Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ББК Ш 141.12-4 3 страница






Словесное ударение — фонетическое средство, служащее для объединения части звуковой цепи в единое фонетическое слово и выражающееся в более отчетливом произнесении одного из слогов.

Слово фонетическое — единица членения речевого потока, часть речевого такта, характеризующаяся наличием одного словесного ударения. Фонетическое слово может состоять из знаменательного слова и клитик.

Слог — фонетическая единица членения звучащей речи, выделяемая в фонетическом слове; отрезок речи, характеризующийся возрастанием звучности.



С физиологической точки зрения слог — это звуковой отрезок, произносимый одним выдыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения.

С точки зрения теории сонорности (от лат. sonorus — звучный) слог представляет собой сочетание звуков разной степени звучности, волну сонорности.

Типы слоговхарактеризуются по тем звукам, которые начинают или заканчивают слог. Слог, начинающийся гласным звуком, называется неприкрытым: [ Lн-сá мбл’ ]. Слог, начинающийся согласным звуком, называется прикрытым: [ дн’иэ-вн’и к ]. Слог, оканчивающийся гласным звуком называется открытым: [ знá -н’и‑ jь ]. Слог, оканчивающийся согласным звуком, называется закрытым: [ дó м ].

Слоговое ударение — ударение, связанное с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога.

Слоговое ударение может быть ровное (обычное для современного русского языка), восходящее, нисходящее, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее.

Слоговой (слогообразующий) звук — звук, который образует слог, являясь его вершиной.

Обычно слогообразующими являются гласные звуки, но не всегда, напр.: дже-нтль-мен [ джэнтл8’мэн ], тс-с [ т ], б р - р [ б ].

Слоговость / неслоговость — суперсегментное средство образования фонетических единиц; выполнение / невыполнение звуком роли слогового (слогообразующего).

Слогораздел — граница между слогами. Реальное слогоделение в русском языке учитывает как физиологическую сторону слога, так и его звучность (см. Принцип восходящей звучности). Существуют правила слогоделения:

· согласный (согласные) между гласными отходит (отходят) к последующему за ним гласному звуку: [ у-ч’и э- н ’и к ], [ пъ - фстр’ иэ-ч’ат’ ];

· два смежных согласных, из которых первый шумный, а второй сонорный, в позиции между гласными отходят к последующему слогу: [ дн’иэ- вн ’и к ];

· при стечении сонорного с последующим шумным сонорный входит в предшествующий слог, а шумный — в последующий: [ пá р-т ъ ];

· два разных сонорных, находящихся между гласными, принадлежат разным слогам: [ пL j - м á т’ ], допустимо и [ вL- лнá ];

· удвоенный согласный, кроме и , между гласным имеет внутренний слогораздел, напр.: [ мá с-съ ], [ вá н-нъ ].

Данные правила непосредственно соотносятся с правилами графического переноса слов.

Согласные — класс звуков речи, состоящих из шума и тона или только из шума, который образуется в ротовом или носовом резонаторе, где воздушная струя встречает различные преграды.

Классификация согласных звуков строится с учетом следующих признаков:

· участие голоса и шума;

· уровень шума;

· место образования шума;

· способ образования;

· наличие или отсутствие палатализации (см. Палатализация).

По участию голоса и шума, по уровню шума различают согласные: 1) сонорные [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]; 2) шумные: глухие [п], [п’], [ф], [ф’], [с], [с’], [т], [т’], [ц], [ч’], [ш], [ш’], [х], [х’], [к], [к’] и звонкие [б], [б’], [в], [в’], [з], [з’], [д], [д’], [ж], [ж’], [γ ], [γ ’], [г], [г’].

По месту образования шума различают согласные: 1) губные: губно-губные [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’] и губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’]; 2) переднеязычные: зубные [с], [с’], [з], [з’], [л], [н], [т], [д], [ц] и передненебные [ш], [ж], [л’], [р], [р’], [н’], [т’], [д’], [ч’]; 3) среднеязычный средненебный [j]; 4) заднеязычные: средненебные [х’], [γ ’], [к’], [г’] и задненебные [х], [γ ], [к], [г].

