития (создание и организация деятельности центров коллективного пользования оборудованием, испытательных лабораторий, центров трансфера технологий, опытных производств, обеспечение функционирования интернет-порталов), предусмотренной кластерным проектом, прошедшим конкурсный отбор.

4. Повышение социальных стандартов жизни населения по мере экономического роста, их дифференциация с учетом особенностей расселения населения, прежде всего для сельских районов, посредством:

– дифференциации системы социальных льгот и выплат, позволяющей оказывать дополнительные виды социальной поддержки жителям сельской местности, специалистам наиболее востребованных на рынке труда профессий;

– оптимизации территориального размещения сети учреждений социального обслуживания, укрепления их материально-технической базы;

– развития социально-культурных центров, имеющих многофункциональный характер;

– расширения практики посещения отдаленных населенных пунктов комплексными мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб.

5. Стимулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов путем:

– приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов-спутников столицы и областных центров республики;

– укрепления межрегиональных связей, преодоления оторванности периферийных регионов от больших городов страны, трансъевропейских и национальных транспортных коридоров, основных сетей и объектов энергетической, научной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры;

– проведения активной миграционной политики, направленной на привлечение в районы с кризисной демографической ситуацией трудовых мигрантов с высокими качественными характеристиками, широкое освоение технологий маркетинга территорий.

6. Углубление трансграничного сотрудничества за счет:

– формирования кооперационных технологических цепочек с производствами в странах ЕАЭС (в форме холдинговых структур и трансграничных кластеров в приграничных областях) и создания совместных с ними маркетинговых альянсов на рынках третьих стран;

– развития импортозамещающих производств, нацеленных на рынок Таможенного союза, в том числе за счет создания филиалов и сборочных производств ТНК на территории республики с постепенным ростом локализации производства.

Организационные меры предусматривают:

– разработку для всех административно-территориальных единиц областей местных повесток (стратегий) устойчивого развития;

– переход от централизованного перераспределения государственных ресурсов между административно-территориальными единицами на стимулирование самофинансирования регионов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.