Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальная культура 30-50 годов.






Параллельно с театром в России этого времени активно развивается музыкальная культура. Перед русскими музыкантами – композиторами, исполнителями, оперными певцами – стояли задачи огромной трудности. В течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки. Русским музыкантам приходилось овладевать и нотной грамотой, и новыми инструментами, и жанрами музыкального искусства. Кроме того, профессия музыканта в этот период времени приравнивалась к ремеслу, заниматься которым дворянину было зазорно, поэтому музыкой как профессией овладевали по преимуществу люди из «низкого» сословия, чаще всего крепостные. Естественно, что свое искусство они должны были подчинять требованиям и вкусам высокопоставленных особ, стремившихся, прежде всего, не отставать от иноземной моды. В 30-40 годы музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства, какой она воспринималась в эпоху Петра Великого, на самостоятельный путь развития. Начинается освоение сложных музыкальных жанров: оперы, кантаты, сюиты, сонаты / 44 /. В дворянских домах все большее распространение получают такие музыкальные инструменты как клавикорды /45/, скрипка и арфа – барышня того времени была обязана уметь музицировать на одном из этих инструментов. Кроме того, формируются хоровые капеллы /46/, оркестры и оперные труппы.

Как и при Петре I центром музыкальной культуры является императорский двор, однако сравнительно скромный и деловой распорядок придворной жизни петровской эпохи сменяется при преемницах Петра пышным великолепием и парадным блеском. Соответственно и сама музыка, и ее задачи воспринимались, прежде всего, с точки зрения придворного этикета. Музыка служит украшением придворного быта и возвеличиванию персоны императрицы. Роскошные пиршества, балы и маскарады, на которых нельзя было обойтись без музыки, сменялись сугубо «музыкальными увеселениями»: оперными спектаклями и камерными концертами. Перед музыкантами, как и перед другими создателями художественных произведений той эпохи, главной задачей являлось стремление затмить торжественный ритуал иностранных дворов. Этой задаче были подчинены устремления придворных музыкантов. В состав придворного оркестра и Придворной капеллы назначались наиболее одаренные музыканты и певцы. В частности воспитанники певческой школы, основанной в 1738 году на Украине в городе Глухове, по специальному указу императрицы Анны. Кроме того, в качестве руководителей придворного театра, капеллы и оркестра приглашались опытнейшие иностранные мастера. В 40-е годы в составе оркестра и Придворной капеллы появились русские музыканты, а в середине века русские певцы вместе с итальянскими принимают участие в исполнении сложных итальянских опер.

Основным музыкальным жанром XVIII века с полным правом можно назвать оперу. Возникновение оперного театра в после петровскую эпоху сыграло огромную роль в развитии музыкальных вкусов и музыкальном воспитании русского общества. На оперном репертуаре воспитывались и русские певцы, и музыканты-инструменталисты, и первые русские композиторы.

Первые оперные спектакли при русском дворе начались в марте 1731 года, когда в Петербург была приглашена труппа итальянских артистов, состоявших ранее на службе у саксонского курфюрста Фридриха Августа. Среди артистов труппы были первоклассные оперные певцы и музыканты, некоторые из них остались работать в России и после гастролей.

Репертуар труппы состоял из небольших имповизированных комических пьес и музыкальных интермедий / 47/, исполнявшихся между действиями в драматических спектаклях. С таким же репертуаром выступала и вторая труппа, прибывшая в Петербург в 1733 году. Веселые, непритязательные интермедии пользовались у зрителей большим успехом; в них ярко отразился дух народной комедии и итальянской народной песни, которая с тех пор приобрела широкую известность и популярность в России.

Однако жанр интермедии не отвечал запросам царского двора. Величественный дворцовый ритуал и вся окружавшая монарха обстановка официальной торжественности требовала от музыки помпезности, декоративности и внешнего блеска. В качестве такого «официального» музыкального жанра, типичного для эпохи абсолютизма, в Европе давно уже получила признание, так называемая «серьезная» итальянская опера героического содержания – опера-сериа / 48/.

Жанр оперы-сериа утвердился в России с середины 30-х годов. 29 января 1736 года в Петербурге, в специально построенном «оперном доме» была впервые поставлена опера-сериа под названием «Сила любви и ненависти». Ее автором был неаполитанский композитор Франческо Арайя (1717-1767), приехавший в Россию вместе с итальянской труппой и ставший в последствии постоянным руководителем оперного театра в Петербурге. Роскошная постановка, виртуозное пение, великолепные декорации – все ослепляло и поражало зрителя. Успеху спектакля содействовало и участие в нем балета: вместо комических интермедий в антрактах между действиями оперы исполнялись короткие балетные представления, поставленные известным итальянским балетмейстером Антонио Ринальди, по прозвищу Фузано. Примечательно, что в то же время начинает создаваться русская балетная труппа из крепостных. В 1738 году под руководством балетмейстера Ж. Б. Ланде была создана Танцевальная школа для обучения балету детей крепостных дворовых служителей. Выступление балерин Ланде в аллегорическом «балете цветов» имело такой успех, что воспитанников школы перевели на казенное содержание. В репертуаре балетной труппы были спектакли «Золотое яблоко на пире богов или суд Париса», «Орфей и Евридика», «Аполлон и Дафна» и др. Именно эта танцевальная школа стала предшественницей нынешней Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.