По способу образования различают согласные: 1) щелевые: срединные [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [j], [х], [х’], [γ ], [γ ’] и боковые [л], [л’]; 2) смычные: носовые [м], [м’], [н], [н’], взрывные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’], аффрикаты (смычно-щелевые, слитные) [ц], [ч’] и дрожащие (вибранты) [р], [р’].

По наличию / отсутствию палатализации различают согласные твердые [м], [п], [б], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], [н], [т], [д], [ц], [γ ], [к], [г] и мягкие [j], [м’], [п’], [б’], [ф’], [в’], [с’], [з’], [ш’], [ж’], [л’], [р’], [н’], [т’], [д’], [ч’], [γ ’], [к’], [г’].

Сонорные — согласные звуки, которые отличаются низкой интенсивностью шума, меньшим напряжением при артикуляции и слабой силой воздушной струи. По этим признакам находятся между гласными и шумными согласными.

Способ образования — классификационный признак согласных; характеристика преграды в полости рта на пути воздушной струи при образовании звука речи; активный и пассивный орган речевого аппарата образуют преграду (щель или смычку), преодоление которой воздушной струей определяет признаки согласных: щелевые (или фрикативные), смычные (взрывные, аффрикаты, смычно-проходные, дрожащие).

Стили произношения — разновидности произношения, обусловленные особенностями артикуляции.

Различают нейтральный стиль, которому противопоставлен высокий (полный) стиль, с одной стороны, и разговорный, с другой. Высокий, полный стиль характеризуется подчеркнутой отчетливостью произношения всех фонетических единиц и тщательностью артикуляций. Разговорный допускает нечеткое произношение фонетических единиц и меньшую тщательность артикуляций.

Такт речевой (фонетическая синтагма) — единица членения речевого потока; часть фонетической фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами, прежде всего — паузами, незавершенной интонацией.

Тактовое ударение — выделение более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта, состоящего из нескольких фонетических слов. Обычно в нейтральной речи тактовое ударение падает на последнее фонетическое слово такта.

Тон (голос) — звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.

Ударение —суперсегментное средство образования фонетических единиц; выделение одного из слогов в составе слова либо слова в составе речевого такта или фразы теми или иными фонетическими средствами.

Выделяют следующие типы ударений: 1) по способу обеспечения слоговости звука (см.) — силовое, музыкальное, количественное; 2) по закрепленности за определенным слогом в словах данного языка — постоянное (устойчивое, фиксированное) и свободное (разноместное); 3) по возможности перехода с одного слога на другой — неподвижное и подвижное; 4) по роли при образовании тех или иных единиц языка — слоговое, словесное, тактовое, фразовое; 5) по роли в слове — основное (главное) и побочное (второстепенное); 6) по роли в фонетическом слове — сильное и слабое; 7) по цели — логическое и эмфатическое ударения (см. соответствующие статьи).

Фонема —минимальная, линейно не членимая единица звуковой системы языка, служащая для различения и отождествления звуковых оболочек морфем, слов и их форм (по МФШ).

Фонема реализуется в звуках речи, создающих звуковые оболочки значимых единиц языка, напр.: фонему < о> представляют звуки [ó ] // [L] // [ъ]. Понимание фонемы различно в разных фонологических школах (см. Фонологические школы).

Фонематическая транскрипция — отражение фонемного состава слова. Предполагает возможность нескольких вариантов (трактовок), обусловленных различиями в понимании фонемы в Московской и Ленинградской (Петербургской) фонологических школах.

Фонемный ряд — ряд позиционно чередующихся звуков и исторически чередующихся фонем в данном месте данной морфемы.

Фонемный состав — совокупность фонем данного языка.

Состав гласных фонем. В языке столько гласных фонем, сколько звуков в сильных смыслоразличительных позициях. В русском литературном языке представлены следующие гласные фонемы: < и>, < э>, < о>, < а>, < у>. Вопрос о фонеме < ы> является дискуссионным. Для представителей Московской фонологической школы звук [ы] — реализация фонемы < и>, для представителей Ленинградской фонологической школы звук [ы] — реализация < ы>. В вузовской и школьной практике < ы> считается самостоятельной фонемой. С учетом этого в русском языке 6 гласных фонем.

