Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ББК Ш 141.12-4 1 страница






Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра методики начального обучения

 

КРАТКИЙ

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Часть I

Специальность 031200 Педагогика и методика начального обучения

 

 

Издание второе, исправленное и дополненное

 

Пермь 2006

УДК.

ББК.

К

Авторы-составители: канд. филол. наук, ст. преп. М.В.Богачева; канд. филол. наук, доцент Л.А.Дубровская; канд. филол. наук, доцент Н.А.Линк; канд. филол. наук, доцент Т.Н.Плюскина; ст. преп. Л.П.Пигина; преп. пед. колледжа № 1 Т.А.Иноземцева; преп. пед. колледжа № 1 А.А.Лужбина

К 786 Краткий словарь-справочник лингвистических терминов: Специальность 031200 Педагогика и методика начального образования / Под ред. Л.А.Дубровской, Н.А.Линк; Перм. гос. пед. ун‑ т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пермь, 2006. – Часть I. – 95 с.

 

Краткий словарь-справочник разработан в соответствии с программой по русскому языку в системе высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

Словарь содержит термины, необходимые для овладения содержанием курса русского языка. Издание адресовано студентам факультета педагогики и методики начального образования педагогических образовательных учреждений и учителям начальных классов.

 

Ответственные редакторы: канд. филол. наук, доцент Л.А. Дубровская; канд. филол. наук, доцент Н.А. Линк

 

Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Л.А. Грузберг;

д-р филол. наук, профессор И.Г. Овчинникова

 

Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета

УДК 808.2(03)

ББК Ш 141.12-4

© Коллектив авторов, составление 2006

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2006

 

Оглавление

 

I. Язык. Речь. Речевая деятельность  
II. Фонетика. Орфоэпия  
III. Графика. Орфография  
IV. Лексикология. Фразеология. Лексикография  
Условные сокращения  
Предметный указатель  
Библиографический список  
Словари и справочники  

I. ЯЗЫК. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Билингва. Билингвизм (двуязычие). Великорусский язык. Восприятие речи. Генеалогическая классификация языков. Говор. Диалект. Древнерусский язык. Жаргон. Знак языковой. Интерференция. Кодифицированная речь. Литературная норма. Литературный язык. Метод (в языкознании). Монолингва. Наречие. Полиглот. Полилингвизм. Порождение речи. Праиндоевропейский язык. Праславянский (общеславянский) язык. Происхождение языка. Просторечие. Разговорная речь. Речевая деятельность. Речевой акт. Речь. Старорусский язык. Текст. Функция языка. Функциональный стиль. Язык. Язык государственный. Язык межнационального общения. Язык мировой. Язык национальный. Языки родственные. Языковая личность. Языковая компетенция. Языковая способность. Языкознание (языковедение, лингвистика).

 

Билингва — человек, способный употреблять в ситуации общения две различные языковые системы.

Билингвизм (двуязычие) — владение двумя языковыми системами.

Выделяют следующие типы билингвизма:

1) по числу усвоенных действий: а) рецептивный — владение языком, обеспечивающее только восприятие речи, иногда лишь письменной; б) продуктивный — владение обеими языковыми системами в совершенстве;

2) по связи с мышлением: а) непосредственный — способность мыслить на неродном языке; б) опосредованный — построение высказывания на родном языке с последующим переводом на неродной;

3) по условиям возникновения: а) естественный — билингвизм, возникший в раннем детстве под влиянием разноязычного окружения; б) искусственный — билингвизм, возникший в результате обучения и ведущий к интерференции (см.);

4) по степени родства языков: а) близкородственный — владение близкородственными языками; б) неблизкородственный — владение неблизкородственными языками.

Великорусский язык — язык русского народа периода становления нации (XVII-XVIII вв.).

Восприятие речи — 1. (в физиологии) Процессы обработки речевого сигнала, включающей первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, звуковую интерпретацию, результат которых — создание артикуляторного образа услышанного сигнала. 2. (в фонетике) Совокупность механизмов, обеспечивающих переход от первичного фонетического описания звука или звуковой последовательности к интерпретации его как определенной единицы системы (фонемы, морфемы и т.п.). 3. (в психологии и в психолингвистике) Система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание. (См. также Речевое действие).

