Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Норма и отклонение в развитии человека






Достаточно сложно определить, является ли развитие ребенка нормаль­ным или отклоняющимся от нормы (аномальным). Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы за нормаль­ное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающее­ся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи.

Фактически, по словам В. П. Кащенко, между нормальными и психи­чески больными существует столько же градаций, сколько людей вообще.

Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контекс­те коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее разработанными являются:

• предметная норма — знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образо­вания);


• социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), ко­торые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

• индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особеннос­тях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);

• норма психического развития.

Основной задачей педагога является выявление и коррекция отклоняю­щегося от нормы поведения ребенка.

В учебном пособии под редакцией В. А. Сластенина анализируются раз­личные отклонения в характере и поведении детей:

расторможенность, гиперактивностъ. Двигательная расторможен-ность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто растор­моженность сочетается с психической незрелостью, которую называют ин­фантилизмом;

повышенная эмоциональная возбудимость (эффективность). Эффек­тивное поведение — склонность детей к частым, острым и разрушитель­ным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчиво­сти, необузданности эмоции, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка;

застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пас­сивность. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач;

аутичное поведение (погружение в себя, отчужденность от окруже­ния). Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими при­нимаются;

чрезмерная импульсивность проявляется в том, что действие непроиз­вольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия;

повышенная внушаемость — некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружаю­щих, рекламы и пр.;

негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любо­му влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. От­каз от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конф­ликта. В психологической литературе называются две формы негати­визма—пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные дей­ствия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополу­чии ребенка могут стать качествами его личности;

жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру­шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить


слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная;

бесцельная ложь — когда ребенок не знает причины своей неправди­вости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться;

бесцельное воровство — зачаточная форма явления, которое специа­листы называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. Например, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной неожиданностью для его родителей. По характеристике мамы, это был спо­койный и незлобивый мальчик, имел хобби — коллекционировал трубки от уличных таксофонов;

страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и при­вычкой при отсутствии болезненного предрасположения. В. П. Кащенко констатирует, что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжни­чество становится привычкой со всеми сопутствующими ему явлениями — нищенством, кражами и т. п.;

лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству вра­чей, большинство ленивых школьников — совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основны­ми признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает соматогенная астения, т. е. фи­зическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников чаще всего причиной лени, как замечает классик отечествен­ной педагогики К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает ребенка. Причины такого не­расположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато само­воспитание. Так, нередки случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное внушение ребенку его обязанностей, тре­бований долга может вызвать обратное действие. Иногда, пишет К. Д. Ушин­ский, лень образуется «от неудачных попыток в ученье». С самого начала освоения новой для ребенка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребенок добивается успеха, не прилагая никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.

Как определить педагогу и родителям, является ли поведение ребенка нормой или аномалией? Необходимо ли ему обследование? Существует не­сколько признаков, по которым можно определить степень тяжести нару­шения:


• стабильность проявлений во времени (нарушение не меняется и не исчезает с возрастом): отклоняющиеся черты у нормального ребенка ситуа­тивны, от них он может избавиться, если захочет, больной же — нет;

• тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях), если же ребенок дома один, а «на людях» другой, то это не патология;

• социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, кото­рые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди).

В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успе­ваемости или неуспеваемости ребенка: «трудновоспитуемое™», асоциаль­ном поведении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.