Состав согласных фонем. В русском литературном язык выделяется столько согласных фонем, сколько разных звуков выступает в сильных позициях. Фонологическая система состоит из следующих согласных фонем: < м> – < м’>, < п> – < п’>, < б> – < б’>, < ф> – < ф’>, < в> – < в’>, < с> – < с’>, < з> – < з’>, < т> – < т’>, < д> – < д’>, < ц>, < н> – < н’>, < л> – < л’>, < ш>, < ж>, < ч’>, < р> – < р’>, < j>, < к>, < г>, < х>.

Большинство лингвистов признает самостоятельными фонемами < ’> и < ’>. Существует точка зрения, что [к’], [г’], [х ’] реализуют фонемы < к’>, < г’>, < х’>. С учетом этого в русском языке 37 согласных фонем.

Фонетика (от греческого phone — звук, phonetikos — звуковой) — 1. Звуковой строй языка. 2. Учение о звуковом строе языка; наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на фонетические единицы.

Фонетическая система —звуковой строй языка; совокупность звуковых единиц данного языка, находящихся в определенных структурных связях.

Фонетическая транскрипция (от латинского transcriptio — переписывание) — способ записи устной речи, имеющий целью наиболее точную передачу произношения; запись звуков речи с учетом их позиционных изменений.

Фонетические процессы — процессы изменения звуков в потоке речи в результате их взаимодействия.

В качестве основных выделяют следующие процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, гаплология, метатеза, протеза, эпентеза (см. соответствующие статьи). Помимо этого, существует ряд других, в том числе:

апокопа — отпадение конечного безударного гласного, приводящее к сокращению слова, напр.: или > иль, чтобы > чтоб, уже > уж;

выпадение звуков — устранение, обычно на почве ассимиляции, одного из звуков в их группе, напр.: блеснуть (ср. блестеть), плеснуть (ср. плескать). Данный процесс отражается на письме;

синкопа — выпадение звука или группы звуков внутри слова, напр.: только из древнерусского толико, спирт из латинского spiritus;

стяжение гласных — слияние двух смежных гласных, приводящее к возникновению одного, напр.: дикобраз из дикообраз, Фёдор из Феодор, делат (диалектное) из делает (в результате выпадения интервокального j).

Фонетические чередования — позиционные чередования звуков, реализующих в звучащей речи одну фонему, обусловленные фонетическими позициями: соседством других звуков, положением на границе слова, в ударном или безударном слоге. Напр., на конце слова и перед глухим согласным любой звонкий шумный чередуется с глухим: стогасто [ к ], стожоксто [ ш ] ка.

Фонетические чередования гласных звуков зависят от соседства твердых и мягких согласных и от положения гласного по отношению к ударению, напр.: мягкие согласные вызывают сдвиг артикуляции гласного вперед и вверх: сад –[ сá т ], сядь – [ с’ä  т’ ], [а] // [ä ]; в безударном положении происходит редукция гласного, в результате которой возникают чередования гласного с его редуцированными вариантами: вó ды – [ вó ды ], водá –[ вLдá ], водяной –[ въд’иэнó j ], [о] // [L] // [ъ].

Фонетические чередования долгих и кратких согласных звуков происходят в определенных позициях. Долгие согласные звуки, кроме [ ’] [ ’], реализуют сочетания двух фонем: [ мa ъ ]–< масса >, [ со ъjь ]–< соннаjа >. Долгие согласные могут находиться только в начале слова перед гласным или между гласными. В других позициях долгий согласный теряет свою долготу и замещается кратким. Это происходит на конце слова (ма [ ] ама [ с ], су [ ] асу [ м ]) или перед согласным (кла [ ] ыкла [ с ] ный). В некоторых случаях эта закономерность отражается и на письме (финныфинский).

