Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система работы над глаголами.






Глагол — разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая при­знак как действие, состояние или становление. Значение дей­ствия — это наиболее обобщенное значение глагола как части речи. Обобщение проявляется прежде всего в том, что к гла­голу принадлежат слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность {рубить, строить), передвижение лица или предмета {идти, ползти), чувства {слышать, ви­деть), мыслительные процессы {думать, рассуждать), фи­зическое состояние {спать, лежать) и многие другие.

Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Он изменяется по временам, числам, лицам и по родам, в состав глагольных форм входит изме­няемая и неизменяемая форма (неопределенная форма). В начальных классах не рассматриваются категории накло­нения, залога, причастия, деепричастия.

По своему словообразовательному составу глагол также своеобразен: в нем развита система префиксального обра­зования; у глагола довольно сложные способы суффиксаль­ного словообразования. В тесной связи с указанными осо­бенностями глагола находится его правописание: безудар­ные гласные корня, наличие безударных не только в корне, но и в приставках, суффиксах и окончаниях.

Своеобразие глагола выражается и в его синтаксиче­ских возможностях: это прежде всего сказуемое в предло­жении, т.е. главный член предложения, сообщающий о под­лежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения.

Большое значение глагол имеет для построения слово­сочетаний: как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление падежей существительных во многом зависит от понимания учащи­мися лексического и грамматического значения глагола.

В начальной школе глагол изучается в довольно элемен­тарном, сокращенном виде, причем рассредоточено по всем классам. Начальные классы должны, кроме сообщения све­дений о глаголе, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться глагольными формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания и предложе­ния с этими формами.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и сред­ства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особен­ностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи изучения глагола:

1) Сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи.

2) Развить умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях.

3) Повысить уровень умственного развития учащихся.

4) Выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения.

Все задачи решаются во взаимосвязи. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в началь­ных классах учащиеся знакомятся лишь с некоторыми ка­тегориями, характерными для данной части речи.

Последовательность изучения глагола.

1 класс. Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глаго­ла заключается в развитии у учащихся внимания к лекси­ческому значению слова, и в частности глагола. Более це­ленаправленная работа над глаголами начинается во 2 классе в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?».

3 класс. Основные задачи данного этапа состоят в форми­ровании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении уча­щимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников.

4 класс. Работа над глаголом в этом классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению с 3 классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Задачами изучения глаголов в 4 классе являются:

1) Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении).

2) Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжаются наблюдения над употреблением глаголов в прямом и переносном значении, над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, практикуется стилистический анализ текста.

3) Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени.

4) Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.

Формирование понятия глагол начинается в период обучения грамоте. В это время происходит накапливание конкретного материала, на основе которого становится возмож­ным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действие предме­та. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащи­еся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, Птицы осенью (что делают?) улетают. Целесообразно начинать работу с глаголов, у которых лексическое значение совпадает с грамматическим (бежит, летает, бросает). На примере действий, которые выполняют сами учащиеся, они наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы. Важным усло­вием является подбор глаголов, значение которых не совпа­дает с житейским пониманием «действия» предмета (болеть, удивляться, зеленеть).

Одним из ведущих умений, формируемых у первоклас­сников, является постановка вопроса к слову. Учитель спе­циально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой группы являются названиями предметов, а слова второй группы — названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена су­ществительные, но и установить их взаимодействие в речи.

При распознавании вопросов что делает? что дела­ют? что делал? что делала? что делало? что делали? что сделает? что будет делать? учащиеся фактически выполняют пропедевтическую работу над категориями времени, рода и числа. Постановка морфологического воп­роса проводится в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологи­ческий вопрос ставится для выяснения, что обозначает сло­во: предмет, признак или действие.

Неопределенная форма глагола не обозначает ни вре­мени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глаголь­ные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообраз­но в 1-3 классах. Неопределенная форма глагола (инфи­нитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной формой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка не­определенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омонимы: знать, печь — глаголы и знать, печь — имена существительные. Неопределенная форма глагола, так же как именительный падеж имени существительного, — на­чальная форма. В словарях в качестве исходных даются именно именительный падеж существительных и место­имений и неопределенная форма глагола. Такая близость (по происхождению и по значению) часто влечет за собой смешение глагольных форм с именами существительными, особенно если существительное по своему лексическому значению совпадает с глаголом: решатьрешение, хо­дитьходьба, составитьсоставление. А это способ­ствует смешению лексического и грамматического значе­ний в слове. В этом плане полезна практическая работа по словообразованию: образуя от имени существительного или прилагательного глаголы, учащиеся постепенно начи­нают уяснять и грамматические значения, отличающие друг от друга разные части речи; например, сопоставление слов дрожьдрожать, зеленыйзеленеть помогает разобраться в различии существительных, прилагательных и глаголов.

