Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требование к освещению






При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается естественное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Наша полноценная и интересная жизнь до глубокой старости во многом зависит от зрения. Хорошее зрение – это то, о чем одни люди могут только мечтать, а другие просто не придают ему значения, потому что оно у них есть. Впрочем, пренебрегая определенными правилами, общими для всех, зрение можно и потерять…

 

26. Кратко изложить понятие «гигиены зрения».

Одной из причин, приводящих к ухудшению здоровья человека, в том числе его зрения, стал научно – технический прогресс. Книги, газеты и журналы, а теперь еще и компьютер, без которого жизнь уже и представить невозможно, стали причиной снижения двигательной активности и привели к чрезмерным нагрузкам на центральную нервную систему, а также на зрение. Изменились и среда обитания, и питание, причем и то, и другое не в лучшую сторону. Неудивительно, что число людей, страдающих патологией зрения, неуклонно увеличивается, а многие офтальмологические заболевания значительно помолодели.

В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. Изучению этиологии зрительных расстройств и особенно формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детском саду, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более что установленная длительность занятий — 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему – либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

  1. Глаза и чтение

Чтение дает серьезную нагрузку на органы зрения, особенно у детей. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Чаще всего такие остановки, не имея достаточных навыков чтения, делают дошкольники – им приходится даже возвращаться к уже прочтенному тексту. В такие моменты нагрузка на зрение достигает максимума.

По результатам исследований выяснилось, что умственное переутомление замедляет скорость чтения и восприятие текста, что увеличивает частоту возвратных движений глаз. Еще сильнее гигиену зрения у детей нарушают неправильные «зрительные стереотипы» – сутулость во время чтения, недостаточное или слишком яркое освещение, привычка читать лежа, на ходу или во время движения транспорта (в машине или метро).

При сильном наклоне головы вперед изгиб шейных позвонков сдавливает сонную артерию, сужая ее просвет. Это приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга и органов зрения, а вместе с недостаточным кровотоком наступает кислородное голодание тканей.

Оптимальные условия для глаз при чтении – зональное освещение в виде лампы, установленной слева от ребенка и направленной на книгу. Чтение при рассеянном и отраженном свете вызывает перенапряжение зрения и, соответственно, утомление глаз.

Качество шрифта также немаловажно: предпочтительно выбирать печатные издания с четким шрифтом на белой бумаге.

Следует избегать чтения во время вибрации и движения, когда дистанция между глазами и книгой постоянно сокращается и увеличивается.

Даже при соблюдении всех условий гигиены зрения нужно делать перерыв каждые 45–50 минут и на 10–15 минут менять вид деятельности – прогуливаясь, делать гимнастику для глаз. Такой же схемы должны придерживаться дети во время учебы – это обеспечит отдых их глазам и соблюдение правильной гигиены зрения школьника.

  1. Глаза и компьютер

При работе за компьютером общее освещение и тональность помещения играют важную роль для зрения взрослых и детей.

Следить за тем, чтобы между источниками света не было значительных перепадов яркости: все лампы и светильники должны иметь примерно одинаковую яркость. При этом мощность ламп не должна быть слишком сильной – яркий свет раздражает глаза в той же мере, что и недостаточное освещение.

Для соблюдения гигиены зрения взрослых и детей покрытие стен, потолка и предметов меблировки в рабочем кабинете или комнате ребенка должно иметь низкий коэффициент отражения, чтобы не создавать бликов. Блестящим поверхностям не место в помещении, в котором взрослые или дети проводят значительную часть времени.

При ярком солнце затенять окна шторами или жалюзи – для предупреждения нарушений зрения лучше использовать более устойчивое искусственное освещение.

Рабочий стол – свой или стол школьника – расположить так, чтобы угол между окном и столом был не менее 50 градусов. Недопустимо размещать стол прямо перед окном или так, чтобы свет был направлен в спину человека, сидящего за столом. Освещение рабочего стола у детей должно быть примерно в 3–5 раз выше, чем общая освещенность помещения.

Настольную лампу следует располагать слева для правшей и справа – для левшей.

Эти правила касаются как организации рабочего кабинета, так и комнаты для детей.

  1. Зрение и телевизор

Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Насколько долго и часто взрослому нужно смотреть телевизор – исключительно его решение. Но нужно помнить, что слишком продолжительный просмотр телепередач вызывает чрезмерное напряжение аккомодации и может привести к постепенному ухудшению зрения. Особенно опасно неконтролируемое времяпровождение перед телевизором для зрения детей.

Регулярно делать перерывы, во время которых заниматься гимнастикой для глаз, а также не реже 1 раза в 2 года проходить осмотр у офтальмолога.

Гигиена зрения у детей, а также остальных членов семьи включает соблюдение правил установки телевизора.

· Минимальное расстояние до экрана телевизора можно рассчитать по следующей формуле: для экранов HD (высокой четкости) диагональ в дюймах разделить на 26, 4. Полученное число будет означать минимальное расстояние в метрах. Для обычного ТВ диагональ в дюймах следует разделить на 26, 4 и полученное число умножить на 1, 8.

· Сесть на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже, не создавая дискомфортного угла зрения.

· Расположить источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран.

· Не смотреть ТВ в полной темноте, держать включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.