Фонетические чередования звонких и глухих согласных звуков происходят в следующих позициях:

· в абсолютном конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: зу [ б ] ызу [ п ];

· перед глухими согласными звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: тра [ в ] атра [ ф ] ка;

· перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими; возникает сочетание звонких согласных: про [ с’ ] итьпро [ з’ ] ба. Эта же закономерность действует на стыке слов при отсутствии паузы: в окно –[ ф ] поле. Глухой согласный, стоящий перед [в], [в’], заменяется звонким только при условии, что за [в], [в’] произносится гласный или звонкий шумный: о [ д ] вздохов, но о [ т ] влюбленных;

· сонорные звонкие согласные на конце слова и перед глухими могут заменяться полуглухими или глухими, чаще всего, когда стоят на конце слова после глухих: теат [ р9 ], воп [ л9’ ]. Такие же звуки возможны и в начале слова перед глухими согласными: [ м 9] стить. В тех же позициях сонорный может не терять свою звонкость, развивая дополнительную слоговость, т.е. становясь слогообразующим звуком: мыс [ л8’ ], pуб [ л8’ ].

Фонетические чередования согласных звуков по месту и способу образования происходят в следующих позициях:

· перед передненебными шумными зубные заменяются переднебными: с отцом –[ ш ] шубой, без оконбе [ ж ] жениха;

· взрывные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о [ ц ] супа, мла [ ч ] шая (младшая).

Фонетические чередования согласных с нулем звука происходят в следующих позициях:

· не произносятся [т], [т’], [д], [д’] в окружении некоторых зубных согласных — < стн>, < стн’>: кре [ ст ]– окре [ сн ] ость, уча [ ст ] иеуча [ с’н’ ] ик; < стс>: тури [ ст ]– тури [ с ] кий (туристский); < стц>, < здц>: кре [ ст’ ] ецкре [ сц ] а (крестца), уздапод у [ сц ] ы (под уздцы); не произносится [д], [д’] в сочетаниях< рдц>, < рдч’>: се [ рд’ ] ечныйсе [ рц ] е (сердце), се [ рч’ ] ишко (сердчишко);

· фонема < j> после гласного перед [и] реализуется нулем звука: [ мLjá ](моя) [ мLи  ] (мои); [ стрó jу ] (строю) – [ стрó ил ] (строил).

Фонетические чередования твердых и мягких согласных звуков в современном литературном языке происходит в следующих позициях:

· твердые зубные перед мягкими зубными чередуются с соответствующими мягкими: рабо [ т ] арабо [ т’н’ ] ик, о [ дн ] ао [ д’н’ ]и; перед [т’], [д’], [с’], [з’] обычен и [н’]: фа [ нт ] – фа [ н’т’ ] ик, бала [ нс ] – в бала [ н’с’ ] е;

· перед [ч’], [ш’] звук [н] замещается [н’]: бато [ н ] – бато [ н’ч’ ] ик, войнавое [ н’ш’ ] ина.

Фонологическая система — совокупность фонем данного языка, находящихся в определенных отношениях.

Фонологические школы — направления в мировой лингвистической науке, разрабатывающие учение о фонеме — фонологию. В настоящее время в России ведущее положение занимают два научных направления — Московская фонологическая школа (МФШ) и Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (Л(П)ФШ).

В основу ЛФШ легли идеи Л.В.Щербы (1912), ученика И.А.Бодуэна де Куртенэ. Эти идеи развиваются в трудах Л.Р.Зиндер, М.И.Матусевич, Л.В.Бондарко, Л.Л.Буланина, Л.А.Вербицкой, А.Н.Гвоздева и др. МФШ возникла в конце 20-х годов; основатели: Р.И.Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров, А.М.Сухотин. Идеи основоположников развивают М.В.Панов, К.В.Горшкова, В.В.Иванов, Л.Л.Касаткин и др.

Фонология (функциональная фонетика) — раздел фонетики, изучающий функции звуков речи в языке, фонемный состав слов, а также систему фонем языка.

Фраза фонетическая (от греческого phrasis — выражение) — единица фонетического членения речевого потока, представляющая интонационное единство между двумя паузами.

Фразовое ударение — выделение более важного в смысловом отношении речевого такта в пределах фразы.

Характеристики звука речи — отличительные свойства звука человеческой речи.

