Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 3. Гумилев Л. Н. От Руси до России, стр






 

1. Гумилев Л. Н. От Руси до России. - СПб., 1992, с.249.

2.Подробнее см. об этом: С.Ф. Платонов Лекции по русской истории. - М. 1993, стр.446-456, 540-543.

3. Гумилев Л. Н. От Руси до России, стр. 246 – 250.

4. стр.258 – 259.

5. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории - М., 1991, стр. 244- 246.

6. Небольшая орнаментальная композиция.

7. Декоративная деталь в виде полуразвернутого свитка или щита, обрамленного завитками.

8. Вид гравюры на металле, в которой углубленные элементы создаются не травлением, а прорисовкой резцом.

9. Форма картины, распространенная в Италии и редчайшая в России.

10. Сейчас эта работа находится в собрании Эрмитажа.

11. Конклюзиями тогда называли сложные аллегорические композиции.

12. см. об этом подробнее: Лохтина М.П., Шадрин И.А. Очерки русской художественной культуры IX-XYII вв. - СПб, 1993, с.97.

13. История русского искусства / Под общей ред. И. Э. Грабаря. – М., 1960, - Т.V., с.137.

14. Пыляев М. И. Старый Петербург. - СПб., 1889 /репринтное издание 1990/, с. 10.

15.Обрамление оконного или дверного проема на фасаде здания.

16. Украшение фасада здания большими грубо отесанными камнями. Кладка из таких камней, зрительно утяжелявшая первый, цокольный этаж, называлась рустовкой, позже рустовку стали имитировать при помощи штукатурки. В Петербурге чаще всего рустовкой отделывались углы здания.

17.Архитектурное украшение стены здания плоскими колоннами.

18. Часть здания, выступающая за основную линию фасада.

19. Вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельеф часто используется в архитектуре.

20. Вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема. Барельефами часто украшают архитектурные сооружения и постаменты памятников.

21. В которых строка или ряд строк, если читать их от начала к концу или от конца к началу, звучат одинаково (Кони топот инок, аки лев, и та мати велика).

22. Стихи, в которых выделенные прописью начальные или средние буквы строк, читаемые сверху вниз образуют какое-либо слово.

23. Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 4. М., 1937, с. 272-273

24. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М., 1993, с.562-563.

25. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века).- СПб., 1994., с. 15.

26. Лотман Ю. М. Указ. соч., с. 21.

27. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. – М., 1947., т. III., с. 153.

28. Лотман Ю. М. Указ. соч., с. 28.

29. Вид потолка, а также декорирующие его росписи и рельефы.

30. Декоративная панель, вставка, чаще всего с живописным или скульптурным орнаментальным обрамлением, расположенная над дверным или оконным проемом или зеркалом.

31. Часть стены или потолка, представляющая собой декоративное изображение, картину, как правило, в орнаментальном обрамлении.

32. (итал. вarocco – причудливый, странный) - художественный стиль, получивший распространение в конце XVI - середине XVIII в., сначала в Италии, затем во Франции и других странах Европы. Барокко часто называют стилем католицизма, искусством иллюзий, так как для него характерны динамика, эмоциональная экспрессия, доходящая до выражения религиозного экстаза, драматизма, мистического ощущения пространства. Барокко – искусство ансамблевых решений; в архитектуре ясность и четкость членений заменяются динамическим и деструктивным пониманием формы, игрой света и тени, пышностью и сочностью декора; в живописи и скульптуре – дематериализует форму.

33. Художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики. Ему свойственно стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм.

34. (франц. rococo – вычурный, причудливый) - художественный стиль в искусстве Франции второй четверти – середины XVIII в., получивший название от орнамента «рокайль», основным элементом которого является раковина. Этот орнамент является типичным для данного стиля. Характеризуется деструктивностью, камерностью, изысканностью, граничащей с манерностью.

35. (от лат. ordin– порядок, строй) - определенная художественная система строечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в своеобразной трактовке в архитектуру других стран. Основу ордера составляют художественно претворенные стойка- колонна или пилястра и балочное перекрытие – антаблемент. В состав ордера входят: подножие колоннады – стереобат; цоколь и заверщение – фронтон. В архитектуре Древней Греции сложились ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный. Начиная с античности, различные ордера свободно сочетались друг с другом. Ордерная система лежит в основе оформления фасадов и интерьеров в стиле барокко и классицизма.

36. (от лат. capitellum–головка) - в классической архитектуре часть ордера, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру). Для каждого из ордеров характерна своя, особая форма капители: дорическая, ионическая и т.п.

37. Первоначально так называли прямые ряды подстриженных кустов и деревьев, позже - название тканных ручным способом настенных безворсовых ковров, которые при развеске вдоль стен образовывали ряды – шпалеры.

38. Художник, изображающий животных.

39. Парадными называются портреты, написанные с особой приподнятостью, даже пафосом, подчеркнутой пышностью и величием. В таком портрете главным является не столько характер модели, сколько его социальная принадлежность. Цель парадного портрета – показать высокое происхождение изображаемого, его заслуги перед государством и обществом, во всем великолепии отразить его блистательное окружение и пышное одеяние. Подобные портреты называют репрезентативными, то есть передающими важность, величественность, эффектность, богатство изображения. В таком портрете огромна роль аксессуаров, которые подчеркивают репрезентативность (представительность) модели. Подобные портреты, как правило, имеют большие размеры, модель изображается в полный рост, реже ниже пояса. Фон и атрибуты портрета подчеркивают репрезентативность модели.