Учащимся начальных классов практически постоянно приходится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать? Надо добиваться, чтобы дети умели правильно ста­вить к глаголам вопросы что делать? и что сделать? Уме­ние правильно поставить вопрос к глаголу, в частности к глаголу в неопределенной форме, важно для усвоения право­писания личных окончаний глаголов. Выработка умения ставить вопрос зависит от того, владеет ли ребенок порядком необходимых действий. Учащиеся должны:

— уметь найти в предложении слово, обозначающее, действие;

— различать вопросы что делать? и что сделать?;

— показать, что разбираемые слова — это глаголы.

Неопределенная форма используется для речевых упражнений, которые затем, при изучении временных форм, будут продолжаться, опираясь уже на эти формы. При изучении неопределенной формы возможны такие типы упражнений:

1. Наблюдение над лексическим (смысловым) значением глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями:

а) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физический труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.);

везти пилить решать шептать говорить страдать плакать;

б) подобрать синонимы к глаголам:

смотреть —... сказать —... желать —... греметь — …

в) подобрать антонимы к глаголам:

говорить —... радовать —... светлеть —... давать —...

г) заменить глаголы существительными: возвратить —... встретить —... кричать —...

д) заменить существительные глаголами:

отправление —... освещение —... собирание —....

2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопределенной форме и зависимого от него существительного: приходить в......комнату

лечить...... зубы

читать...... картину

3. Добавить недостающие глаголы в неопределенной форме, обозначающие движение:

Нельзя, было... по дороге. Надо было... на автобусе. Люблю... пешком. Товарищ взялся нас... до вокзала.

4. Перевести личную форму глагола в неопределенную форму, отвечающую на вопросы что делать? или чтосделать?

Косте (надо) спешит в школу. Сережа (хочет) пилит дрова.

5. Образовать от неопределенной формы глагола однокоренное имя существительное и, наоборот, образо­вать от существительного неопределенную форму:

Пристроитьпристройка, убирать, чистить, решать;

Расчисткарасчищать, вязание, хождение, плавание. При работе над неопределенной формой глагола следует обращать внимание на орфографическую сторону инфини­тива, особенно на правописание безударных гласных в гла­гольных суффиксах.

Категория числа глагола требует обращения внима­ния на ее смысловую сторону и на формально-грамматиче­ское средство выражения числа. Учащиеся на основе конк­ретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает дей­ствие двух или нескольких предметов; при изменении чис­ла глагола изменяется окончание. Таким образом достига­ется установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он упот­реблен, и окончанием: что делает? ед.ч. говорит, что делают? мн.ч. говорят. Ознакомить учащихся с согласо­ванием существительного и глагола в числе, с сущностью числа можно следующим образом:

1. Учитель показывает предметные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой — несколько предметов: «самолет» и «самолеты».

Составьте по рисункам предложения из двух слов. Самолет летит. Самолеты летят.

Сравните глаголы в этих предложениях. Действие скольких предметов обозначает каждый глагол?

2. Обобщение:

Если глагол обозначает, действие одного предмета, то стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе.

Поставьте вопрос к каждому глаголу.

На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе?

На какой вопрос отвечает глагол во множественном числе?

3. Наблюдение над согласованием существительного с глаголом:

Спишите текст.

Вчера мальчики ходили в лес. Яркий луч солнца скользил по дереву. Сосны стояли зеленые. Березки и ивы покрылись нежной листвой.

Определите число имен существительных и число глаголов.

Измените число имен существительных.

Как изменились глаголы?

Какая часть слова изменилась в глаголах?

4. Обобщение:

Глагол, связанный с именем существительным, стоит в том же числе. Изменяя число существительного, изменяем и число глагола.

В процессе последующей работы у учащихся формируется умение изменять глагол по числам.

