Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт разрешения конфликтов в школах г. Екатеринбурга






В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер. Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытаясь демонстрировать что-то свое, оригинальное. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в школе и способы решения этих конфликтных ситуаций. Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе МАОУ Лицей №128 города Екатеринбурга

«Конфликт на уроке».

Некоторые ученики 9 класса на протяжении всего учебного года пытаются срывать уроки учителям. В этом классе роль лидеров выполняют ряд девочек, которые подчинили себе остальную половину класса и многие одноклассники не могут им противостоять. Они нахальны и грубы. Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме разговора, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников. Проявляя свои лидерские качества в школе, они очень сильно боятся своих родителей. Они хотят, чтобы их уважали, не давая ничего взамен.

Педагоги предлагают следующее решение назревшего конфликта: Провести индивидуальные беседы с родителями данных учащихся, работа психолога в данном коллективе просто необходима, координация действий учащихся, вовлечение их в плодотворную работу школы. Основное и главное не позволять " панибратства" с их стороны, держать их на " расстоянии". Сами же педагоги утверждают, что должны лояльно и терпеливо относиться к данной ситуации не срываясь на крик и не пуская ситуацию на самотек. Ведь здесь помимо их основных качеств личности влияют так же особенности их возраста, выйдя из переходного возраста, они не могут проявить себя как более взрослые люди в силу своих психологических особенностей.

«Трудные» в классе.

Этот конфликт произошел в 7 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, не имеющий по поведению и обучению успешного положения, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят более успешных в обучении, но не входящих в " авторитетную группу". Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, физические действия, мальчик подвергался преследованиям, его поджидали после школы, где он подвергался избиению, было моральное унижение.

Ситуация была взята под контроль, как родителями обиженных детей, так и педагогами и психологами. Педагоги уверены, что помощь психолога необходима для мальчика который проявлял некорректные действия по отношению к своим одноклассникам. Если бы ситуация не была рассмотрена, то это могло плохо сказаться на отношении ребят. А так же была проведена беседа педагога с родителями этих детей, и беседа с учащимися класса о нецелесообразности данной ситуации.

Таким образом практика решения конфликтов в классных коллективах школ города Екатеринбурга подтверждает, что отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.

Умение завершить конфликт - является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы. Но предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

- создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей).

- оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

- устранение социально - психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

- блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

 

Заключение

 

Учебные коллективы - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям, требующее индивидуального подхода

Классы в школах это учебные коллективы, с которыми каждому человеку в своей жизни приходиться сталкиваться не однократно. Классный коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Классный коллектив имеет определенные функции:

-воспитательную: классный коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;

-организационную: классный коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

-стимулирующую: классный коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В классном коллективе очень часто возникают конфликты, и профессионалам необходимо знать, что такое конфликт, стадии протекания конфликтов и их виды.

Существуют многочисленные виды конфликтов. В школьном классе могут встречаться, как межгрупповые, внутригрупповые, межличностные, внутриличностные конфликты. При руководстве классным коллективом педагогу необходимо знать и руководствоваться всеми классификациями конфликтов. В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Я.А. Анцупов, А.И. Шипилов отмечают следующие причины конфликтов в классе: борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость; примитивный тип общения одного из противников; по причине разного возраста и разного пола.

Выделяют четыре стадии протекания конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

2. Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников.

3. Переход к конфликтному поведению.

4. Разрешение конфликта связанное с предметом конфликта.

Знания стадий протекания конфликтов, видов и причин их возникновения в классных коллективах не достаточно, необходимо знать способы разрешения конфликтов.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Выделяют пять основных способов разрешения конфликтов (К. Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Главная, наиболее действенная предпосылка прекращения конфликта состоит в устранении тех объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. Существует пять основных форм завершения конфликта:

- Разрешение

- Урегулирование

- Затухание

- Устранение

- Перерастание в другой конфликт

В классном коллективе очень важно уметь разрешать конфликты. Педагогу важно знать средства воздействия, применяемые учителями при разрешении конфликтов.

Практика решения конфликтов в классных коллективах школ города Екатеринбурга подтверждает, что отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.

Умение завершить конфликт - является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы. Но предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям: создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; оптимизация организационно-управленческих условий работы школы создание «ситуации успеха»; устранение социально - психологических причин возникновения конфликтов; блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

В ходе курсовой работы были определены сущность понятия конфликта, его структура, функции. Изучены возможные конфликтные ситуации в классном коллективе и их причины. Рассмотрены и определены пути разрешения конфликтов и их формы.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2007. 362 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб: Питер, 2008. 490 с.

3. Багдасарова С.К., Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений. М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. 315 с.

4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Пер. с англ. А.Б.Орлова. М.: Академический проект, 2008. 207 с.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте СПб.: Питер, 2008. 400 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.