Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоверные (сахих).






Достоверным является хадис с непрерывным иснадом, каждый из передатчиков которого воспринимал этот халис от своего шейха, упомянутого в иснаде, причем ни одно имя не было пропущено. Польза этого условия состоит в том, что его соблюдение исключает возможность появления в иснаде имени такого передатчика, который нигде не упоминается и который может оказаться слабым или лживым.

Достоверный хадис должен удовлетворять пяти нижеследующим условиям:

а - Непрерывность иснада, что подразумевает собой вос­приятие данного хадиса каждым из его передатчиков непосредственно от его шейха, упомянутого в этом же иснаде, и


отсутствие каких бы то ни было пропусков. Смысл этого условия состоит в том, чтобы исключить возможность наличия передатчика, не упомянутого в этом иснаде, так как он может оказаться слабым или лживым.

б - Добросовестность передатчика, под которой в данном случае подразумевается отсутствие любых поводов для обвинения его в нечестии или непорядочности. Смысл этого условия состоит в том, чтобы убедиться в такой степени приверженности передатчика к религии, которая иск­лючает возможность сознательного возведения лжи на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или отсутствия у него благо­честия или удостовериться в правильности его передачи.

в - Абсолютная точность. Здесь речь может идти как о точном запоминании наизусть, когда передатчик запоминает хадис, ничего не забывая, так и о сохранении его в письменной форме, когда передатчик записывает его, защищая запись от всяческих примесей и искажений. Смысл этого условия очевиден.

г - Отсутствие отклонений, ведь даже достойный доверия передатчик (то есть тот, кто отличается добросовестностью и точностью,) мог допустить ошибку в каком-либо хадисе, положившись на собственные предположения и вступив в противоречие с тем, кто был достоин доверия в большей степени. В подобных случаях становилось ясно, что в этом хадисе есть ошибка, а сами такие хадисы назывались “ отклонившимися ” (шазз). Смысл этого условия состоит в том, чтобы уберечься от возможных домыслов или ошибок достойных доверия передатчиков, хотя они и допускали их редко.

д - Отсутствие недостатков, умаляющих достоинство хадиса. Под недостатком такого рода подразумевается какая-либо скрытая причина, которую имамы, обладавшие глубокими познаниями, выявляли по данным своих наблюдений, указывавших на ошибку или домысел передатчика. Обычно подобные недостатки обнаружива­лись в иснадах.

Примечание:

В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся только достовер­ные хадисы. Высшей степенью достоверности отличаются те ха­дисы, которые приводятся обоими шейхами.


2 - Хорошие (хасан) хадисы.

С учетом смысла вышеупомянутых условий, которым должны удовлетворять достоверные хадисы, мы рассматриваем их как условия, которые не могут дифференцироваться по степеням, иначе говоря, хадис либо удовлетворяет тому или иному условию, либо нет. Так, например, иснад является либо непрерывным, либо нет, хадис является либо отклонившимся, либо нет, передатчик является либо добросовестным, либо нет и т.д. Единственным исключением являет­ся условие, касающееся точности, ибо точность — понятие относитель­ное и поддающееся дифференциации. Так, например, передатчик мог и не соханить все в высшей степени точно, но в то же время его нельзя было считать небрежным и допускавшим много ошибок. Таким образом, он занимает некое промежуточное положение, а хадис, переданный им, называют хорошим. Определяют же хороший хадис следующим образом:

Хадис с непрерывным иснадом, каждый из передатчиков которого отличался добросовестностью, допуская некоторые неточности, и передавал хадис со слов подобных себе ”.

3 - Отвергаемые (мардуд) хадисы.

Существуют разные категории таких хадисов. Так, например, есть категория слабых (да’иф) хадисов, которые отвергаются по той причине, что большинство мухаддисов считает, что передат­чик допустил ошибку, или потому, что хадис является крайне слабым, так как не удовлетворяет большинству вышеупомянутых условий достоверности, или ввиду того, что его передатчик обвиняется в лживости, и т.д.

Наихудшими из отвергаемых хадисов являются хадисы подлож­ные, иначе говоря, вымышленные и, следовательно, возводящие ложь на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

В целом слабые хадисы определялись как хадисы, кото­рые не соответствовали требованиям, предъявляемым к хадисам хорошим.

Можно указать на множество разных причин, в силу которых хадис считается слабым.

Так, например, хадисы, не удовлетворявшие требованию не­прерывности иснада, могут быть разных видов:

1 - Мункати’ - хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, имена которых не следуют друг за другом.

2 - Му’ диль - хадис, в иснаде которого отсутствуют имена двоих передатчиков подряд.

3 - Му’алляк - хадис, в начале иснада которого есть про­пуск (имеется в виду пропуск со стороны передатчика, например, аль-Бухари) независимо от того, сколько имен передатчиков пропущено.

4 - Мурсаль - хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя.

5 - Матрук - хадис, считающийся слабым по причине недобросовестности передатчика.

6 - Шазз или му’ алляль - хадис, считающийся слабым ввиду отклонений или недостатков.

Имеется также много хадисов, считающихся слабыми ввиду неточностей, допущенных передатчиками.


Хадисы, считающиеся достоверными в силу существова­ния других хадисов.

Достоверный хадис, определение которого было дано выше, является достоверным сам по себе и не нуждается ни в чём ином для под­тверждения своей достоверности.

Что же касается хадисов, считающихся достоверными в си­лу существования других хадисов, то так называются хорошие ха­дисы, если наряду с ними, но другим путем, передавались подобные им или более сильные хадисы, поскольку обнаружение того, что усиливает хадис, указывает на то, что хотя передатчик и не вполне точен, он всё же хорошо запомнил этот хадис, а поэтому он может быть отнесён к более высокой категории, то есть к категории достоверных хадисов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.