Расцвет оперы-сериа наступил в 40-50-х годах. Роскошные постановки оперных спектаклей хорошо сочетались с величественным, импозантным стилем «русского барокко». К празднованию коронации Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера И. Гассе «Милосердие Тита». В аллегорическом прологе к этой опере прославлялись добродетели дочери Петра. Ее великодушие и мудрость. Участие большого хора и балета делали особенно импозантным этот пышный спектакль.

В середине XVIII века придворная оперная труппа обогатилась новыми силами. Вместе с композитором Арайя и балетмейстером Ринальди при русском дворе работают и другие итальянские мастера: известный художник-декоратор Д. Валериани и поэт-либреттист Д. Бонекки.

Оперы исполнялись на итальянском языке. Зрители следили за представлением, держа в руках специально отпечатанные русские переводы либретто. Но уже в первые годы своей деятельности Арайя начал работать с русскими певцами, они набирались из среды певчих Придворной капеллы. В постановках опер постоянно участвовал большой хор Придворной капеллы, что давало композитору возможность вводить в оперу широкие массовые сцены.

В 1755 году в Петербурге была поставлена первая опера на русском языке – «Цефал и Прокрис» (композитор Ф. Арайя, либретто А. П. Сумарокова), мало того, опера была полностью исполнена силами русских певцов. 3 февраля 1755 года – день премьеры оперы – с полным правом можно считать датой рождения русского оперного театра. Впервые русские зрители – пусть пока еще в узком кругу – получили возможность послушать оперу на родном языке; впервые русские артисты выступили не как случайные «гастролеры» в итальянском спектакле, а в качестве самостоятельной, хорошо подготовленной оперной труппы.

Вместе с оперным искусством в России становится популярной и камерная музыка /49 /. К середине века концерты камерной музыки при дворе становятся обычным явлением. В этих концертах принимают участие видные иностранные музыканты – представители классической итальянской инструментальной школы. Большой успех в Петербурге имели выступления итальянских скрипачей Джованни Верокаи, Луиджи Мадониса, Доменико Далольо и его брата виолончелиста Джузеппе Далольо. В придворных камерных концертах эти музыканты исполняли в основном собственные сочинения, в которых иногда пытались разрабатывать русские темы.

Постепенно из среды придворных музыкантов выдвигаются свои, русские исполнители. Современники с большой похвалой отзывались об игре придворного лютниста и бандуриста Тимофея Белоградского, который был известен и как композитор, автор песен, и о пении его племянницы Елизаветы Белоградской.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических кругах. Среди них выделялась своей игрой на клавесине /50/ и незаурядным талантом певицы княжна Е.Д. Кантемир. Славилась своей музыкальностью семья сановника Г.Н. Теплова, постоянного участника придворных камерных концертов, композитора и клавесиниста.

В 50-60-е годы заметно вырастает роль придворного оркестра. Принимавший участие и в оперных постановках, и в официальных торжествах, оркестр рос и пополнялся русскими музыкантами, воспитанниками военных оркестров, Придворной капеллы и театральных школ. В начале 60-х годов оркестр был разделен на два: оркестр оперно-симфонической и оркестр бальной музыки. Такое разделение говорило о высоком уровне исполнительства.

Нельзя не сказать об особом, виде исполнительского искусства – роговых оркестрах. Эти оркестры появились в России в середине века и состояли из усовершенствованных охотничьих рогов. Каждый медный рог оркестра мог издавать только один определенный звук. Высота звука зависела от длины рога.

Музыкантам приходилось напряженно следить за нотами и мысленно отсчитывать паузы, чтобы вовремя вступить в многозвучную мелодию оркестра. Исполнение роговой музыки было крайне изнурительным трудом, поэтому в таких оркестрах играли только крепостные.

Существовали как придворные, так и частные роговые оркестры – их мощное, величественное звучание прекрасно оформляло парадные официальные торжества. Звуки рогового оркестра в безветренную погоду разносились на 7-8 верст (приблизительно на 8 с половиной километров). Нередко «роговой хор» аккомпанировал обычному оркестру на балах. Иногда его музыка сопровождала спектакли и оперы.

Рога снаружи были обтянуты кожей, а внутри тщательно отделаны и покрыты лаком. Их звуки напоминали звучание гобоя, фагота, кларнета, охотничьего рожка, но тон был нежнее и приятнее. В особо торжественных случаях число музыкантов доходило до 300. М.В. Ломоносов так писал о роговой музыке, звучавшей в Петербурге во время увеселительных лодочных прогулок:

… Над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.

Среди частных роговых оркестров лучшим считался «роговой хор» Нарышкина. В 1754 году его создал основатель роговой музыки в России – Марш. Знаменит был также оркестр, принадлежавший фавориту Елизаветы К.Г. Разумовскому, купленный в последствии князем Г.А. Потемкиным для сопровождения его в походах и переездах. Просуществовали роговые оркестры около ста лет, затем из-за сложности и трудности исполнения были забыты. В наше время возродили «роговой хор».

Расцвет русской художественной культуры данного периода обусловлен развитием национального искусства. Это годы овладения современным мастерством, выработки своего языка в рамках искусства нового времени, преодоления пережитков средневековья, вживания в новые условия и формы творчества, освоения древнерусского наследия. Оно уже не воспринимается как нечто отжившее. Русское барокко отыскало в нем непреходящие ценности, сумело в претворенном и переосмысленном виде использовать их при формировании собственного художественного стиля. Тем самым, происходит воссоединение временно прерванной последовательности развития – преемственности эпох. Теперь русское искусство может располагать всем богатством национальной культуры.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.