Генеалогическая классификация языков —изучение и группировка языков мира на основе родственных связей между ними (отнесения их к одной семье, группе), т.е. на основе общего происхождения из предполагаемого праязыка.

Говор — форма бытования, разновидность общенародного национального языка, функционирующая на определенной территории.

Говорхарактеризуется следующими признаками:

· является средством общения на определенной территории в сельской местности;

· находится за пределами литературного языка;

· бытует только в устной форме;

· служит средством общения только в бытовой сфере.

Говоры образуют более крупные объединения — наречия (см.).

Диалект (от греч. dialektos — разговор, говор, наречие) — форма бытования, разновидность общенародного национального языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Различают территориальные и социальные диалекты (см. Говор, Жаргон).

Древнерусский язык —язык восточных славян, сложившийся на базе праславянского, существовавший в период VIII в. – XIV в. н.э., предок русского, украинского и белорусского языков. Выделяют два этапа его существования: 1) восточнославянский язык — язык восточных славян в дописьменный период (VIII-X вв.); 2) древнерусский язык — язык восточных славян письменной эпохи (XI-XIV вв.).

Жаргон — форма бытования, разновидность общенародного национального языка, используемая преимущественно в устном общении относительно устойчивой группой, объединяющей людей по профессии (напр.: жаргон музыкантов, программистов), положению в обществе (напр.: жаргон русского дворянства, купечества), интересам (напр.: жаргон филателистов, рыболовов-любителей), возрасту (напр.: жаргон молодежный (сленг), школьный).

Жаргонхарактеризуется следующими признаками:

· служит для общения в устойчивой социальной группе;

· находится за пределами литературного языка;

· бытует только в устной форме;

· является средством общения только в бытовой сфере.

Выделяют следующие основные (наиболее изученные) типы жаргона:

1) молодежный (сленг) — слова и обороты речи, используемые молодежью, напр.: обалденный, потрясно, стопудово, пахать ‘усиленно трудиться, обычно даром’;

2) студенческий — слова и обороты, используемые в речи учащейся молодежи, напр.: шпора ‘шпаргалка’, бомба ‘вид шпаргалки, лист с заранее написанным ответом’, хвост ‘академическая задолженность’;

3) профессиональный — слова и обороты, используемые в узком кругу людей определенной профессии (жаргон компьютерный, медиков, учителей и т.п.), напр.: емеля ‘электронная почта; электронный адрес’, мыло ‘то, что пересылается по электронной почте’, клава ‘клавиатура’, кли кать ‘нажимать на кнопку мыши; активизировать программу, осуществлять действие нажатием кнопки мыши’;

4) лагерный — слова и обороты, используемые в местах заключения, напр.: шмон ‘обыск’, стукач ‘доносчик’, баланда ‘похлебка’;

5) арго — слова и выражения, используемые асоциальными (маргинальными, деклассированными) элементами, а именно, ворами, бандитами, бомжами и т.п., напр.: хаза ‘жилье, укрытие’, блатная музыка ‘арго’, по фене ботать ‘изъясняться на арго’, ксива ‘удостоверение личности’;

6) тайные языки — условные языки, которые использовались относительно замкнутыми социальными группами с целью конспирации, в знак принадлежности к корпорации; род коллективной игры, ср.: Мас уклил из юра, бакса не ухлит. — Я ушел из дому, отец не знает (из офенского языка; офени — бродячие торговцы-коробейники).

Знак языковой — способствующее общению материально-идеальное образование, представляющее собой единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и материальной оболочки (означающего). Напр., книга, будучи языковым знаком (словом), имеет:

· в качестве означаемого — лексическое значение, т.е. то мыслимое содержание данного слова, которое закреплено в сознании всех говорящих по-русски;

· в качестве означающего — 1) определенную последовательность звуков ([к]–[н’]–[и ]–[г]–[ъ]), которая существует в устной форме бытования русского национального языка, 2) определенную последовательность букв (Ка–Эн–И–Гэ–А, т.е. К-Н-И-Г-А), которая существует в письменной форме бытования языка.