Временные формы глагола представляют для третьеклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, что при образовании временных форм ученику нужно учи­тывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается уча­щимися на основе сопоставления того, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т.е. на основе сопо­ставления времени совершения действия относительно мо­мента речи. Например, школьники наблюдают за действи­ями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (пишет предложение, писал предложение, будет писать пред­ложение). Аналогично составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т.е. в момент речи, что было до этого, что произойдет в будущем. Конк­ретные наблюдения позволяют получить лексический ма­териал, обобщая который, учащиеся под руководством учи­теля делают следующие выводы:

1) Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

2) Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т.е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?

3) Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи. Они отвечают на вопросы что делал? что делали?

4) Глаголы будущего времени обозначают дейст­вие, которое произойдет после момента речи. Они отвечают на вопросы что сделает? что сделают? или что будет делать? что будут делать?

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону времен­ной формы глагола. Учитель специально обращает внима­ние учащихся на суффикс -л- как показатель прошедшего времени глагола.

Важно научить правильно пользоваться вопросом в це­лях распознавания и образования временных форм глагола. Эта работа направлена на установление связи: вопрос-время глагола-суффикс (для глаголов прошедшего вре­мени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма глагола, а постановка вопроса направляет действия учащихся. Сущность катего­рии времени у глагола становится для учащихся более по­нятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Глаголы в настоящем времени изменя­ются по лицам. Изучение изменения глаголов в настоящем времени опирается на известные уже термины «настоящее время», «число» и «лицо».

С понятием «лицо» учащиеся познакомились при изу­чении местоимений. Они знают, что местоимения бывают 1-, 2- и 3-го лица, что они изменяются по числам (я-мы, ты-вы, он-они). Эти сведения и используются при первом

ознакомлении учащихся с изменением глагола по лицам. Даются сочетания: я пою, ты поешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют. Дети, наблюдая, убеждаются, что в за­висимости от лица местоимения изменяется и лицо глагола, что он изменяет свои окончания и что эти изменения —изменения по лицам и числам. Вслед за этим составляется таблица личных окончаний глагола, которой дети пользуются для определения лица и числа глаголов.

Будущее время глагола предстоит перед учащимися в двух видах: то как будущее сложное, состоящее из вспомога­тельного глагола буду и данного глагола несовершенного вида в неопределенной форме: буду писать, будешь писать, будут писать, то как будущее простое, состоящее из одного слова — глагола совершенного вида: напишу, напишут. Термины «будущее простое» и «будущее сложное» детям не сообщают­ся. Большую трудность вызывает у учащихся простое будущее время, так как дети не всегда правильно ставят вопросы что делает? что сделает? Что делать? и что сделать?

Прошедшее время глагола связано с изменением по числам, а в единственном числе и по родам. Род и число в прошедшем времени выражается посредством окончаний и наличием суффикса -л-. Гласная перед этим суффиксом обычно бывает та же, что и перед суффиксом -ть- в неопределенной форме. Знать это учащимся необходимо, особенно в тех случаях, когда указанные гласные безударные.

Личные окончания глаголов. Учащиеся 4 класса учатся различать окончания, узнают, что для одних глаголов характерны в окончаниях и -ут, для других глаголов –и и -ат (-ят), наблюдают, что если какая-либо форма имеет в окончании е, то е сохраняется и в других окончаниях.

После наблюдения за различиями в правописании гла­голов учитель предлагает рассмотреть таблицу спряжения, списать ее, выделив личные окончания глаголов, и прочитать определение, данное в учебнике.

Учащиеся сначала упражняются в различении глаголов, с ударными окончаниями, а затем с безударными. Учитель обращает внимание на правописание безударных окончаний глаголов, которое определяется по неопределенной| форме глагола.

При последующей работе рекомендуется:

1) ознакомить детей с порядком действий при встрече с личными окончаниями глаголов:

— определить время глагола,

— изменить глагол по вопросу ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?,

— применить правило;

2) развить у учащихся понимание обязательности соотношений:

1 спр -е----ут, -ют -ут, -ют----е

2 спр -и----ат, -ят -ат, -ят----и;

3) использовать в качестве вспомогательной словарную работу, имея в виду, что глаголы, имеющие перед личными окончаниями гласную букву, в большинстве своем имеют в окончании е;

4) проводить упражнения по этой теме и при изучении других тем;

5) добиваться того, чтобы учащиеся усвоили правописание наиболее распространенных глаголов.

Для формирования навыка правописания личных окон­чаний глаголов полезно проводить упражнения в измене­нии глагольных форм, списывание текста со вставкой пропущенных букв, переработка текста с заменой прошедшего

времени настоящим и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.