Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по разработке программы социально-психологического тренинга






 

Социально-психологический тренинг является эффективным методом активного социального обучения, которым должны овладеть специалисты в области межкультурной коммуникации. Социально-психологический тренинг ориентирован на непосредственное взаимодействие с представителями различных социальных групп и призван научить субъектов общения – на основе их собственного опыта – справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, научить их эффективно общаться с членами других социальных и этнических групп, снизить социальную напряженность в межличностной и межкультурной коммуникации. Замечено, что эффект тренинга в одной области переносится на все другие сферы взаимодействия, т.е. тренинг имеет так называемый кумулятивный эффект.

Программа является основным документом тренинга. Определение цели и задач тренинга является значимым этапом на пути планирования и разработки программы тренинга формирования навыков конструктивного межличностного и межкультурного взаимодействия. Четкое видение цели тренинга и определение задач позволяет разработать программу тренинга и тщательно проработать содержание тренинговой работы, подобрать и разработать упражнения для решения поставленных задач.

Отметим, что программа, содержание тренинга и постановка его задач определяются объемом часов, регулярностью и количеством планируемых занятий. Как правило, тренер составляет две про­граммы: одну для заказчика (руководителя, администрации), другую, рабочую, для себя.

В первой отражаются согласованные позиции, основные задачи и предполагаемые результаты. Вторая, рабочая программа, является более подробным и развернутым вариантом первой. Она представляет собой содержательный план работы тренера с группой. В ней тренер, наряду с общими задачами ставит задания для самого себя, делает необходимые пометки в процессе тре­нинга (если есть такая возможность), вносит коррективы в содержание последующих занятий после каждой встречи, так как поведение группы, каждого участника, стиль поведения тренера, возникающие обстоятельства могут оказывать влияние и приводить к изменениям процедуры тренинга, подбору упражнений и методов воздействия. Необходимо учитывать, что тренинг – это реальное взаимодействие людей, в процессе которого могут возникать непредвиденные обстоятельства.

Приведем два примера, отражающих реальные ситуации в группе во время проведения тренинга.

1. Тренер запланировал выполнить за одно занятие 5 заданий (упражнений) и достичь определенного уровня доверительности в группе. Однако после второго задания в группе возник конфликт, который нельзя было оставить без внимания. Работа с конфликтом отодвинула возможность решения поставленных задач перед тренером и группой, но без его разрешения дальнейшая работа группы по достижению целей тренинга стала бы невозможной. Конфликт – естественное проявление групповой динамики, и тренер должен уметь использовать его в интересах развития личности и группы, по возможности соотнести с задачами дан­ного тренинга.

2. Группа не смогла принять и успешно реализовать групповую конвенцию о нормах и правилах поведения в группе. Члены группы не умеют слушать друг друга, адекватно реагировать на проявление чувств и высказывания участников, не могут эффективно строить взаимодействие. Тренер не может игнорировать наблюдаемые процессы, но и не может сменить программу тренинга. О том, что целесообразно сделать в этом случае, каждый тренер должен решать самостоятельно, исходя из своих возможностей и понимания группы. Однако стоит избегать нотаций и регулярных замечаний-комментариев. Предпочтительно выделить время на обсуждение этой проблемы и принятие группового решения (Лебедева и др., 2004).

В общем виде структура программы тренинга может выглядеть следующим образом:

Программа тренинга «Название»

1.Цель.

2.Основные задачи.

3.Предполагаемый результат и форма отчетности.

4.Объем часов.

5.Количество занятий.

6.Распределение часов по занятиям.

7.Сроки проведения.

8.Характеристика группы:

•количество участников;

•возраст;

•пол;

•профессия, должность;

•другая информация, необходимая для решения поставленных целей.

9.Технические условия проведения тренинга (описание помещения, технической оснащенности и т.п.).

10. Ответственный за проведение тренинга (ФИО, контактный телефон, место работы), к которому можно было бы обратиться в случае возникновения проблем разного характера.