Интерференция — влияние системы родного языка (фонетической, лексической, грамматической) на усвоение второго, ведущее к их смешению и ошибкам в речи.

Кодифицированная речь — специфическая разновидность устного литературного языка, употребляемая в условиях официального общения и противопоставленная разговорной речи (см.). Характеризуется подготовленностью, относительно строгим соблюдением литературных норм.

Литературная норма — совокупность правил, регламентирующих употребление слов, их произношение и правописание, образование слов и их форм, сочетание слов и построение предложений (см. также Литературный язык).

Литературный язык — нормированная и обработанная разновидность общенародного национального языка, его высшая образцовая форма. Существует с первой трети XIX в., основоположником является А.С.Пушкин.

Литературный язык характеризуется следующими признаками:

· является нормированной и обработанной формой национального языка;

· предназначен для общения во всех сферах жизни;

· бытует в устной и письменной форме;

· имеет функционально-стилевую и стилистическую дифференциацию (см. Литературная норма).

Метод (в языкознании) — 1. Обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и с общей методологией (общие методы). 2. Отдельные приемы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка (частные методы).

Выделяют следующие общие методы языкознания:

1) сравнительно-исторический метод — лингвистический метод (система научных приемов) восстановления незафиксированных прошлых языковых фактов путем их сравнения с соответствующими более поздними фактами, известными по письменным памятникам или живому употреблению в сопоставляемых языках. Способствует изучению вопроса о закономерностях развития языка в отдаленную эпоху, выявлению исконных слов языка и заимствований, а также путей проникновения последних, позволяет установить генетическое тождество языковых единиц, главным образом в области фонетики и морфологии, дает материал для решения отдельных проблем, которыми занимается сравнительно-историческое изучение языков (происхождение родственных языков, их взаимоотношения в ходе исторического развития, черты общности и различия в этом развитии и т.д.);

2) структурный метод — лингвистический метод (система научных приемов) раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов структуры языка, рассматриваемого как система. Предполагает ограничение предмета языкознания внутренними взаимодействиями в системе языка в отвлечении от таких проблем, как взаимоотношение языка и мышления, языка и сознания, связь языка с обществом и т.п.;

3) конструктивный метод — лингвистический метод (система научных приемов) раскрытия процессов порождения речевых произведений, реализующих язык, который сам существует как динамическая система.

Выделяют следующие частные методы языкознания: 1) количественный (направлен на выявление количественного соотношения различного рода языковых фактов), 2) статистический (направлен на выявление количественных закономерностей, которым подчиняются языковые факты), 3) математического анализа (направлен на математическое описание закономерностей, которым подчиняются языковые единицы), 4) психолингвистические (направлены на выявление особенностей взаимоотношения языка и мышления, языка и сознания), 5) социолингвистические (направлены на выявление особенностей связи языка и общества), 6) этнолингвистические (направлены на выявление особенностей отражения культуры народа в языке), 7) глоттохронологический (направлен на выявление скорости языковых изменений и определение времени разделения родственных языков, степени их родства), 8) сопоставительный (направлен на выявление различных закономерностей в языке и речи в соотнесении между собой различных языковых фактов), 9) наблюдение, 10) опрос, 11) анкетирование и т.д.

Монолингва — человек, способный пользоваться только одной языковой системой (родным языком).

Наречие — объединение группы говоров, связанных между собой общими языковыми явлениями. Выделяется севернорусское наречие, южнорусское наречие и среднерусские говоры.

Основные отличительные особенности наречий:

Северно-русское наречие Среднерусское наречие Южнорусское наречие
Оканье к [ о ] ровакар [ Λ ] вай Аканье к [ Λ ] ровакар [ Λ ] вай
Выпадение интервокального j делат, хорó ша Сохранение интервокального j делает, хорошая
[г] взрывной [ г ] ород [γ ] фрикативный [ γ ] ород
[т] в формах глагола 3л. идё [ т ] [т’] в формах глагола 3л. идё [ т ’]

Полиглот — человек, владеющий несколькими (более двух) языками.

