Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности образования и употребления некоторых глагольных форм






Как известно, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются. Однако существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1 лица ед. числа настоящего и будущего времени. В случае необходимости употребления данных глаголов в этих формах используются описательные обороты: смогу победить, хочу убедить и т.п.

Среди глагольных форм существует огромное количество стилистических вариантов: поло щ ет (литер.) – поло ск ает (разг.), ма ш ет (литер.) – ма х ает (разг.), сы пл ет (литер.) – сы п ет (прост.), щи пл ет (литер.) – щи п ет (разг.), играть (литер.) – играть ся (разг.), слы ш ать (литер.) – слы х ать (прост.), мок (литер., совр.) – мок нул (разг., устар.), сох (литер., совр.) – сох нул (разг., устар.), полож и (литер.) – полож ь (прост.), приля г (литер.) – приля жь (прост.) и т.п.

Стилистическими характеристиками могут различаться возвратная форма глагола (обозначающая действие, направленное на самого деятеля, совместность действия и имеющая суффикс -ся) и невозвратная форма. Например: убирать (литер.) – убираться (разг.), стирать (литер.) – стираться (разг.). Неуместное употребление возвратных глаголов может привести к двузначности: Поросята сразу после рождения обмываются и вытираются полотенцем.

При образовании видовой пары глаголов (совершенного и несовершенного вида) в современном русском языке наблюдается чередование О//А в корне. Эти глагольные формы различаются, как правило, стилистически: с буквой -О- в корне употребляются письменные, книжные варианты; с буквой -А- разговорные. К примеру, уполном о чивать (литер.) – уполном а чивать (разг.), сосредот о чивать (литер.) – сосредот а чивать (разг.), обусл о вливать (литер.) – обусл а вливать.

◄ Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный, то в парном глаголе несовершенного вида пишется (литер. форма) -А-: наст о`я ть – наст а ивать, зас о р ú ть – зас а ривать.

◄ Если же в глаголах совершенного вида ударение падает на корень, то в глаголе несовершенного вида пишется -О-: нам ó рщить – нам о рщивать, обезв ó дить – обезв о живать.

Необходимо запомнить нормативное написание следующих глаголов.

С буквой -О- пишутся слова:

Обезболивать просрочивать
обосновывать рассредоточивать
опорочивать узаконивать
подытоживать уполномочивать
приурочивать  

 

С буквой -А- пишутся слова:

Застраивать удваивать
затормаживать удостаивать
затрагивать усваивать
осваивать, оспаривать Успокаивать

Упр.70. Образуйте отприведённых глаголов литературные:

а) форму несовершенного вида: обусловить, затронуть, узаконить, сосредоточить, уполномочить, оспорить, усвоить, удостоить, заморозить, облагородить, опозорить, отсрочить, приурочить, застроить, заподозрить, обработать, опорочить;

б) форму повелительного наклонения: не морщить, не махать, слезать, откупорить, уведомить, выставить, взглянуть, положить, почистить, кроить, напоить, выбросить, высыпать;

в) форму прошедшего времени: исчезнуть, поникнуть, привыкнуть, угаснуть, киснуть, глохнуть, мокнуть, чахнуть, вянуть, опровергнуть, отвергнуть, зябнуть, гибнуть, расторгнуть, мёрзнуть.

 

Упр.71. Проанализируйте данные глагольные формы. Сопоставьте эти ошибочные образования с правильными. По возможности объясните причину появления ошибок.

Сыпем, жгет, глянь, ложи, ехай, хочим, вылазь, положь, бежи, продавает, ездию.

Упр.72. Выявите особенности образования следующих глагольных форм. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами, подберите несколько подходящих вариантов.

1. Прочное освоение дисциплины «Теория организации предприятия» является залогом того, что я (учредить) свою фирму. 2. Во время новогодних праздников я обычно дарю подарки, веселюсь и (чудить). 3. Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 4. В данном положении я, скорее всего, (ощутить) неудобство. 5. Я уверен, что в этих соревнованиях я (победить). 6. Я помог (убедить) вас в правильности теории. 7. Прежде чем вымыть пол, я обычно (пылесосить).

Упр.73. Вспомните, что такое чередование в глагольных формах. Поставьте предложенные глаголы в нужную форму настоящего времени. Выпишите, чередования каких согласных Вы обнаружили.

1. Я много раз (твердить) одно и то же для того, чтобы запомнить. 2. Черноморский прибой (плескать) о берег ровно и монотонно. 3. Пламя костра (колебаться) от ветра. 4. Успокаивающе (мурлыкать) кот. 5. Нынешние морозы лишь слегка (щипать) щеки. 6. Дождь третьи сутки (полоскать) землю. 7. Дождь яростно (хлестать) в ветровое стекло автомобиля. 8. На небе (блестеть) звёзды. 9. В знойный полдень только листья берёз слегка (колыхаться). 10. Слышно, как (мяукать) кот.

Упр.74. В предложениях найдите формы слов, которые вызывают сомнение в их правильности, произведите правку.

