Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия эффективной межкультурной коммуникации и уровни межкультурного взаимопонимания






Реальная практика межэтнического взаимодействия в мировом масштабе и этнопсихологические, этносоциологические и политические исследования показали, что самой уязвимой сферой человеческих отношений в поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Как отмечает В. А. Кучер, именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные, политические и др. проблемы (Кучер, 2004). Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Такая ситуация межкультурного взаимодействия обусловливает необходимость регуляции межэтнических отношений и возрастающую потребность современного общества в развитии толерантности. Проблема же обоснования и разработки действенной технологии и средств формирования толерантности и навыков межкультурной коммуникации в условиях поликультурного общества является весьма актуальной.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Главной задачей межличностной (межкультурной) коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов.

Таким образом, информационный обмен – глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Специфика же межличностного и межкультурного информационного обмена определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Успешная межкультурная коммуникация предполагает посто­янную готовность человека к восприятию, пониманию и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, инте­ресов, культурных ценностей. Л.Г. Почебут предлагает принципы успешной межкультурной коммуникации (Почебут, 2007 с.103 – 105).

1. Межкультурное общение и взаимодействие основано на
понимании культурных различий. Эффективное взаимодействие
имеет место тогда, когда человек не просто соглашается с тем, что
различия существуют, а понимает сущность этих различий, принимает специфику иной культуры, учитывает ее в своем поведении.

2. Межкультурная коммуникация терпит неудачу, если:

а) осуществляется покушение на систему ценностей, принятых
и культуре другого человека;

б) затрагиваются национальные чувства;

в) унижается национальное достоинство.

Система культурных ценностей отражает картину мира друго­го человека, его базовые социальные убеждения и представления. Любая попытка разрушить ее приводит к утрате контакта, воз­никновению барьеров в общении, закрытости, самозащите и защи­те своей самобытной культуры. О ценностях не спорят! Унижение национальных чувств и национального достоинства проявляется в виде предубеждений, предрассудков и дискриминации, что несет большую угрозу дальнейшему продолжению и развитию межкуль­турной коммуникации. Между национальными чувствами и нацио­нальным достоинством имеются различия. Национальные чувства обращены в прошлое, затрагивают глубинные слои коллективного бессознательного. Когда мы допускаем отрицательные высказыва­ния о прошлом народа, его порабощении, поражении, мы затраги­ваем национальные чувства. Национальное достоинство обращено в будущее. Когда мы говорим о невозможности достижений народа в будущем, об отсутствии перспектив развития, мы затрагиваем на­циональное достоинство. Униженные национальные чувства, поруганное национальное достоинство составляют коллективную бессознательную основу возникновения национализма, а также таких его проявлений в современном мире, как фашизм, экстремизм и терроризм. Поэтому проявление уважения, интереса к культуре народа, позитивная оценка перспектив его развития — залог эффективной межкультурной коммуникации.

3. В процессе межкультурной коммуникации важна ориентация на будущее, а не на прошлое. Безусловно, приступая к межкультурному общению, необходимо знать прошлое, историю своего и чужого народа, их культуру, искусство, литературу, историю взаимоотношений между ними. Однако доминировать должны перспективы на будущее — то, как народы будут жить дальше, как будут сотрудничать, создавать союзы, международные ассоциации, совместные предприятия.

4. В межкультурной коммуникации важен приоритет соблюде­ния своих интересов в своей культуре и приоритет соблюдения интересов партнера в его культуре. В межкультурной коммуни­кации необходим особый подход к соблюдению интересов предста­вителей двух культур. Здесь должна иметь место защита не только своих собственных интересов, но и интересов своего народа в целом. Приоритет защиты интересов представителей какой-либо культуры зависит от того, на чьей территории происходит коммуникация.

Предложенные Л.Г. Почебут принципы успешной коммуникации базируются на трех основаниях психологической готовности к межэтническому общению: когнитивное, по­веденческое и эмоциональное.

Когнитивное основание предназначено для того, чтобы найти ответ на вопрос, что нужно для того, чтобы конструктивно общать­ся с представителями другого этноса. Ответ предполагает:

- знание и понимание коммуникативной символики своего на­рода и своей культуры;

- знание и понимание коммуникативной символики другого на­рода и его культуры;

- признание равноценности, разнозначности всех народов и их культур.

Для соблюдения когнитивного принципа необходимы выход за пределы этноцентричного восприятия окружающего культурного мира, отказ от идей национализма и расизма, переоценка абсолю­тизации сходства между культурами, игнорирование их специфики и переход к идеям релятивизма, что означает понимание существенных различий между культурами, чувство уважения к представителям каждого народа и понимание равноценности культур, соблюдение чувства собственного достоинства и досто­инства представителя другой культуры.

Поведенческое основание заложено в ответах на вопросы, как относиться к представителям другого этноса и как с ними эффективно общаться, и имеет ступенчатую реализацию.

Первая ступень характеризуется наблюдением за поступками, словами, жеста­ми, поведением в целом других людей; эффективным использова­нием приемов активного слушания, активного видения и активного чувствования.

Вторая ступень - интерпретация и понимание поведения представителя другого народа. Необходимо понять, что означает, сим­волизирует то или иное поведение либо действие в иной культуре. Чтобы не допустить субъективной интерпретации действий других людей с позиций этноцентризма и, соответственно, непонимания, потери контакта, возникновения когнитивного диссонанса, необходимо использовать коммуникативную ориентацию, которая состоит из двух фаз. Первая — подготовительная, предполагающая эмоциональный настрой на взаимодействие с представителем иной культуры и актуализацию в сознании всех знаний специфики этой культуры — языка, обрядов, традиций, коммуникативной символики и пр. Вторая фаза — активное действие, направленное на верную ориентацию в реальной коммуникативной ситуации.