Представленные позиции условны, не являются стандартными, они должны отражать предпочтения тренера и требования заказчика.

В рабочем варианте программы тренера должно быть достаточно места для дополнительных записей, схем, набросков. Они могут возникать как при подготовке тренинга, так и при корректировке программы по резуль­татам анализа проведенных занятий. Программа тренинга, помимо отра­жения всех организационных и указанных выше моментов, включает проекты каждого занятия. Эти проекты должны иметь четкую логи­ческую связь и определенную последовательность, ориентирующую тре­нинг на достижение его целей. Они могут быть описаны с разной сте­пенью подробности, что определяется склонностями и опытом тренера.

Каждое занятие также необходимо планировать, что можно представить в следующем виде (в данном случае, первое занятие запланировано для группы, в которой участники тренинга не знакомы):

 

Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Планируемое время
  Знакомство - создание групповой атмосферы, чувства безопасности у каждого участника и опы­та доверительного общения; - формирование групповой и индивидуальной мотивации, направленных на достижение целей тренинга; - получение диагностической информации о членах группы 1. Приветствие, вступительное слово. 2. Упражнение-разминка «….» 3. Обсуждение 4. Упражнение «Имя +» 5. Обсуждение 6. Упражнение «История моего имени» 7.Обсуждение Перерыв 8. Упражнение-разминка «…» 9. Обсуждение 10.Упражнение «Интервью» 11. Обсуждение 12. Создание групповой конвенции 13. Подведение итогов 14. Ритуал прощания «…»   10 минут   10 минут   5 минут 20 минут 15 минут 20 минут   10 минут 10 минут 10 минут   5 минут 15 минут   15 минут 30 минут   30 минут 10 минут _____________ Всего: 3 часа 35 минут

 

При разработке программы тренинга важно, чтобы тренинг не стал просто набором упражнений. Тренер должен планировать содержательную сторону тренинговой работы, согласно поставленной цели и обозначенных задач, сформированности представлений о результатах тренинга. В основе этих представлений лежат знания о сущности и проявлениях тех психологических феноменов, которые должны формироваться в процессе тренинга у участников группы (компетенции, установки, отношения, чувства, ценности, модели поведения, психические процессы, личностные качества и т.п.).

Психологи рекомендуют в любой момент тренинга задавать себе следующие вопросы:

- На решение какой задачи направлено то, что происходит в данный момент в группе?

- Как соотносятся актуальные (данные) события в группе с основной целью тренинга?

- Какие коррекционные действия следует предпринять, если группа сбилась с «главного курса»?

- Какие упражнения нужно ввести, чтобы усилить, закрепить или изменить состояние группы или отдельных участников?

Программа тренинга, направленная на развитие социальных навыков должна включать когнитивный (информирование), эмоционально-волевой (самосовершенствование навыков и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие личностных качеств) компоненты.

На глубину проработки задач тренинга влияет общий объем часов, количество занятий и степень регулярности их проведения, что определяет содержание и длительность используемых упражнений и заданий. Знание периода суток, когда проводятся за­нятия, также важен. Например, занятия после работы, учебы, во второй половине дня или вечером требуют большего времени для разминок и упражнений, поддерживающих тонус группы и работоспособность участников. Заня­тия, проводимые в конце и начале недели, также имеют свою специфику. Объективные факторы как социального, так и физического характера (погода, атмосферное давление и пр.) влияют на организацию групповой работы.

Начинающим тренерам рекомендуется делать не только максимально подробную программу, но и заготавливать несколько вариантов проектов с учетом перспектив развития групповых процессов и необходимости решения возникающих задач, без которых невозможно достижение основной цели тренинга. Кроме того, начинающим тренерам целесооб­разно в программе-проекте максимально подробно отражать все элемен­ты тренинга, включая инструкцию к каждому упражнению. По мере на­копления тренером опыта объем программы может постепенно умень­шаться, достигая удобных для автора размеров.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.