Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов






 

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.

И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности.

В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. Агрессию могут вызывать оскорбления личностного достоинства, повседневные страдания, прерывание «цикла» получение удовольствия, принуждения и наказания. Таким образом, причиной агрессии чаще всего являются физические и психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или достижению целей человека. Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство уверенности в себе при агрессии значительно выше, чем при любой другой эмоции.

Наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих детей и обращения к специалистам является как раз детская агрессивность. Детская агрессивность – явление нормальное с психологическими особенностями каждого возраста. И взрослым, для того, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях.

Наиболее сильные проявления агрессии свойственны именно детям, причем, младшего возраста. Обнаруживается она очень рано: уже в громком плаче грудного младенца любая внимательная мать уловит злые, возмущенные нотки. Малышу в чем-то отказали и это его сильно раздражает.

Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть или обмануть и в большинстве случаев детская агрессия - всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к семи годам (в норме) идет на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребенок уже научается разрешать конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, они становятся менее эгоцентричными и лучше понимают чувства и поступки других людей. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на препятствия и запреты не уменьшается, а только набирает силу, то есть повод для беспокойства. Очень многое в период детской агрессии (до 6-7 лет) зависит от реакции на нее родителей. И тут нашим детям нужна скорее помощь и понимание, чем строгость и наказания за неприемлемое с точки зрения морали поведение.

В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.

И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности и ее профилактики, а так же взаимодействию воспитателей и родителей, направленному на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы - изучить содержание, методы и формы взаимодействия семьи и ДОУ по решению проблем профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - содержание, методы и формы совместной работы ДОУ и семьи, направленной на профилактику агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза - профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста может способствовать совместная работа ДОУ и родителей. Для этого должны быть созданы следующие условия:

- специально организованная работа с родителями, направленная на повышение их грамотности в области предупреждения агрессивного поведения;

- использование специально отобранных методических материалов, способствующих профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

- организация фронтальных и индивидуальных форм работы с родителями по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть основные подходы к профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

- изучить особенности работы ДОУ с семьей по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

- разработать программу совместной работы ДОУ и семьи, направленную на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

- провести качественный и количественный анализ результатов,

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы

2. Психолого-педагогический эксперимент, включенное наблюдение, беседа

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Во второй главе проведено анкетирование родителей, направленное на определение как уровня агрессивности детей, так и степени ознакомленности родителей с проблемами агрессивного поведения и его профилактики. На данном этапе была использована анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Так же была проведена беседа с воспитателями на тему проявления агрессивного поведения у воспитанников и его профилактики, а так же анализ планов работы ДОУ с родителями по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.