Полилингвизм — владение несколькими языковыми системами.

Порождение речи — 1. (в психологии и в психолингвистике) Совокупность процессов перехода от речевого намерения к звучащему или письменному тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания). 2. (в экспериментальной фонетике) Образование звуковых последовательностей (звука, слога, фонетического слова, синтагмы), являющихся формой выражения значимых единиц языка (фонемы, морфемы, слова, предложения); проходит в три этапа: 1) программирование движений органов речи, 2) реализация этой программы, 3) образование звукового сигнала. (См. также Речевая деятельность).

Праиндоевропейский язык — один из древних языков, послуживший основой для ряда индийских (санскрит, урду, хинди, бенгали и др.) и большинства европейских языков (славянских, романских, германских, иранских, балтийских и др.).

Праславянский (общеславянский) язык —праязык для всех славянских языков, существовавший в период III-II тысячелетие до н.э. – VIII в. н.э.

Происхождение языка — проблема становления языка как средства человеческого общения из доязыковых форм коммуникации. Существуют следующие теории происхождения языка: «божественная», «звукоподражательная», «междометная», «социального договора», «трудовых выкриков», «трудовая» и др.

Просторечие — форма бытования, разновидность общенародного национального языка, свойственная разговорной речи, включающая слова, их формы, конструкции, отступающие от образцовых литературных норм произношения, образования, употребления.

Просторечие характеризуется следующими признаками:

· является средством общения малообразованных слоев городского населения;

· находится за пределами литературного языка;

· бытует только в устной форме;

· служит средством общения только в бытовой сфере.

Разговорная речь —специфическая разновидность литературного языка, употребляемая в условиях непринужденного общения и противопоставленная кодифицированной книжной речи. Характеризуется спонтанностью, возможностью отступлений от литературных норм.

Речевая деятельность — 1. Способность человека к порождению речи («дар речи»). 2. Порождение речи; вид деятельности наряду с трудовой, познавательной, игровой и др., использование языка в процессе речи. Реализуется в актах порождения (говорения, письма) и восприятия (аудирования, чтения) речи.

Выделяют следующие этапы речевого действия:

Порождение Восприятие
1) осмысление ситуации как речевой 6) осмысление ситуации как речевой (осознание необходимости ответного высказывания)
2) осознание мотива высказывания, его цели 5) осознание мотивов высказывания, его целей, позиций говорящего, оценка языкового мастерства говорящего
3) вероятностное прогнозирование; возникновение замысла 4) понимание второго плана высказывания, иносказания
4) составление внутреннего плана 3) понимание общего плана высказывания и его частей
5) семантико-грамматическое структурирование высказывания (выбор слов, конструкций, интонации и т.п.) 2) расшифровка порядка слов, осознание грамматических связей внутри предложения
6) звуковое или графическое оформление высказывания (переход от внутренней речи к внешней) 1) расчленение акустического потока на фонетические слова при аудировании, узнавание слов (переход от внешней речи к внутренней)

Речевой акт — целенаправленное действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Характеризуется намеренностью, конвенциональностью, наличием коммуникативного расчета (цели, задачи).

По цели высказывания выделяют следующие типы речевых актов: 1) сообщение (информативный), напр.: Приду завтра, 2) побуждение, напр.: Встань!, 3) обязательство, напр.: Все сделаю, честное слово!, 4) этикетная формула, напр.: Добрый день!, 5) выражение эмоциональной реакции, напр.: Ну слава богу!, 6) контактоустановление, напр.: Привет!, Слушай!, Хватит! и др.

Речь — конкретное и материальное воплощение языка; конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под Р. понимают как сам процесс говорения (вид речевой деятельности), так и его результат (речевые произведения, тексты).

