Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ностъ и изменение, где происходит воскрешение веры в чудо.






Сказка завораживает. И эта завороженность противоположна обычному «прыгающему» состоянию сознания, когда оно мечется между многими заботами. Сказка уводит из этого состояния, создает атмосферу защищенности. Она, как магическое зеркало, содержит целый мир, где сложное становится простым, а простое легко превращается в сложное.

Само слово «сказка» вызывает ресурсное состояние покоя и безоблачности. В сказке героя любят просто так, таким, какой он есть. И ничего не надо делать с собой, для того чтобы быть любимым. Можно оказаться слабым, проигравшим, необязательно быть правильным и заметным. В сказке можно просто ждать, надеяться и верить в то, что случится что- то хорошее.

Тропинка. Этот образ символизирует движение

как нечто противоположное замиранию, застыванию, фиксации на чем-либо. Это образ надежды, новизны и чего-то, что может свершиться, Любая дорога метафорически восходит к течению времени, к жизненному пути. Так и тропинка, маленькая, личная дорожка, является образом самостоятельности, символом избавления от забот одиночества.

Применяя образ тропинки, можно заметить, что у клиента изменяются движения глаз и дыхание, расслабляются плечи и ноги и т. д., Человеку становится легко, потому что, с одной стороны, он неподвижен, сидит на стуле, а с другой стороны, понимает, что в ином ментальном, знаковом пространстве скрыта возможность движения.

Превращение. Символизирует возможность полного обновления у обретения другого тела, другого дыхания. Превратиться в какого-либо персонажазначит идентифицироваться с ним, стать таким, как он. Буквально: вапать на его точку зрения, «влезть в его шкуру». Это важнейшее средство выхода из привычного образа, избавления от того, что навязло и держит своей обыденностью.

Терапевтическая сказка позволяет идентифицироваться с разными персонажами, и в этом ее главная ценность. Человек в своем воображении превращается в каждый сказочный образ и в результате выносит из сказки ее легкость и волшебство, способности всех сказочных героев и совершенно сказочную возможность заснуть, положив кулак под голову, а потом проснуться и получить ответ на самые сложные вопросы.

Еще одно значение превращенияэто исчезновение, возможность спрятаться и отдохнуть, быть нигде и никем, находиться в состоянии донашивания и деформирования.

Полет. Означает состояние, противоположное связанности, фиксированности. Находиться в состоянии полета значит быть сверху, ни к чему не привязанным, владеть всем и видеть все, что находится внизу. Это расправленность, свобода направления и высоты. Расслабление изнутри, снятие напряжения, зажимов, легкость. Свобода дыхания. Освобождение от силы тяжести, от привычек, обязательств, долгов. Можно летать во сне и летать от счастья. Особенно полезно летать тем, кто якобы «рожден ползать». Расправление крыльев, лопаток, ключиц и плеч дает избавление от тревоги. Полетэто профилактика падений и ошибок.

Карта. Первое значение этого гипнотерапевтиче- ского образаволшебный инструмент, открывающий глазу нечто, что может менять масштаб. Глазу передается структура, детали, секреты той плоскости, на которую он смотрит. Второе значениеэто состояние ясной рефлексии, отвлечением от своих чувств. Собранность и точный просчет ходов. Третье значение

это возможность планировать ситуацию, простраи- вать будущее.

Шар. Шар ассоциируется с совершенной формой и возможностью ее потери, когда шар спускается. Восстановление и приобретение формы. Другое значение шаранечто, собирающее и отдающее энергию. Шарик, шараналог точки, искорки, отдельного мазка, то малое, что может превратиться в большое.

Зеркало. Встреча с самим собой. Решимость увидеть самого себя и готовность выдержать все, что может быть связано с этой встречей; возможность открыть свои новые лица. Волшебное зеркало уводит за край обыденности, показывает другое «Я»мое, но с иными возможностями. Зеркаловолшебная, дальняя дорога, туннель. Игра с зеркаламиэто в каком-то смысле игра с памятью, игра с возможностями, с иным сознанием или бытием. Зеркалоэто образ психотерапии и возможности меняться, метафора превращений и возвращения к себе.

Образ зеркала выражает ясность видения мира и себя в нем. Стоит протереть зеркало, как жизнь становится чище. Через чистое восприятие чище становятся память, чувства и отношения. Зеркало может быть яснее, чем реальность, может гримасничать, быть кривым. Тем самым оно преобразует реальность, оживляет ее или делает почти невыносимой».