1. По стеклу скребутся ветки. 2. Я не крушуся о былом. 3. Когда Раскольников намахнулся на старуху топором, он увидел все её прелести. 4. Для раскрытия темы я оперуся на произведения Толстого. 5. Ободревший похвалой вождя, Маяковский создаёт ряд шедевров. 6. Ольга, услышав это, восторгнулась. 7. Изредка в траве перекликиваются перепела.

Упр.73. Проанализируйте употребление возвратных глаголов и причастий. Исправьте возникшую двусмысленность.

1. Справка принимается для проведения процедур по месту предъявления. 2. Лекарство принимается чистыми руками. 3. Циклон грозился наводнением. 4. Коровы, отправляющиеся на ветеринарное обследование, должны быть вымыты. 5. К встрече большой воды готовятся откачивающие средства. 6. Перед грозой небо охватывается заревом, становится жутко. 7. Бельё перед стиркой бросается в ванну.

Упр.74. Укажите, в каких случаях в данных глаголах в русском литературном языке пишется о, а в каких – а.

1) удв…ивать 6) осп…ривать

2) обусл…вливать 7) заторм…живать

3) сосредот…чивать 8) зас…ривать

4) уполном…чивать 9) удост…ивать

5) обезб…ливать 10) узак…нивать

Упр.75. Раскройте скобки, выбрав правильную литературную форму.

1. Изучение этого аспекта (обусловливает-обуславливает) технический прогресс. 2. Неблагородно без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя (опорочивать-опорачивать) чужую репутацию. 3. Традиционно в конце занятия преподаватель (подытоживает-подытаживает) все изложенное. 4. Мы старались (приурочивать-приурачивать) свой отпуск к началу лета. 5. При подготовке к экзаменам необходимо (сосредоточивать-сосредотачивать) внимание на главном. 6. Спортсмен много раз (удостоивался-удостаивался) высоких наград. 7. Принятые в условиях чрезвычайной обстановки меры (узаконивались-узаканивались) только впоследствии. 8. На заре образования Государственной Думы отдельные помощники депутатов совершенно незаконно (уполномочивались-уполномачивались) действовать от его имени. 9. Эти эксперименты (обусловливали-обуславливали) наш вывод.

 

Упр.76: Проверьте себя, исправьте ошибки в предложениях, обоснуйте свою правку.

1. Докторша Иванова принимает по средам.

2. Моё внимание привлекла забавная пони.

3. Он укутал нос в шерстяной кашне.

4. В зоопарке мы любовались маленькой жирафой.

5. Нам встретились пятеро лыжниц.

6. Я купил на рынке шесть килограмм апельсинов.

7. Для рагу понадобилось два килограмма баклажан.

8. Стену украсили пятистами шестидесятью трёми наклейками.

9. Я совсем забыл о полтора яблока.

10. Небо расцвело полуторастами шарами.

11. До леса оставалось три целых три пятых метров.

12. Тысячью ламп вспыхнула гирлянда.

13. Директор указал о том, что не все моменты учтены.

14. Мы ощутили потребность средств.

15. В кофе лучше добавить немного сахарка.

16. Весеннее Токио необыкновенно красиво.

Упр.77. Найдите случаи нарушения морфологических норм в следующих предложениях, исправьте их.

1. У каждого из нас всегда должно быть НЗ знаний. 2. Развлекательному центру «Адмирал» требуются официанты, повары, бармены. 3. На прошлой неделе СНГ выступил с новыми предложениями, касающимися урегулирования газовоого кризиса. 4. Использование хорошо известных бикини – основная черта новой коллекции местного дизайнера. 5. В иллюминаторе нашего корабля показалось маленькое, но не сломленный Чили. 6. Тёплый какао считается любимым напитком детей. 7. Уважаемые покупатели, приглашаем вас на ярмарку-распродажу отечественных багет, турецкой тюли, а также портьер по ценам производителя оптом и в розницу. 8. Депутатка Кудрявцева выдвинула предложение о пересмотре тарифов на услуги ЖКХ. 9. Среди приглашенных были известные ректора, профессоры, академики, генералы. 10. С докладами выступили трое профессоров и четверо генералов. 11. Трое российских автомобилей закончили гонку в десятке лидеров. 12. В этой компании подростков было пятеро девушек четырнадцати-пятнадцати лет и пятеро юношей тринадцати-семнадцати лет. 13. Военнообязанный Петров пробыл в отпуске двадцать четверо суток. 14. Он был в санатории, который находится на расстоянии тысячи девятиста восемьдесят пяти километров от нашего города. 15. Мама сыпет гречневую крупу в специальную ёмкость 16. Пришло время собирать камни и узаканивать сложные экономико-политические отношения. 17. Помидоры и огурцы тщательно моются и отправляются на кухню к повару. 18. На прилавке лежит несколько килограмм фруктов: мандарин, апельсин, банан. 19. В детском бассейне душ принимается самостоятельно. 20. Все споры вокруг обсуждавшегося вопроса утихнули бы, если все вникнули бы в суть проблемы. 21. По данным городского ГИБДД, за 10 месяцев текущего года на 20 процентов выросло количество погибших граждан в результате ДТП. 22. Нормативное потребление нефти соответствует трёмста шестидесяти пяти баррелям нефти в сутки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.