Акустические (физические) характеристики отражают особенности звуков как физического явления: частота, сила, спектр (связаны с субъективными характеристиками восприятия звука: высотой, громкостью, тембром) и длительность (количественная характеристика).

Артикуляционные характеристики звуков речи отражают работу органов речи, необходимую для создания этих звуков: 1) для согласных — степень участия голоса и шума, место и способ образования, наличие / отсутствие палатализация, 2) для гласных — степень продвинутости и подъема языка, участие / неучастие губ.

Чередование — мена звуков, занимающих одно и то же место в звуковой оболочке одной и той же морфемы в разных случаях ее употребления, напр.: [ вó ды ] – [ вLдá ] – [ въд’иэнó jь ], [о] // [ L ] // [ъ]; [ кLзá ] – [ кLз’э ] – [ кó с ], [з] // [з’] // [с].

Выделяют чередования грамматические, исторические, фонетические (см.).

Эмфатическое ударение — выделение какого-либо слова с целью усиления его выразительности в предложении, напр.: И ты, Брут!

Эпентеза —фонетический процесс, вставка звуков, облегчающих артикуляцию, но этимологически не оправданных, напр.: радиво и радиё (прост.) с вставными звуками [в] и [j].

 

 

 

III. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ.

 

Алфавит (азбука). Апострó ф. Буква. Грамматический принцип орфографии. Графика. Графические сокращения. Диакритический знак. Дифференцирующий принцип орфографии. Знак графический. Значения букв. Идеография. Калькирование. Кириллица. Латиница. Морфематический (морфологический) принцип орфографии. Названия букв. Начертание. Начертательное письмо. Небуквенные графические средства. Обозначение двух фонем гласными Е, Ё, Ю, Я. Обозначение на письме твердости / мягкости согласных. Обозначение на письме фонемы < j>. Описка. Орфограмма. Орфографическая ошибка. Орфография. Ошибка графическая. Ошибка языковая. Пиктография. Передача буквами фонемного состава слов. Перенос части слова на другую строку. Письмо. Позиционный (слоговой, буквосочетательный) принцип графики. Предметное письмо. Принципы графики. Принципы орфографии. Разделы орфографии. Система графических знаков. Слитные, раздельные и дефисные написания. Традиционный (исторический, беспроверочный, этимологический) принцип орфографии. Транскрипция. Транслитерация. Употребление прописных и строчных букв. Фонематический принцип графики. Фонематический принцип орфографии. Фонетический принцип орфографии. Фонография.

Алфавит (азбука) — совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке. Слово алфавит происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука является калькой со слова алфавит, происходит от названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки (букы).

Апострó ф (от греч. apostrophos — обращенный в сторону или назад) — надстрочный знак в виде запятой, употребляемый: а) для отделения служебных слов (частиц) в иноязычных собственных именах, напр.: Жанна д’Арк; б) для указания на палатализацию согласного звука в фонетической транскрипции, напр.: [ б’ит’ ].

Буква — графический знак, служащий для обозначения на письме звуков (фонем). Буквы объединяются в алфавит (см.).

Грамматический принцип орфографии — один из принципов русской орфографии, сущность которого заключается в том, что написание слова отражает его грамматические (морфологические) характеристики, напр.: Ь в словах мышь, рожь указывает не на мягкость конечных согласных, а на их принадлежность к ряду существительных женского рода III склонения типа лошадь, мать.

Графика (от греч. graphikē из grapho — пишу, черчу, рисую) — 1. Совокупность начертательных средств, используемых в данной письменности для передачи устных сообщений (буквы, знаки препинания, знак ударения и др.); способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи букв; система соотношений между буквами и фонемами в фонематическом письме. 2. Раздел языкознания, исследующий начертательные средства языка и соотношения между буквами и фонемами.

Графические сокращения — 1. Принятые в данной письменности сокращенные названия, используемые для экономии места и времени при письме. 2. Один из разделов современной русской орфографии, объединяющий соответствующие правила

В зависимости от приемов образования выделяются следующие типы графических сокращений:

1) точечные, напр.: в. — век, гг. — годы;

2) дефисные, напр.: з-д — завод, р-н — район;

3) косолинейные, напр.: п/о — почтовое отделение, х/б — хлопчатобумажный, в/ч — воинская часть;

4) курсивные, напр.: см — сантиметр, г — грамм, л — литр;

5) нулевые (графически не выделенные), напр.: кг — килограмм, с — секунда;

6) комбинированные, напр.: ж.-д. — железнодорожный.

