Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ работы ДОУ с семьей по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста






Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня агрессивности дошкольников старшей группы.

Эмпирическая база исследования: старшая группа ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 152».

Эксперимент проводился в период с ноября 2013 г. по март 2014 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-6 лет: С целью диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие методики:

1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1) [56];

2) Анкета для родителей " Ребенок в семье" [60];

2)Беседа с воспитателем;

3) Анализ документации.

Схема наблюдения Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Инструкция.

Родителям воспитанников были розданы бланки (1 бланк на ребенка) с 20 критериями, которые отражают ту или иную форму проявления агрессивности ребенка.

В течении нескольких дней родители наблюдают за детьми и по каждому ребенку на бланке отмечают какие из критериев проявляются у него.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Затем баллы суммируются.

Высокий уровень агрессивности — 15-20 баллов.

Средний уровень агрессивности —7—14 баллов.

Низкий уровень агрессивности — 1-6 баллов.

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 56% высокий уровень агрессивности (см. табл.1 и диагр.1).

Таблица 1.

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий
1. Рома О.        
2. Полина П.        
3. Аня А.        
4. Таня М.        
5. Костя М.        
6. Миша О.        
7. Катя М.        
8. Настя М.        
9. Оксана В.        
10. Юля Б.        
11. Антон Л.        
12. Саша В.        
13. Света П.        
14. Ксюша С.        
ИТОГО   2 ребенка 4 ребёнка 6 детей
             

 

 

Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у десятерых детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности: Настя М., Рома О., Полина П., Таня М.

Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Так, например, из беседы с воспитателем, мы выяснили, что Настя М. (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается завладеть рукой.

Девочка Полина П. (высокий уровень агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Ксюша вообще довольно своеобразно ведет себя в группе. У нее свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Она все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность.

Так же родителям была предложенаанкета «Ребенок в семье» (из анкеты для родителей «Ваша семья и ее традиции»), которую родителям предлагалось заполнить дома.

Вопросы анкеты.

1. Что в вашей семье поют или рассказывают детям, в том чис­ле на ночь? Что вам пели или рассказывали в детстве? Чем заменя­ли пение или рассказывание?

2. Есть ли в вашей семье сказки. Которые взрослые сочиняют для детей?

3. Есть ли сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хо­чет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т.п.?

4. Чем и в каких формах а вашей семье пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут?

5.Есть ли особые (словесные и другие) семенные формы поощ­рений? Кого обычно приводят детям в пример?

6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?

7. Что вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?

8. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших па­мятны вам с детства?

9. Какие события в жизни ребенка празднуются в вашей семье?

10. Как часто вы говорите детям о том, что любите их, гордитесь имим?

11.Что считается в вашей семье признаком взрослости?

12. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.

Проанализировав результаты анкетирования можно сделать следующие выводы.

Родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папе. В семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Что же касается каких-либо сказок или поучительных историй, которые можно применять, например, укладывая ребенка спать, или чтобы заставить сделать что-то, то в случае семей с агрессивными детьми родители (практически все) ответили, что не пробовали применять данные методы. Сами же родители не помнят было ли в их детстве что-то подобное. Некоторые родители отмечали, что ребенком в семье в основном занимается бабушка.

Таким образом следует отметить, что агрессивное поведение детей является фактом того, что родители не имеют достаточных знаний для предупреждения агрессивного поведения ребенка. Многие родители считают, что проще наказать ребенка за какой-то проступок, чем поговорить и выяснить его причину, провести беседу с ребенком.

Именно поэтому главной задачей воспитателя в работе с агрессивными детьми является разработка программ по совместной работе с родителями, направленной на профилактику агрессивного поведения детей в условиях семьи.

Беседа с воспитателем и анализ планов работы с родителями показал, что в данном дошкольном образовательном учреждении профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста развита слабо, воспитатели практически не проводят совместной с родителями работы по данному вопросу. В плане работы воспитателя есть только одно родительское собрание посвященное профилактике агрессивного поведения детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.