Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения






В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии призна­ются рядом документов Организации Объединенных Наций: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Нормы международного права отражаются в документах: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Феде­рации (июнь 1992 г.) разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она включает в себя ряд направлений:

• профилактика детской инвалидности и организация статистического учета;

• психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация де­тей-инвалидов;

• обеспечение детей-инвалидов техническими средствами;

• создание информационной системы по проблемам детской инвалид­ности;

• оказание организационно-методической, социально-экономической, правовой и финансовой помощи общественным организациям и объедине­ниям, семьям детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Законы Российской Федерации гарантируют лицам с ограниченными возможностями обязательное обучение независимо от степени физической или психической недостаточности, при этом продолжительность начально­го и основного общего образования не может быть менее 9 лет.

Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами:

• присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-меди­ко-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии;

• участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;

• быть принятым в учреждение высшего профессионального образо­вания вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специаль­ности, соответствующей профилю специальных образовательных потреб-


ностей ребенка. Это право предоставляется лицам, если они имеют образо­вание, необходимое для обучения в учреждении высшего профессиональ­ного образования.

Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государствен­ное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребно­сти. Плата за обучение в пределах Государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт со­ответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Родителям детей, имею­щих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государствен­ными нормативами затрат на обучение. Возмещение выплачивается при ус­ловии успешной государственной аттестации ребенка. На полном государ­ственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах) государственных и муниципальных образовательных уч­реждений находятся дети: неслышащие и слабослышащие; незрячие и сла­бовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата; умственно отсталые с выраженными (глубокими) на­рушениями эмоционально-волевой сферы поведения; с выраженными трудностями в обучении (задержкой психического развития); со сложными недостатками.

Помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребно­сти, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрирован­ного обучения и обучения в условиях стационарного учебного учреждения.

Основными документами, на которых базируется система коррекцион-ного обучения, являются: Примерное положение о классе (классах) ком­пенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Приложе­ние к приказу МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 г.) и разработанное на его базе Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в обще­образовательных учреждениях г. Москвы (приказ № 217 от 29 мая 1995 г.).

В этих документах излагаются правила организации и функционирова­ния классов коррекционно-развивающего обучения, часть из которых при­ведена ниже с сокращениями:

• классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организо­ваны во всех типах общеобразовательных учреждений, располагающих спе­циально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым на­учно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков;

• классы коррекционно-развивающего обучения открываются при­казом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-меди­ко-педагогической консультации муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-раз-вивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррек-


ционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на ос­новании существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их за­меняющих)-на основании заявления;

• классы коррекционно-развивающего обучения открываются пре­имущественно на ступени начального общего образования в начале перво­го или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно;

• в классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких оста­точных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего разви­тия ребенка). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие вы­раженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые наруше­ния речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения об­щения в форме раннего детского аутизма);

• при положительной динамике развития и успешном освоении учеб­ной программы по решению консилиума обучающиеся коррекционно-раз-вивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия са­мих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих);

• наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения — 9—12 человек;

• классным руководителям классов коррекционно-развивающего обу­чения производится доплата за классное руководство в полном объеме;

• педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработ­ной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии бо­лее 3 классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15%-ный размер надбавки;

• для работы данных классов оборудуются помещения, приспособлен­ные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Классы коррекционно-развивающего обучения комплектуются на осно­вании приказа Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. школьными консилиумами, в составе которых должны быть психолог, ло­гопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с указанной катего­рией детей. Однако широко распространена практика комплектования классов без специалистов, силами учителей. Вопросы перевода детей реша­ются в таких случаях администрацией.

На современном этапе организации коррекционно-педагогической дея­тельности с детьми, требующими особого педагогического внимания, су­ществует ряд проблем и нерешенных вопросов. Несмотря на существова­ние нормативных документов (приказ № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г. «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обу-


чения в общеобразовательных учреждениях»), однозначности в понимании данного вопроса пока нет. Остается дискуссионной сама проблема выделе­ния специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания. Обсуждается вопрос: «Необходимо ли обучать раздельно детей с незначительными отклонениями и здоровых детей?»

Сторонники раздельного обучения выступают за отграничение (выделе­ние детей с недостатками в развитии и поведении) и проведение с ними целенаправленной коррекционной работы. Сторонники процесса интегра­ции доказывают необходимость проведения коррекционных мероприятий с ребенком в обычных стандартных условиях деятельности общеобразова­тельных классов массовой школы. Как один, так и другой подходы научно обосновываются, экспериментально доказывается их эффективность.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи стоят перед коррекционной педагогикой?

2. Как решается проблема нормы в коррекционной педагогике?

3. Как развивалась коррекционная педагогика?

4. Какие вы знаете отклонения в характере и поведении ребенка?

5. Являетесь ли вы сторонником совместного или раздельного обуче­ния здоровых детей и детей с отклонениями в развитии и поведении?

Основная литература

1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 1999

2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организа­ционно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррек-ционно-развивающего обучения. М., 2001

Дополнительная литература

1. Блонский 77. П. Педология. М., 1999.

2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2002

3. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражне­ния и коррекционные программы. М., 1993.

5. Шевандрин Н, И. Психодиагностика, коррекция и развитие лично­сти. М., 2000.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.