Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста






 

Проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи отражена в работах Андреевой Г.М. [3; с.87-89], Семенова В.Д. [43; с.2], Мудрика А.В. [35; с. 10], Щекиной О.А.

В ходе организации воспитательного процесса в детском саду актуальной задачей, по мнению научного руководителя Щекиной Ольги Александровны, является обеспечение эффективными способами взаимодействия в различных ситуациях (ребенок - ребенок, ребенок - родитель, родитель - воспитатель), коррекция агрессивных проявлений детей, обучение их эффективным способам взаимодействий. Для этого необходимо установить открытые добрые и доступные отношения для понимания друг друга, создать ребенку позитивный образец для подражания.

Ребенок постепенно начинает входить в мир взрослых, в мир взаимоотношений между людьми. Он как бы присматривается к взрослым. Он впитывает окружающую действительность, воспринимает любую информацию и положительную и отрицательную.

Понятие взаимодействия рассматривается в философской, психологической, педагогической, социальной литературе.

В философии понятие «взаимодействие» описывается как форма развития, осуществляемая в определенном пространстве. Взаимоде́ йствие какфилософская категория, отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы [22; с.24].

В социальных науках данное понятие раскрывается как многофункциональная, совместная деятельность; в психологии описывается источник саморазвития структур, как причина и следствие взаимодействующих сторон; в педагогике показываются субъективные связи и отношения, как организация деятельности ребенка, анализируется согласование целей, методов, способов воспитания (дошкольного, школьного и семейного).

Изучение явления «взаимодействия» в психологии анализируется с точки зрения трех основных направлений: взаимодействие как процесс деятельности (Г.М.Андреева, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.); взаимодействие как процесс общения (В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов и др.); межличностные отношения в процессе взаимодействия (Н.В.Кузьмина, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов, К.К.Платонов, В.В.Рубцов, Г.П.Щедровицкий).

Исследуемая проблема подробно анализируется в педагогических исследованиях. Она рассматривается с одной стороны как особый вид совместной деятельности и учебное сотрудничество (Л.И.Айдаровой, В.В. Давыдовым, В.К.Дьяченко, В.А.Кольцовой, В.Л.Ляудис, Х.И.Лийметс, Е.В. Цукановой и др.). С другой стороны, как объективно существующие отношения субъектов и объектов деятельности (Ю.К.Бабанский, А.Е. Кондратенков, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Ю.М.Орлов, Н.Ф.Родионова, В.А.Ситаров и др.).

Авторы книги «Дошкольная педагогика» Козлова С.А. и Куликова Т.А. раскрывают проблемы взаимодействиякак:

а) неготовность к взаимопониманию педагогов, авторитаризм в стиле общения, недостаток педагогической культуры, неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, недостаточная коммуникативная культура родителей, низкая общая педагогическая культура, недооценка роли сотрудничества, безответственность в вопросах воспитания, иногда, аморальное поведение;

б) правовая некомпетентность субъектов;

в) недостаточная информированность субъектов о деятельности учебного заведения – необходимость единого информационного пространства[24; с.292].

Взаимодействие родителей и воспитателей в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье [24; с.293].

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие. Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется четко очерченными границами и формальностью общения.

Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой).

Взаимодействие детского сада и семьи – это двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу. А взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным. Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность. Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей, а детские праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.

Критериями качества взаимодействия детского сада и семьи являются:

- ценностное отношение друг к другу (открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в детском саду; согласие, толерантность (терпимость, принятие культурных отличий); принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых);

- информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной), о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости; о достижениях систем в воспитании дошкольников; об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей;

- включенность в совместную деятельность (совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка; совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем; совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализации) [1; с.15].

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту, и можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по конкретной проблеме. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, всеминарах, диспутах, клубах по интересам и т.п. Ведь проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить.

По мнению Запорожца А.В.: профилактика это система мер государственного и общественного воздействия, направленная на выявление и устранение причин негативно влияющих на физическое и нравственное здоровье и развитие несовершеннолетних, а также на предупреждение безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения [21; с.195].

Профила́ ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска [58].