На третьей ступени формулируются выводы и оценка правильности, адекватности своего поведения в межкультурной ситуации. Необходимо прийти к пониманию того, что другие люди могут думать, чувствовать и действовать иначе, не так, как принято в вашей культуре в аналогичных ситуациях, что принятые у других стереотипы поведении, символизирующие их состояния или отношения, необходимо принять для эффективного развития будущих контактов, что нужно принимать людей такими, какие они есть. Все это приводит к рас­ширению культурного кругозора и к общему выводу: каждому из нас нужно знать и уважать и свою национальную культуру, и национальную культуру других народов.

Эмоциональное основание предполагает ответ на вопрос: что вы чувствуете при общении с представителями другого этноса? Это основание также расположено ступенчато.

Первая ступень: открытость, естественность собственного по­ведения, информирование партнера о своих интересах, ценностях, нормах, обычаях и традициях. При контакте с представителя­ми других этносов нецелесообразно что-либо скрывать о специ­фике своего этнического поведения, стесняться или стыдиться. Коммуникативная закрытость может вызвать у партнера подозрение в неискренности, что приведет к потере эмоционального контак­та. А излишняя стыдливость в отношении своей этнической общ­ности может привести к чувству национального превосходства у партнера и, следовательно, к неравноправному, неравноценному общению.

Вторая ступень: искренний интерес к представителям другого народа, их культуре, ценностям, традициям и стереотипам пове­дения. Общение может быть построено следующим образом: «В данной ситуации у нас принято поступать так, а как принято у Вас?». То есть целесообразно не только сориентировать партнера о стереотипах поведения, принятых в рамках собственного этноса (задача первой ступени), но и поинтересоваться правилами поведе­ния, принятыми в его культуре, выражая при этом эмоциональное отношение и сопереживание.

Третья ступень: эмоциональное принятие. Здесь осуществляется переход от сопереживания к сочувствию, к восприятию мира глазами и ушами представителей другой культуры. Это обязательное условие эффективного межкультурного общения. Однако при­нятие и сочувствие не означает полного растворения в иной культуре, утрату своей этнической идентичности. Достижение уровня принятия предполагает естественную интеграцию в другую культу­ру. Люди стремятся к свободному, равноправному межкультурно­му диалогу и сотрудничеству. Достижение этого наивысшего уровня межкультурного взаимопонимания и принятия возможно только тогда, когда обе стороны искренне заинтересованы в мирных, доб­рососедских взаимоотношениях и сотрудничестве и опираются на вышеизложенные основания.

На протяжении истории в процессе совместной жизнедеятель­ности люди выработали не только принципы, но и правила меж­культурного общения и взаимодействия.

«Свинцовое» правило: «Поступай с другими так, как ты не поступил бы с собой», основано на идее неравенства людей и куль­тур.

Часто одни народы в отношении других предпринимали культурную экспансию, сопровождаемую войнами, не принимая во внимание, что другие люди тоже любят и ценят свою культуру, свой образ жизни и поэтому защищаются. Такой межкультурный конфликт нередко заканчивается уничтожением малочисленной и более развитой в техническом отношении стороны. Идея культурного неравенства приводит к желанию властвовать, покорять, переделывать других по своему образу и подобию. Очевидно, что «свинцовое» правило неприемле­мо при межэтнических контактах, так как следование ему приводит к конфликту, войне, возможному уничтожению целого этноса и его самобытной культуры.

«Серебряное» правило: «Не поступай с другими так, как не поступил бы с собой». Та­кой подход основан на идее этноцентризма, поскольку предлага­ет оценивать людей и специфику их культуры, исходя из систе­мы собственных ценностей, «мерить других на свой аршин». При межкультурном взаимодействии оно не эффективно, так как возникают проблемы адекватности самооценки и уровня притязаний, адекватности оценки своей культуры, ее достоинств и недостатков. Следование «серебряному» правилу основано на предубеждениях и предрассудках, на принципе, при котором межкультурная ком­муникация терпит неудачу.

«Золотое» правило: «Поступай с другими так, как ты посту­пил бы с собой». В основе этого правила лежит идея гуманизма, равенства всех людей на Земле. Оно отлично работает в системе от­ношений внутри одной культуры. Однако при межкультурной ком­муникации придерживаться этого правила не всегда возможно, так как одни и те же поступки в разных культурах интерпретируются и оцениваются по-разному.

«Платиновое» правило: «Делай так, как делают другие. Делай так, как они любят, как им нравится». Этим правилом следу­ет руководствоваться при межкультурном взаимодействии и обще­нии. Оно означает, что, попадая в чужую культуру, целесообразно поступать в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая своих религии, ценностей, образа жизни. «Платиновое» правило отражено в пословицах и поговорках раз­ных народов. Русская пословица: «В каком народе живешь, того обычая и держишься», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Осетинские пословицы: «На чьей арбе сидишь, того песню пой»; «Кто своих не любит, тот и чужих не будет любить».

«Платиновое» правило опирается на идею культурного релятивизма, которая провозглашает не просто равенство разных куль­тур, а особую ценность, значимость каждой для всего человечества. Применение этого правила в межкультурной коммуникации позво­ляет людям отказаться от этноцентрической позиции и осознать, что о культурах нельзя судить, опираясь на собственные представления, стереотипы, ценности, что народы нельзя ранжировать по степени их кажущейся примитивности или избранности. Народы просто отличаются друг от друга. Каждый создает свою уникаль­ную культуру, свои системы ценностей и правил поведения, которые позволяют им существовать в сложном природном, социальном и этническом мире.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.