Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Звукопись.






     

    Звукопись (инструментовка) — это подбор звуков в стихотворении, который имеет художественно-выразительное значение в соответствии с содержанием. Рассмотрим различные виды звукописи и грамотное её использование.

    Аллитерация это повторение одинаковых согласных звуков.

     

    Грохочет эхо по горам,

    Как гром гремящий по громам. (Г. Державин)

     

    Заметьте, как мастерски буквосплетение «гр» имитирует грохот стихии. Или у Пушкина:

     

    Шипенье пенистых бокалов

    И пунша пламень голубой.

    Тут мы слышим шуршанье платьев и шипение пунша благодаря повторениям двух согласных " п" и " ш".

    Злоупотреблять аллитерацией нельзя, потому что можно перегрузить стихотворение эффектами. Аллитерация призвана подчеркнуть какое-либо действие, но никак не должна проходить красной нитью через всё стихотворение. Хотя один пример блестящего использования эффекта аллитерации в целом стихотворении я знаю. У Янки Дягилевой в одном из немногих её стихотворений каждое четверостишие будто бы посвящено какой-то букве: п, м, л и так далее. Вот пример:

    Страданий стадный стон застреманной столицы

    Старушечьих стихов расстроенной струной

    Стирает в сотый раз нестертые страницы

    Стараньем стукачей, строчащих за стеной.

    Молчащий миллион немыслимых фамилий,

    Мелодия молитв, просмоленных молвой,

    Малиновый мелок на молот заменили:

    Неровный рвущий рев на равнодушный вой.

    Ассонанс это повторение одинаковых гласных звуков. Предназначен ассонанс для того же, для чего и аллитерация.

     

    Взложу на тетиву тугую,

    Послушный лук согну в дугу,

    А там пошлю наудалую,

    И горе нашему врагу. (А. Пушкин)

     

    Здесь звуки «у» и «ю» имеют целью «поймать» завывание-свист стрелы при полёте или звук распрямляющейся тетивы. Ассонанс, кстати, встречается реже аллитерации и довольно сложен. Правила те же: не злоупотребляйте.

    Звукоподражание это, собственно, и есть слова, звучание которых намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. То есть и ассонанс, и аллитерация должны логически подчиняться звукоподражанию. Если вы в нежном лирическом стихотворении строите аллитерацию на звуках «г» и «б», вы рискуете быть непонятыми.

     

    Послушай рога рёв,

    Там эха хохотанье;

    Тут шёпоты ручьёв,

    Здесь розы воздыханье. (Г. Державин)

     

    В каждой строке Державин имитирует звук описываемого явления, пусть даже неточный, придуманных им самим. Но красиво!

    В любом случае, звукоподражание в поэзии имеет ограниченное значение. Когда я слышу модных ныне поэтов, которые прокаркивают свои стихи, строя их на сплошной имитации животных звуков, мне становится плохо. Всему надо знать меру.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.