Символика надличностных переживаний. В еще

одной работе Р. Ассаджоли — «Символы надличностных переживаний» — обнаруженной мною в книге «Психосинтез. Теория и практика», отец психосинтеза дополнительно предлагает еще четырнадцать групп символов, которые, однако, имеют несколько другое, более высокое чем у ранее описанных, назначение: раскрытия перед человеком надличностной перспективы. Список этих «надличностных» групп символов имеет следующих вид.

Обращение внутрь (интроверсия).

Спуск — Нисхождение.

Подъем — Восхождение.

Расширение ~ Распространение.

Пробуждение.

Свет — Озарение.

Огонь.

Развитие.

Усиление — Возрастание.

Любовь.

Путь - Странствие.

Превращение — Преобразование.

Возрождение — Обновление.

Освобождение.

Р. Ассаджоли следующим образом характеризует эти группы символов (с некоторыми моими дополнениями).

Символы интроверсии, обращения внутрь крайне необходимы современному человеку ввиду чрезмерной «экстравертированности» нашей цивилизации. Они позволяют нам вернуться в себя и уравновесить чрезмерно активную внешнюю жизнь жизнью внутренней. Обращение внутрь восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровье, а также позволяет обрести опыт надличностных переживаний, открыть свой Центр, свою истинную Сущность, что обычно сопровождается «пиковыми переживаниями».

Символы спуска и нисхождения позволяют исследовать «дно» нашей души, ее темные бездны. Только там мы сможем узнать свою Тень, изгнанные нами в подсознание теневые стороны самого себя, чтобы потом признать их и включить в состав своей личности наряду со «светлыми» качествами своей Персоны. Ибо подавление и осуждение каких- то сторон своей личности никогда не приносит положительных результатов, а, наоборот, стимулирует их на противодействие. Однако признание своей Тени вовсе не значит, что человек должен ей уступить — оно просто является необходимым условием последующего преобразования этих самых теневых сторон.

Символы подъема и восхождения дают нам возможность освоения внутренних пространств своей психики как бы в «верхнем» направлении. При этом вы можете освоить восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых также имеет и более низкие, и более высокие уровни. Мир эмоций, простирающийся до уровня возвышенных чувств; мир ума, лежащий между уровнями конкретного аналитического рассудка и отвлеченного философского разума; а еще и миры интуиции, воли и непостижимые запредельные миры, которые невозможно выразить словами.

Символы расширения и распространения позволяют нам безгранично увеличивать спектр нашего сознания, включая в него все более широкую сферу впечатлений — вплоть до иных реальностей бытия и осознания вечности как вневременного трансцеден- тального измерения, в котором наше Высшее Я пребывает над потоком времени. Однако дабы не утратить сознание себя в чем-то большем, не потерять себя в целом, расширение должно обязательно дополняться центрированием — обращением во внутрь и упрочнением центра своей сути.

Символы пробуждения дают нам возможность буквально проснуться от сна в мире иллюзий — «реальности» картины («карты») мира, отображаемой нашими органами чувств, а также порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Ведь все то, что мы воспринимаем как прочное и незыблемое, на самом деле представляет собой бесконечный танец чрезвычайно малых и постоянно движущихся элементов, между которыми — пустота. А воспринимаем мы все это не объективно, а как бы через густую вуаль собственных пристрастий — эмоций, психотравм, убеждений и заблуждений. Так что на самом деле мы не живем, а спим в мире иллюзий, и не случайно Будду часто называли «Совершенно Пробужденным».

Символы света и озарения дают нам возможность продолжить свое пробуждение, но уже в области надличной сознательности. И совершить великий переход, который обычно называют «озарением» или «просветлением». Точнее — три перехода, первый из которых позволит нам обрести способность ясно видеть все, что происходит у нас внутри; второй — разрешить неразрешимые ранее проблемы посредством интуиции как особого инструмента внутреннего видения; а третий — испытать собственно Просветление как внезапное восприятие Света, присутствующего как в душе человека, так и во всех творениях.

Символы огня позволят совершить самоочищение собственной психики, а впоследствии — и ее трансмутацию, превращение в нечто более высокое и качественно отличное от первого. Именно огонь является одним из лучших средств «духовной алхимии».

• Символы эволюции и развития делают реальным высвобождение наших внутренних сил и переход от возможного к действительному. Более всего они оказываются приложимы к двум разным стадиям человеческого роста: от ребенка до взрослого человека и от «нормального» до «просветленного» индивида.

• Символы усиления и возрастания позволяют реально усилить жизнь сознания, повысить ее напряженность. Подобное возрастание имеет две стадии или как бы ступени. На первой происходит усиление всех дремлющих, недостаточно развитых сил и функций человека, а на второй — переход от личных сил к силам надличностного уровня, что часто бывает сопряжено с появлением парапсихологических способностей.