Различают следующие виды речи:

1) по материальной выраженности: а) внутренняя речь — планирование и контроль в уме речевых действий; один из этапов внутреннего программирования как фазы порождения речевого высказывания; внутреннее проговаривание; б) внешняя речь — проговаривание, озвучивание высказывания;

2) по материальной основе: а) устная речь — производимое (говорение) или воспринимаемое (аудирование) звучащее высказывание; б) письменная речь — высказывание, закрепленное графически (письмо) либо воспринимаемое посредством графических знаков (чтение);

3) по количеству участников формирования высказывания: а) монологическая речь — форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и обладающая определенной композиционной организацией и смысловой законченностью; б) диалогическая речь — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух (диалог) или нескольких (полилог) говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией;

4) по условиям и целям коммуникации: речь деловая, официальная, разговорная, поэтическая, профессиональная и др.;

5) по виду синтаксического построения высказывания: речь авторская, косвенная, прямая, чужая, отрывистая и др.

Старорусский язык — язык русского народа времен Московской Руси (периода народности, XIV-XVII вв.).

Текст — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.

Функциональный стиль — разновидность литературного языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств, которые определяются целями общения в определенной сфере, обусловленной той или иной формой общественного сознания.

Различают следующие функциональные стили русского языка: 1) книжные (реализуются преимущественно в письменной форме): научный, официально-деловой, публицистический, религиозный, а также (не все лингвисты) художественный, 2) разговорный (реализуется преимущественно в устной форме).

Функция языка — роль (назначение) языка в человеческом обществе, проявление его сущности.

Выделяют следующие основные, базовые функции:

1) коммуникативная — быть важнейшим средством человеческого общения;

2) когнитивная — быть средством познания окружающего мира;

3) эмоциональная (эмотивная) — быть одним из средств выражения чувств, эмоций;

4) метаязыковая — быть средством исследования и описания самого языка.

Помимо этого, выделяют функции: номинативную, магическую, фатическую, поэтическую, воздействующую и др.

Язык — 1. Естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. 2. Система фонетических, лексических и грамматических средств конкретного языка, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения.

По своей роли, по тем функциям, которые язык выполняет в человеческом коллективе, он является важнейшим средством общения, средством обмена информацией, ее хранения, обмена мыслями, средством формирования мысли.

По своей внутренней организации, по своей структуре язык оказывается своеобразной, сложной системой знаков, системой многоуровневой, все элементы которой, взаимодействуя, обеспечивают выполнение языком его основного назначения.

Естественный человеческий язык противопоставляется искусственным языкам (напр., эсперанто) и языку животных.

Язык государственный — один из языков, законодательно наделенный статусом государственности для обеспечения коммуникации во всех сферах общественной деятельности.

Язык межнационального общения — один из национальных языков, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одного государства.

Язык мировой — язык, являющийся средством международного, межгосударственного общения.

Язык национальный — этнический язык на определенном этапе социально-исторического развития, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной.

Языки родственные — языки, восходящие к единому праязыку, или языку-основе, и обладающие вследствие этого чертами сходства.

Языковая компетенция — это индивидуальный вариант национального языка, представление человека о языковой системе и основных правилах речевого поведения в широком смысле слова. Языковая компетенция предполагает системность знаний языка и о языке, умение использовать язык в соответствии с целями говорящего / слушающего и условиями общения.

Языковая личность —вид полноценной презентации личности, включающей в себя психический, социальный, этический и другие компоненты, преломленные через ее язык, ее дискý рс; совокупность способностей и характеристик, позволяющая оптимальным образом использовать средства национального языка, создавать и понимать речевые призведения.

Языковая способность — многоуровневая, иерархически организованная функциональная система звуковых (графических) средств человеческого общения, формирующаяся в психике носителя языка в процессе ее развития и определяющая способность носителя языка порождать речь.

Языкознание (языковедение, лингвистика) — наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как его представителях. Различают внешнюю и внутреннюю лингвистику.

Выделяют следующие разделы «внешней» лингвистики:

1) языкознание общее (изучает общетеоретические вопросы) и частное (изучает систему конкретного языка);

2) языкознание описательное (изучает систему одного языка) и сопоставительное (изучает систему нескольких, обычно родственных языков);

3) языкознание диахроническое, или историческое (изучает исторические изменения в языковой системе, произошедшие на протяжении более или менее длительного промежутка времени), и синхроническое (изучает языковую систему на конкретном этапе ее становления).

