Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и функции учебного коллектива






 

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем [30, с. 29]:

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

З. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

Таким образом, учебные коллективы - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям, требующее индивидуального подхода и выполняет следующие функции: воспитательную, организационную, регулятивную, стимулирующую.

Классы в школах это учебные коллективы, с которыми каждому человеку в своей жизни приходиться сталкиваться не однократно. Классный коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Классный коллектив имеет определенные функции:

-воспитательную: классный коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;

-организационную: классный коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

-стимулирующую: классный коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В классном коллективе очень часто возникают конфликты, и профессионалам необходимо знать, что такое конфликт, стадии протекания конфликтов и их виды.

 

2. Конфликты в классе: определение, виды, стадии, причины возникновения

 

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» – столкновение [22, с. 598]. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4.Столкновение сторон, мнений, сил.

Таким образом, конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор.

Существуют многочисленные виды конфликтов. В школьном классе могут встречаться, как межгрупповые, внутригрупповые, межличностные, внутриличностные конфликты. При руководстве классным коллективом педагогу необходимо знать и руководствоваться всеми классификациями конфликтов. В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Я.А. Анцупов, А.И. Шипилов отмечают следующие причины конфликтов в классе:

- борьба за лидерство;

- ущемление достоинства или амбиций одного из детей;

- неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не подержала её в ситуации, когда надо «выручать»;

- психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта);

- примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию;

- по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще помолчи») и разного пола («я мальчик –я сильнее»)

- прямое оскорбление, в том числе и «невинных»- дерганье девочек за косички, ущемление достоинства[30, с. 45].

Выделяют четыре стадии протекания конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

2. Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников.

3. Переход к конфликтному поведению, то есть к реальным действиям сторон, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные.

4. Разрешение конфликта связанное с предметом конфликта, наличие объективных возможностей для его разрешения, участие и условия протекания конфликта, деловых и личностных качественных лиц, участие в конфликте.

Знания стадий протекания конфликтов, видов и причин их возникновения в классных коллективах не достаточно, необходимо знать способы разрешения конфликтов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.