40. Камерным называют портрет, в котором главной является физиономическая характеристика. Художник очень внимательно и заинтересованно передает внешность модели, и дополняет внешнее сходство тонко уловленными в ее облике чертами характера. Модель на портрете всегда выглядит позитивно, задача художника - передать только положительные качества героя портрета. Как правило, эти произведения невелики по размеру, чаще всего модель изображается по пояс или по грудь. Изображение приближено к передней плоскости холста, как бы взято крупным планом, чтобы зритель мог более внимательно вглядеться в тончайшие нюансы изображения человеческого лица.

41. В строке чередуются в определенном порядке один ударный и один или два безударных слога.

42. Тредиаковский В. К. Избранные произведения. - М-Л., 1963, с. 377.

43. Цит по: Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века: Кн. для учителя. – М., 1987, с. 174.

44. Опера (ит. оpera – букв. труд, дело, сочинение) – вид музыкально- театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально- поэтических образах и выражается с помощью инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки.

Кантата (ит. сantata от cantare – петь) – один из основных жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и /или хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многоголосное.

Соната (ит. sonata от лат. sonare – звучать) до XVII в. – название всякой музыкальной пьесы, в отличие от вокальной, называвшейся кантатой; впоследствии – музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей (3-4), объединенных общим художественным замыслом.

Сюита – (фр. suite – букв. ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которых характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.

45. (от лат. clavis – ключ и греч. сhorde – струна) – клавишно-струнный ударный музыкальный инструмент. Корпус инструмента имел форму продолговатой коробки; клавиатура помещалась в одной из продольных стенок, параллельно которой натягивались струны одинаковой длины, на задних концах клавиш укреплялись тонкие металлические пластины, ударяющие снизу по струнам. Инструмент был распространен во всех европейских странах, но из-за слабости звучания был больше домашним, чем концертным инструментом.

46. (от лат. сapella – часовня) – первоначально – хор церковных певчих, впоследствии – хор вообще, в XVIII веке также инструментальный ансамбль (оркестр).

47. (от лат. intermtdius – находящийся посреди) – небольшая вставная музыкальная пьеса, исполняемая между актами в опере.

48. (букв. – серьезная опера) - жанр оперы, в которой раскрывается возвышенное содержание, связанное с героической и мифологической тематикой. Тематике соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное искусство.

49. (от лат. camera – свод, комната) – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для нее характерны специфические инструментальные составы: от одного исполнителя до нескольких, объединяемых в ансамбле.

50. Щипковый клавишный музыкальный инструмент. Один из предшественников фортепиано. Струны клавесина приводились в движение щипком при помощи стерженька из птичьего пера, который при нажатии клавиши зацеплялся за струну.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах. 1703-1903. – СПб., 1993.

2. Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л., 1991.

3. Белкин А. А. Русские скоморохи. - М., 1975.

4. Бугаинов В. И. Петр Первый и его время. - М., 1989.

5. Волошин В. Ф., Зельтен Н. А. Словарь архитектурно-строительных терминов. - Минск, 1990. Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XYIII в. - М., 1957.

6. Виппер Б. Архитектура русского барокко. – М., 1978.

7. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

8. Волошин В.Ф., Зельтен Н.А. Словарь архитектурно-строительных терминов. – Минск, 1990.

9. Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. – М., 1989.

10. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII века. – М., 1957.

11. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб., 2001.

12. Глинка Н.И. «Строгий стройный вид…» - М., 1992.

13. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVII и XIX веках. – СПб., 1994.

14. Гумилев Л. Н. От Руси до России. - СПб., 1992.

15. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. – СПб., 2001.

16. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1990. – Вып. 2.

17. Евангулова О.С. Изобразительное искусство России XVIII века. – М., 1987.

18. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1, Ч. 1. – СПб., 1990.

19. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

20. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. – М., 1979.

21. История русского искусства. /Под общ. ред. И.Э. Грабаря. – М., 1960. – Т.VI.

22. История русского и советского искусства. /Под ред. Д.В. Сарабьянова. – М., 1979.

23. История русской литературы. /Под ред. Н.И. Пруцкова. Л., 1980.

24. Ключевский В.О. Курс русской истории, ч. 4. М., 1937.

25. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. – М., 1987.

26. Лебедева Т. А. Иван Никитин. - М., 1975.

27. Левашова и др. История русской музыки. Т.1. От древнейших времен до середины XIX века. – М., 1973.

28. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века).- СПб., 1994.

29. Мавродин В. В. Рождение новой России. - Л., 1988.

30. Мавродин В. В. Основание Петербурга. - Л., 1978.

31. Мавродин В. В. Петр I и его эпоха. - Л., 1986.

 

32. Метленков Н.Ф., Миронов Г.Ф. Метод архитектора. – Саратов, 1992.

33. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 1997.

34. Молева Н., Белютина Э. Живописных дел мастера. - М., 1965.

35. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – М., 1991.

36. Павлова Г.Е., Федорова А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М., 1986.

37. Первые художники Петербурга. / Сост. В. Г. Андреева – Л., 1983.

38. Платунов А. М. Так строился Петербург – СПб., 1997.

39. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М., 1993.

40. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991.

41. Пыляев М.И. Старый Петербург. – СПб., 1889 /репринтное издание 1990/.

42. Сахарова И.М. А.П. Антропов. 1716-1795. – М., 1974.

43. Стренник Ю.В. Русская сатира XVIII века. – Л., 1985.

44. Троицкий С.М. Россия в XVIII веке. – М., 1982.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.