Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шесть сборников.






Этими источниками являются:

1 - “Сахих” имама аль-Бухари (ум. в 256 г.х.)

2 - “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 261 г.х.)

3 - “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш’аса ас-Сиджистани (ум. в 275 г.х)


4 - “Сунан” Мухаммада бин Исы ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.)

5 - “Сунан” Ахмада бин Шуайба ан-Насаи (ум. в 303 г.х.)

6 - “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 273 г.х.)

Их сборники разбиты на главы, каждая из которых посвящена какому-либо из вопросов фикха.

Кроме того, известен целый ряд авторитетных сборников хадисов, которые носят название “Муснад”. Все они разделены на главы по именам сподвижников, являвшихся передатчиками при­водимых в этих главах хадисов. Наиболее известным из этих сборников является “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля, умер­шего в 241 г.х.

Среди этих сборников можно выделить также “Муснады” Абу Дауда ат-Тайалиси и Исхака бин Рахавийи, умерших соответст­венно в 204 и 238 гг.х.

 

Усилия учёных по сохранению сунны.

Для защиты сунны от всяческих измышлений и ошибок му­сульманские учёные пользовались общепринятыми методами для проверки достоверности доходивших до них сообщений. Так, на­пример, они выясняли у своих информаторов, слышали ли они своими ушами то, что передавали им, или же выясняли, от кого они услышали это, после чего начинали собирать сведения о передатчике этого хадиса, и если выяснялось, что он достоин доверия, то сообщение принималось, в противном же случае оно отвергалось. При этом, поскольку речь шла о сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, являющейся вто­рой после Корана основой шариата, их исследования проводи­лись с особой тщательностью.

С целью защиты сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от всевозможных примесей и ошибок мухаддисы пользовались несколькими методами, среди которых можно выделить следующие:


Иснад.

Иснадом называется цепь передатчиков того или иного ха­диса, заканчивающаяся именем того, кто первым передал его текст (матн). За исключением сподвижников, которые слышали слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, непосредственно от него самого, хадисы принимались лишь от таких людей, которые упоминали имена тех, от кого они слышали со­общения о нем. В связи с этим, чем больше времени проходило после смер­ти пророка, да пребудут над ним благословения и мир, тем длиннее становились иснады, а составители сборников и пере­датчики хадисов стали говорить: ” Передал мне такой-то, кото­рому передал такой-то со слов такого-то... ”-, в конце концов передавая слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

И если даже представить себе, что кто-либо фабриковал хадис, снаб­жая его иснадом, то любой из бравших этот хадис от такого человека обязательно упоминал его в своем иснаде. В результате этот лжец автоматически превращался в одно из звеньев иснада, после чего становилось известно, что именно он и несет ответственность за фабрикацию. Таким образом, иснад является надёжным засло­ном, с помощью которого Аллах защитил сунну, и относится к числу отличительных особенностей этой обшины, и именно поэтому имам Абдуллах бин аль-Мубарак сказал:

- Иснад имеет отношение к религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что хотел.

 


2 - Наука отвода и подтверждения
(ильм джарх ва та’диль).

Это весьма важная область знания, благодаря которому до­стоверные хадисы можно отличать от ложных, а сильные - от слабых, в силу чего и требуется иснад. Это включает в себя целый ряд вещей, важней­шими из которых являются:

-Изучение всего комплекса сведений о передатчиках

разъяснение того, правдивостью или лживостью отличались их сообщения, не допускали ли они отклонений и не придерживались ли нововведений и были ли они добросовестными, а также разъяснение подобных этим вещей, что играло свою роль при решении вопроса о том, можно ли принимать их сообщения; собирание высказываний о пере­датчиках таких авторитетов в этой области, каковыми являлись Йахйа аль-Каттан, Ахмад бин Ханбаль, Йахйа бин Му’ин, аль-Бухари и Абу Хатим ар-Рази. Подтверждая сообщения передатчиков и называя их правдивыми или, наоборот, находя их сообщения слабыми и отводя их, эти автортеты либо опирались на свои знания о передатчике, в основе которых лежали критические замечания его шейхов и других таких же передатчиков, являвшихся его современниками и знавших его, либо собирали различные переданные им хадисы и сравнивали их с теми их версиями, которые приводили передатчики, по общему мнению всех заслуживающие доверия, и если обнаруживалось много расхождений, это указывало на его слабость, а если сообщения совпадали друг с другом, это указывало на соблюдение необходимых требований и мастерство передатчика.

