Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День ночь утро






Определите род существительных.

Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным «теплый»:

день какой? тепл ый ночь какая? тепл ая утро какое? тепл ое

Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?

2. Выяснение причины изменения окончаний прилагательных:

Прочитайте вывод в учебнике.

Сравните, какого рода имена-существительные.

Определите род имен прилагательных.

Почему изменилось окончание в прилагательных?

Выделите окончания в прилагательных.

3. Аналогичные задания с прилагательными «синий», «молодой».

4. Обобщение:

Что можно сказать о роде имен прилагательных?

На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?

5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных (по учебнику).

 

Умение писать родовые окончания имен прилагатель­ных отрабатывается в процессе работы над словосочетани­ем, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существитель­ное, к которому относится имя прилагательное, определя­ют род, число и выделяют окончание. Система упражне­ний, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновремен­но точному употреблению прилагательных в речи.

Падежные окончания имен прилагательных. В 4 классе программой предусматривается изучение правопи­сания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе:

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях по родам, числам и падежам, зависи­мости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

3. Формирование навыка правописания падежных оконча­ний имен прилагательных в единственном и множест­венном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Новым для четвероклассников является склонение при­лагательных и правописание падежных окончаний. Ос­нову для формирования этого навыка составляют следую­щие знания и умения:

— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилага­тельное (умение выделить словосочетание);

— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;

— знание окончаний падежей;

— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилага­тельного с окончанием вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окон­чаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:

1) Ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание.

2) Определяет род, число и падеж существительного.

3) Опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного.

4) Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание. Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:

 

    Мужской род Средний_род
И. п. Какой? веселый Какое? веселое новогоднее
    новогодний праздник представление  
р. п. Какого? весёлого Какого? веселого
    новогоднего праздника новогоднего  
      представления  
д. п. Какому? веселому Какому? веселому
    новогоднему новогоднему  
    празднику представлению  
в. п. Как именительный падеж  
т.   п. Каким? веселым Каким? веселым
    новогодним новогодним  
    праздником представлением  
п. п. О каком? о веселом О каком? о веселом
    новогоднем празднике новогоднем  
      представлении  

Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинаковые, а в каких разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагатель­ных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления навыка употреб­лять имена прилагательные в нужных формах при сочета­нии с именем существительным.

Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляются таблицы падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса и каждым учеником для себя на листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

    Единственное число .Множественное
    М. р. и С. р. Ж. р. число
и п. какой? какое? какая? какие?
    -ой, -ый, -ий -ая, -яя -ые, -ие
р. п. какого? какой? каких?
    -ого, -его -ой, -ей -ых, -их
д. п. какому? какой? каким?
    -ому, -ему -ой, -ей -ым, -им
в. п. какой? какого? какую? какие? каких?
    -ой, -ый, -ий, -ую, -юю -ые, -ие,
    -ого, -его   -ых, -их
т. п. каким? какой? какими?
    -ым, -им -ой, -ей -ыми, -ими
п. п. о каком? о какой? о каких?
    -ом, -ем -ой, -ей -ых, -их

 

Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принци­пом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сход­ных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается в 3 классе, как на­чальная форма слова, поэтому в 4 классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Рас­познаются падежи прилагательных по падежу существитель­ного, а последние, как известно, по члену предложения (под­лежащее иди второстепенный член).

Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний – ого, -его противопоставляется про­изношению (-ова, ева).

Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны употреб­лять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необходимо сопоставить окон­чания прилагательных и окончания существительных в творительном падеже, например, городом каким? молодым, полем каким? широким. Для распознавания твори­тельного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к при­лагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет рас­познать падеж имени существительного.

При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, тво­рительного и предложного падежей {какой? -ой, -ей). Выводы об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятель­но после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.