Профилактика это процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих отклонение в поведении человека [59].

В социальной педагогике профилактика – это мероприятия, направленные на: предотвращение физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у человека; сохранение, поддержание, защиту нормального уровня жизнедеятельности ребенка; содействие ребенку в достижении социально-значимых целей [22; с.23].

Анализируя труды Запорожца А.В. и Марковой Т.А. можно выделить подходы к осуществлению профилактики:

1. Подход, основанный на распространении информации. Самый распространенный в профилактике. Недостатки: предоставленная информация носит частичный характер, основана на запугивании, не дает представления о результате. Метод не эффективен.

2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Все дети, склонные к правонарушениям, имеют недостатки развития чувственной сферы и проявляют отклонения в поведении. В данном подходе применяют тренинг эмоционального обучения, арт-педагогические и арт-терапевтические методы, приемы, направленные на снижение стрессовой ситуации.

3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов, в умении противостоять негативной среде, в умении сказать «нет». Программы: «Ровесник – ровеснику», «Негативное проявление волевых качеств».

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков, на получении социальных навыков, которые не были привиты детям – получение нового опыта во взаимодействии с людьми.

5. Подход, основанный на развитии альтернативной деятельности по устранению девиантного поведения (программы, где характерны авантюризм, склонность к риску, туристические программы, система дополнительного образования).

6. Подход, основанный на укреплении здоровья: санитарно-гигиенические мероприятия, борьба с курением, дни здоровья [21; с.197].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, чтона начальных этапах взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ по профилактики агрессивного поведения дошкольников необходимо применять следующие формы взаимодействия с семьями детей: тематические родительские собрания и конференции, лектории, психолого-педагогические практикумы, индивидуальные и групповые консультации для родителей, дискуссии, родительские и семейные клубы, семейные праздники: День Матери, День Семьи. Индивидуальная работа с агрессивным ребенком может проводиться по следующим направлениям:

Игра (наиболее часто используется в работе с детьми дошкольного возраста).

1. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

2. Сублимирование агрессии в полезную деятельность (помощь взрослым, уход за домашними животными, забота о больных и пожилых родственниках и пр.).

3. Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества. Индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате иногда бывают нежелательны.

Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенностей его личности, системы отношений и реагирования, можно применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Розенцвейга, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и пр.) [11; с.101], а также просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта.

Результаты рисуночного теста семьи рекомендуется анализировать совместно с родителями детей. Это нередко дает эмоциональный эффект и служит способом лучшего понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, которым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные взаимоотношения. Ведь многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. В этом может помочь детско-родительская терапия, которая выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в совместных семейных занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость, каковы ее разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в данной ситуации.

Важную роль в профилактике агрессивного поведения ребенка имеют семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Например, известный этнограф и социолог М. Мид, изучая семейные взаимоотношения, сделала очень интересные наблюдения.
В тех семьях, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: с первых дней жизни ребенка мать резко отлучает его от груди и надолго уходит работать, общение с матерью происходит очень редко – только во время утреннего и вечернего кормления, большую часть времени ребенок проводит в одиночестве, опекаемый лишь случайно подошедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Совершенно другая картина наблюдается в сообществах, где вся структура жизни построена на взаимопомощи и кооперации, а идеалом личности является мягкость в общении, альтруистическое отношение к другим. Эти культурные установки проецируются и на воспитание детей. С первых дней жизни ребенок окружается заботой и вниманием родителей или родственников. Общение взрослых и детей позитивно окрашено, наказание редки. Единственной особенностью поведения, которое вызывает строгость и недовольство родителей, является агрессивность. Драки и ссоры между детьми немедленно пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах. Таким образом, можно заключить, что на профилактику агрессии оказывают влияние отношения и поведения родителей.

Таким образом исходя из анализа различных подходов к определению категории взаимодействия, взаимодействие ДОУ и семьи представляет собой целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного воспитания. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечение его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме. Достижение данной цели возможно при организации творческого сотрудничества на основе единства взглядов на воспитание, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, их активного субъект-субъектного партнерского взаимодействия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.