На эту тему ещё в первые века ислама было написано мно­жество сочинений. К числу наиболее известных из них относится книга Ибн Сурура аль-Макдиси, где собраны сведения о тех лю­дях, на основе сообщений которых были составлены шесть выше­упомянутых наиболее авторитетных сборников. Это сочинение носит название “Аль-кямаль фи асма ар-риджаль”. Впоследст­вии оно было исправлено Абу-ль-Хаджжаджем аль-Маззи, напи­савшим “Тахзиб аль-кямаль”, а ещё позже Ибн Хаджар кратко из­ложил содержание сочинения Ибн Сурура в своём


известном тру­де “Тахзиб ат-тахзиб” и передал его основные положения в другой своей книге под названием “ Такриб ат-тахзиб”.

- Разработка положений

по определению того, на основании чего сообщение передатчика отводится ввиду сомнений в его добросовестности или точности, а также установление тех знатоков передатчиков, которые принимали его слова, и определение времени, когда это было сделано, наряду с определением степени их строгости в том, что касается отвода, и степени их снисходительности в том, что касается подтверждения. Разработка положений относительно тех случаев, когда сообщению одного и того же передатчика можно было дать и отвод, и подтверждение. Разработка положений, касающихся разъяснения и понимания смысла каждого из выражений, употреблявшихся знатоками, и того места, которое то или иное выражение занимало на шкале степеней подтверждения и отвода. Примером могут служить следующие выражения: правдивый, благочестивый, неплохой, это дело спорное и т.д.

 


Терминология хадисов
(наука об основах хадисов).

Здесь имеются в виду определённые принципы, на основа­нии которых судят о том, следует ли принимать или отвергать передатчика и то, что он передает.

В зависимости от того, каким образом хадисы доходили до нас, они делятся на два вида:

1 - Следующие один за другим — имеются ввиду широко известные хадисы (мутаватир).

Так называются хадисы, передаваемые целой группой пере­датчиков, которые, как правило, не могли вступить в сго­вор с целью фальсификации.

Повторяющимися они могут являться в том смысле, что в них использованы одни и те же выражения. Примером может слу­жить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Пусть тот, кто сознательно будет возводить на меня ложь, займет своё место в аду».

В таком виде эти слова передали более се­мидесяти сподвижников.

Повторяющимся хадис может быть и в том что касается его смысла, когда имеется много различных по форме и содержанию хадисов, которые, однако, имеют между собой и нечто общее. К числу таких хадисов относятся те, в которых сообщается о во­доёме и заступничестве.

2 - Отдельные (ахад).

Так называются все те хадисы, которые нельзя отнести к числу повторяющихся, иначе говоря, те, что передаются меньшим количеством людей.


Если хадис передаётся со слов троих и более передатчи­ков, он называется известным (машхур).

Если хадис передаётся со слов двоих, он называется ред­ким (азиз).

Если хадис передаётся со слов одного, он называется “ не­известным ” (гариб).

Следует отметить, что ни одна из этих сте­пеней не имеет прямого отношения к достоверности или слабос­ти хадиса. Так, например, известный хадис может быть слабым, а неизвестный — достоверным или достовернейшим.

Хадисы классифицируются и с точки зрения того, к какому источнику возводится их текст, что также не связано напря­мую с их достоверностью или слабостью.

Хадис кудси (священный хадис).

Так называются такие хадисы, текст (матн) которых, как указывал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заключает в себе слова его Господа.

В пример можно привести хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

 

«Аллах Всемогущий и Великий сказал: ” Я приготовил для Своих праведных рабов то, чего не видел глаз, о чём не слы­шало ухо и о чём не могло и помыслить сердце человека”».

Хадис марфу’.

Так называется любой хадис, в тексте которого приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или сообщается о его поступках.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.