• Символы любви дают нам возможность «выйти за пределы себя», преступить границы обособленного существования и соединиться с другим существом — сначала с человеком, а потом, возможно, и с Богом.

• Символы пути и странствия позволяют нам открыть и обрести свой собственный Путь — сначала земной, а после, может быть и эзотерический.

• Символы превращения и преобразования дают нам возможность «трансмутировать» свою душу и даже тело в нечто более совершенное и гармоничное объединение всех сторон человеческого существа; Сознания и Тела; Бессознательного и Осознаваемого; Персоны и Теней; Ролей и Личности — и т. д. и т. п.

• Символы возрождения и обновления связаны с предыдущей группой и позволяют осуществить полное превращение человека: «новое рождение» или рождение «нового» человека из глубин старой личности.

• Символы освобождения родственны символам развития и дают возможность уничтожить любые препятствия на своем Духовном Пути, освободиться от иллюзий и комплексов, а также от «ролей», которые мы вынуждены играть, «масок», которые приходится носить и «идолов», которым почему-то надобно поклоняться.

Выбор символов для самоперепрограммирования. Как видите даже три вышеприведенных списка (даже — потому что далее будут еще списки) содержат и необходимое, и достаточное для самоперепрограммирования количество символов. Но, разумеется, не все из них могут и должны быть использованы. По мнению Р. Ассаджоли1, главной задачей в работе с символами является выбор тех из них, которые сразу или после нескольких пробных экспериментов оказываются наиболее полезными и плодотворными для саморазвития. Причем на различных стадиях собственного роста также должны использоваться разные группы символов.

Р. Ассаджоли указывает на три основных способа репрезентации символа. Во-первых, мы можем просто назвать символ или давать его короткое описание. Во-вторых, его можно представить наглядно, то есть рассматривая изображение нужного символа. В-третьих, возможна и просто визуализация, то есть вызывание в воображении внутреннего образа символа, что особенно важно для динамических символов, то есть символов действия, которые подвергаются трансформации и проходят через различные стадии.

Как же выбрать символ для работы над собой? Р. Ассаджоли утверждает, что главное здесь то, чтобы выбор символа опирался, а сам символ отражал конкретно стоящую задачу или имеющуюся у вас проблему. В качестве же более конкретных рекомендаций данный автор отмечает следующие2.

Одни символы (например, море или гора) четко связаны с проблемами роста; другие же — общечеловеческие символы — пригодны для решения определенных задач социальной жизни. Помимо индивидуальных необходимо обязательно использовать стандартные символы — по крайней мере, один или два из каждой из вышеописанных категорий первого списка символов.

Животные символымогут быть, по мнению Р. Ассаджоли, использованы как в диагностических целях (с каким конкретным животным вы себя отождествляете), так и в качестве средства для пробуждения некоторых необходимых психологических черт. В качестве примера он приводит методику Ле- нера, в которой человека просят представить себя на лугу смотрящим на лес и ожидающим появления оттуда какого-нибудь животного. То, какое животное возникнет из бессознательного пациента, дает возможность сделать вывод о его психологических характеристиках — тех, которые представлены обычно ассоциируемыми с этим животным (например, лев — мощь и сила; крыса — хитрость и злобность).

В этой связи вместо популярного общечеловеческого символа автомобиля (в НЛП мы часто сравниваем человека с водителем автобуса, который завел его, тронул с места, а после пересел на заднее сидение и как бы стал пассажиром неуправляемого автобуса своей жизни...), Р. Ассаджоли предлагает

использовать символ лошади, который в отличии от автомобиля подразумевает стадиальность: вначале — дикая лошадь, затем — ее обуздание, а далее — ее использование человеком и ее привязанность к человеку. Отношение к лошади по мнению отца психосинтеза может символизировать характер отношения к своему физическому телу, где «правильным» будет овладение им, а не насилие и осуждение телесности.

Помимо этого Р. Ассаджоли указывает на очень богатиые возможности использования символа дверей, поскольку этот символ обычно означает вход в новую жизнь, или в новый жизненный цикл. Один из способов использования этого символа, на который указывает данный автор, заключается в том, чтобы представить дверь (в стене или здании — в зависимости от ситуации), а на ней начертать в воображении слово, с которым связана проблема, (например, «страх», «тревога», «беспокойство», «сомнение» и т. п.) или же (на стадии развития) слова, имеющие положительное значение («надежда», «мир», «любовь» или даже «просветление»). Затем следует просто мысленно открыть эту дверь. То, что находится за ней, иногда имеет очень глубокий смысл.