Существует ряд правил графического сокращения слов:

1) не может быть опущена начальная часть слова, напр.: нельзя вод вм. завод;

2) опускается минимум 2 буквы, напр.: нельзя завд;

3) сокращаемая часть слова не может оканчиваться на Ъ, Ь, Й или гласной буквой, напр.: нельзя за-д;

4) опускается только линейная последовательность букв, напр.: нельзя звд.

Допустимый вариант — з-д.

Использование графических сокращений (главным образом, авторских) должно подчиняться требованию целесообразности.

Диакритический знак — дополнительный надстрочный или подстрочный графический элемент, используемый для указания на особенности произношения звука, напр.: в русском письме — знак краткости в букве Й («И краткий»), точки над буквой Ё; в фонетической и фонематической транскрипции — апостроф, обозначающий мягкость согласного ([м’], [с’] и под.), грá вис, обозначающий слабое, побочное ударение (п е дуниверситé т) и др.

Дифференцирующий принцип орфографии — один из принципов русской орфографии, сущность которого заключается в разграничении на письме словоформ, совпадающих по фонемному составу, напр.: ож о г (сущ.) – ож ё г (глаг.); туш (музыкальное произведение) – туш ь (краска); к о мпания (группа людей) – к а мпания (совокупность мероприятий).

Знак графический — любой знак, используемый как кратчайший элемент письма. В зависимости от типа письма в качестве графического знака может выступать рисунок, иероглиф, буква и др. Составляют систему графических знаков (см.). В системе фонографии (см.) различают буквенные (см. Буква) и небуквенные графические средства (см.).

Значения букв — соответствие букв определенным фонемам, а также уточнение значения соседних букв. Значения букв определяются по сильным позициям соответствующих фонем. Фонемное соответствие букве может быть установлено с учетом ее окружения. Все буквы, кроме Й и Ъ, многозначны. Напр., буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласного, после разделительного Ъ или Ь обозначают две фонемы < jэ>, < jо>, < jу>, < jа>, в остальных позициях — мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный звук, ср.: яблоко, где Я обозначает < jа>, и няня, где Я обозначает < ’а>.

Идеография (от греч. idea — понятие и grapho — пишу) — иероглифическое письмо как один из этапов развития мирового письма; отображение содержания сообщения при помощи графических знаков (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка), которые служат символом, знаком понятия. Способствует передаче значения слова, но не отражает его звучания.

Калькирование — 1. Один из принципов русской орфографии, способ передачи заимствованных слов путем частичного или полного их перевода, напр.: Bilbo Baggins – Бильбо Сумкинс (от сумка) / Торбинс (от торба). 2. Образование новых слов и выражений по лексико-фразеологическим и синтаксическим моделям другого языка, с использованием элементов другого языка, напр.: телевидене из греч. tē le — «далеко, вдаль» и рус. видеть.

Кириллица —одна из древнейших славянских азбук, созданная славянским просветителем Константином (Кириллом) Философом в IX в., положенная в основу современного русского письма и алфавитов ряда других языков.

Латиница — латинский (римский) алфавит, широко используемый, наряду с кириллицей (см.), в современных языках.

Морфематический (морфологический) принцип орфографии — один из принципов русской орфографии, состоящий в требовании единообразного написания морфем в тех случаях, когда одна и та же часть слова имеет разный звуковой состав в родственных словах или разных формах одного слова, напр.: пишется ч ё рт [ ч’ó рт ], т.к. есть чередование с Е ч é рти [ ч’э рт’и ].

Названия букв — наименования, под которыми буквы включаются в алфавит.

Типы названий букв: 1) комплексные названия обозначают классы букв, напр.: гласные, согласные, шипящие, йотированные; 2) индивидуальные названия букв — наименования отдельных букв. Например: А – а, Б – бэ, В – вэ и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.