Выделяют следующие основные разделы «внутренней» лингвистики (см. соответствующие разделы).

1. Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Частные разделы фонетики:

1) (в узком смысле) фонетика — раздел языкознания, изучающий акустические свойства и способы образования звуков человеческой речи;

2) фонология — раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек слов и морфем; теория фонем;

3) орфоэпия — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

4) графика — прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых на письме, и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи;

5) орфография — прикладная область языкознания, устанавливающая систему правил: а) о написании слов и их значимых частей, б) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, в) об употреблении прописных и строчных букв, г) о переносе слов с одной строки на другую, д) о графических сокращениях.

2. Лексикология — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Частные разделы лексикологии:

1) фразеология — раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты речи;

2) лексикография — прикладная область языкознания, занимающаяся теорией и практикой составления словарей.

3. Словообразование — раздел языкознания, изучающий структуру и законы образования слов. Частные разделы словообразования:

1) морфемика — раздел языкознания, изучающий значимые части слов;

2) (в узком смысле) словообразование — раздел языкознания, изучающий закономерности образования слов на базе их значимых частей.

4. Морфология — раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов, а именно структуру слов, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, а также части речи и присущие им способы словообразования.

5. Синтаксис — раздел языкознания, изучающий строй связной речи. Частный раздел синтаксиса:

пунктуация — прикладной раздел языкознания, устанавливающий правила постановки знаков препинания, отражающих на письме строй связной речи, уточняющих выражаемую мысль.

Морфология и синтаксис в совокупности образуют грамматику: грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, строение слов, виды словосочетаний и типы предложений.

6. Лингвистика текста — раздел языкознания, изучающий строй законченного сообщения (произведения речи, высказываниия).


II.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

 

Аккомодация. Акцентология. Аллитерация. Аллофон. Артикуляция. Ассимиляция. Ассонанс. Гаплология. Гиперфонема. Гласные. Грамматические чередования (внутренняя флексия). Диакритический знак. Диереза. Диссимиляция. Длительность звука. Единицы фонетики. Звук речи. Звуковое членение речи. Звуковой повтор. Звукопись. Интонационные конструкции. Интонация. Исторические чередования. Источники звуков речи. Клитики. Количественное ударение. Лабиализация. Логическое ударение. Место образования согласного. Метатеза. Морфонема. Морфонология. Музыкальное ударение. Нейтрализация фонем. Неподвижное ударение. Неслоговой (неслогообразующий) звук. Оглушение. Озвончение. Орфоэпические нормы. Орфоэпия. Основное (главное) ударение. Основной вариант (представитель) фонемы. Палатализация. Побочное (второстепенное) ударение. Подвижное ударение. Подъем языка. Позиционные изменения звуков. Позиционные чередования звуков. Позиция фонетическая. Позиция фонологическая (фонематическая). Постоянное (устойчивое, фиксированное) ударение. Поэтическая фонетика. Принцип восходящей (возрастающей) звучности. Просодия. Протеза. Редукция. Резонанс. Ряд (степень продвинутости языка). Свободное (разноместное) ударение. Силовое ударение. Сильная позиция. Сильное ударение. Слабая позиция. Слабое ударение. Словесное ударение. Слово фонетическое. Слог. Слоговое ударение. Слоговой (слогообразующий) звук. Слоговость / неслоговость. Слогораздел. Согласные. Сонорные. Способ образования. Стили произношения. Такт речевой (фонетическая синтагма). Тактовое ударение. Тон (голос). Ударение. Фонема. Фонематическая транскрипция. Фонемный ряд. Фонемный состав. Фонетика. Фонетическая система. Фонетическая транскрипция. Фонетические процессы. Фонетические чередования. Фонологическая система. Фонологические школы. Фонология (функциональная фонетика). Фраза фонетическая. Фразовое ударение. Характеристики звука речи. Чередование. Эмфатическое ударение. Эпентеза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.