Наконец, по Р. Ассаджоли весьма полезным классом символов являются детские символы, которые относятся к до-невротической или до-психоти- ческой стадии состояния человека. Это позволяет установить связь с его нормальной частью (которая в настоящее время скрыта или погружена в невротический или психотический поток); вступить с ней в контакт; дать возможность выразиться и оказать поддержку. Здесь он рекомендует использовать такие образы раннего детства (но конечно же, вызывающие положительные чувства) как Новый год или Рождество, карусель и воздушные шары, любые игрушки, песенки из детского репертуара и т. п. (разумеется, на основании вашег о лексикона и образов, почерпнутых из вашей же собственной биографии).

Создание личностной метафоры. Однако главное в выбранном вами символе для работы должно заключаться в том, чтобы он, во-первых, был действительно вашим — пусть даже и отобранным из предложенного списка. А во-вторых — соответствовал проблеме, которая в данный момент является действительно актуальной для вас. То есть был внутренней метафорой проблемного пространства (или пространства развития): вас и/или ситуации — а еще, возможно, вашей жизни и мира вообще. До сих пор не забуду, как во время прохождения мною первого Мастерского курса по НЛП наш тренер М. Аткинсон предложила нам мысленно ответить на вопрос: «Я как кто сейчас? На кого я похож в нынешней ситуации?». Дела мои тогда обстояли неважнецки (теперь-то я знаю, что это была архетипическая ситуация падения — совершенно необходимая для последующего взлета), и я даже особо не удивился, когда обнаружил, что мое бессознательное показало мне образ одинокого монаха в дождь и под дырявым зонтиком (я как раз тогда в своих духовных исканиях «забрел» в удивительную страну дзен-буддизма). А затем мы начали работать с этой внутренней метафорой и произошло настоящее и подлинное чудо. Все преобразилось, и внезапно у меня в голове возник целый сюжет — своеобразный видеофильм, который и сейчас, спустя многие годы, вызывает у меня мурашки восторга и благоговения. Все в моем внутреннем пространстве изменилось, и я увидел себя веселым монахом, идущим по залитой солнцем очень красивой и окруженной зеленью дороге. Монахом, идущим от селения к селению, чтобы в каждом из них совершать чудеса исцеления. И молва о моих чудесных возможностях опережает меня; и люди ждут, выходя на околицу; и я прихожу и исцеляю, помогаю и учу. А утром снова выхожу в путь, наслаждаясь жизнью и собственным предназначением. И весело идя по дороге, я с удовольствием вспоминаю, что где-то через месяц — традиционный сбор таких как я, странствующих монахов; и мы весело проведем время в кабачке за кружками вина, и обсудим наши дела, и просто поговорим и посплетничаем. А потом снова разойдемся, чтобы опять идти и приходить, и делать дело, не делать которое ты просто не уже можешь...

Как обнаружить свою собственную личностную метафору? Самым простым способом здесь является техника вызывания личностной метаформы — многократное задавание себе вопроса: «Я как кто (в этих условиях и обстоятельствах)?» (в этом случае вы выходите на метафору самоидентичности) и «На что похожа эта ситуация — какую ее аналогию могло бы предложить мое бессознательное?» (а тут вы можете получить метафору ситуации). Лучше всего задавать этот (эти) вопросы в расслабленно-медитативном состоянии сознания и неоднократно. И не торопить ответ, а ждать того, что «всплывет» само. Представьте, например, что вы телезритель, который включил телевизор и ждет, пока он нагреется; причем точно знает, что сейчас возникнет изображение, но даже не догадывается — какое. Наиболее продуктивными являются визуальные символы, хотя нет никаких ограничений в том, чтобы использовать кинестетические и даже аудиальные метафоры.

Однако этот несколько «вольный» или, так сказать, неформальный способ поиска соответствующей личностной метафоры не всегда срабатывает. В этом случае я обычно прибегаю к «формализованному» поиску — с помощью психотехнологии, описанной в книге Р. Шермана и Н. Фредмана «Структурированные техники семейной и супружеской психотерапии»

техники формализации личностной метафоры.

Суть этой психотехнологии довольно проста, что, однако, не снижает ее психодиагностических и психотерапевтических возможностей. Созданная в 1984 году Э. Коуэнигсберг, она представляет собой просто систему незавершенных предложений, как бы инициирующих внутренние метафоры, например:

В этой ситуации (или с этой проблемой):






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.