Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы разрешения конфликтов в классном коллективе






 

Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранение противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующей сторон, так и без их согласия.

Только около 62% конфликтов между учителем и учеником разрешаются или регулируются (А.И. Шипилов, 1993). В 38% конфликтов противоречие не разрешается или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает(6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%) [12, с. 426].

Таким образом, разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Выделяют пять основных способов разрешения конфликтов (К. Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще. Сотрудничество считается наиболее эффективным способом разрешения конфликта. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, как союзника в поиске решения.

Главная, наиболее действенная предпосылка прекращения конфликта состоит в устранении тех объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. Существует пять основных форм завершения конфликта:

- Разрешение

- Урегулирование

- Затухание

- Устранение

- Перерастание в другой конфликт

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместной деятельности по разрешению существующих проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в классном коллективе, росту взаимопонимания. В классном коллективе очень важно уметь разрешать конфликты. Педагогу важно знать средства воздействия, применяемые учителями при разрешении конфликтов. «Возврат эмоций», осознание своей профессиональной позиции, позна­ние мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка. Наказание, должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов. Приглашение «третьего». Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.