Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие совокупного спроса и его отличие от индивидуального спроса. Ценовые и неценовые детерминанты величины совокупного спроса




Индивидуальный спрос – это общее количество товара, которое желает приобрести один покупатель. При этом цена должна оправдать ожидание потребителя и товар должен быть предоставлен в определенное время. Это позиция одного индивида, которая в условиях рынка не является главным показателем.

Совокупный спрос – это определенное количество продукта, которое приобретет определенное число покупателей по данной цене и в данный момент. То есть это индивидуальный спрос, умноженный на количество потребителей, возможности и потребности которых удовлетворяет данный товар.

Индивидуальный и совокупный спрос определяют для каждой цены товара. Но если первый показатель – это желания и возможности одного покупателя, то второй имеет более объемное значение, т. е. спрос будет суммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Совокупный спросэто потребность в товарах и услугах со стороны населения, предприятий, государства и иностранных государств, представленная в денежной форме.

Совокупный спрос(AD) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

− спрос на потребительские товары и услуги (C);

− спрос на инвестиционные товары (I);

− спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

− чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). На совокупный спрос оказывают влияние ценовыеи неценовые факторы. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые – ее сдвиг.

Совокупный спрос - это модель в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который покупатели (потребители, предприятия, правительство и иностранцы) готовы купить при любом возможном уровне цен.

Кривая совокупного спроса (AD) представлена на рисунке 1.

Р

AD

О QРис.1. Модель совокупного спроса.

В целях анализа данной модели предполагают, что при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства готовы купить все сектора внутренней экономики и иностранцы. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального производства будет куплен. То есть считается, что и для агрегатов существует обратная связь между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос. Эта обратная зависимость проявляется в характере кривой совокупного спроса, которая отклоняется вниз и вправо.



Если аналогичное отклонение кривой индивидуального спроса на отдельный товар объяснялось эффектами дохода и замещения, то для агрегатов существуют другие объяснения. Траектория кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами.

1. Эффектом процентной ставки, который предполагает, что с ростом уровня цен, при постоянном объеме денежной массы, повышается и процентная ставка, а значит, сокращаются потребительские и инвестиционные расходы, и предъявляется спрос на меньший объем национального продукта.

2. Эффектом богатства (или реальных кассовых остатков), который предполагает, что с ростом уровня цен реальная стоимость (покупательная способность) накопленных финансовых активов (счетов, облигаций и других активов с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается. Это ведет к тому, что население становится беднее и сокращает свои текущие расходы, а совокупный спрос на реальный объем производства падает.

3. Эффектом импортных закупок, который при повышении уровня цен внутри страны приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (а, значит, и к сокращению экспорта) и увеличению совокупного спроса на импортные товары (то есть к росту импорта). В целом происходит сокращение чистого экспорта, что уменьшает объем спроса на реальный объем национального производства.

Неценовые факторы совокупного спроса:

Но если происходит наоборот: стабильным остается уровень цен, а изменяется одно или несколько «прочих условий», которые называются



неценовыми факторами совокупного спроса, то происходит изменение в совокупном спросе и смещается вся кривая совокупного спроса.

Рассмотрим неценовые факторы, которые оказывают влияние на совокупный спрос. Так как спрос предъявляют четыре сектора экономики (домохозяйства, бизнес, государство и иностранцы), т.е. AD= C+Ig+G+Xn, то на изменение в расходах каждого из них будут влиять свои факторы, что в свою очередь окажет влияние на совокупный спрос в целом.

1. Потребительские расходы (C), на которые оказывают влияние: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя, налоги.

Благосостояние потребителя. Уменьшение реальной стоимости активов потребителя (акций, облигаций, недвижимости и т.д.) ведет к увеличению сбережений (как средству восстановления благосостояния), а значит и к уменьшению текущего потребления. В результате: сокращаются потребительские расходы, уменьшается совокупный спрос и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, если увеличивается реальная стоимость материальных ценностей, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Это ведет к возрастанию совокупного спроса и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Рассматривая этот фактор, следует иметь в виду, что речь идет об уменьшении реальной стоимости активов не вследствие изменения уровня цен, а в связи с другими причинами, например, с резким повышением курса акций.

Ожидания потребителя. Если потребители ожидают роста цен или доходов, то они увеличивают свои текущие расходы, что ведет к росту совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса вправо. При ожидании падения цен или доходов потребители уменьшают свои расходы, и совокупный спрос уменьшается, а кривая совокупного спроса сдвигается влево.

Задолженность потребителя. Отсутствие задолженности ведет к росту потребительских расходов, а значит и совокупного спроса. В результате кривая совокупного спроса вместится вправо. И наоборот, чем выше задолженность потребителя, тем ниже его расходы, так как необходимо выплачивать имеющиеся долги, а значит, уменьшается совокупный спрос и кривая совокупного спроса смещается влево.

Налоги. Чем выше ставка подоходного налога, тем меньше чистый доход потребителя, а значит, и его потребительские расходы, а кривая совокупного спроса смещается влево. Уменьшение налогов ведет к росту чистого дохода, потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

2. Инвестиционные расходы (Ig). К неценовым факторам, влияющим на инвестиционные расходы, то есть на закупки средств производства, относятся: процентные ставки, ожидание прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Процентные ставки. Увеличение процентной ставки, вызванное любой причиной, кроме изменения уровня цен, при прочих равных условиях, ведет к уменьшению инвестиционных расходов, а значит и к уменьшению совокупного спроса, что проявляется в сдвиге кривой совокупного спроса влево. И наоборот, уменьшение процентной ставки ведет к росту капиталовложений, увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

Рассматривая этот фактор следует иметь в виду изменение процентной ставки не вследствие изменения уровня цен (так называемый эффект процентной ставки), а вследствие, например, изменения объема денежной массы страны.

Ожидание прибыли от инвестиций. Чем больше ожидание прибыли от капиталовложений, тем больше спрос на инвестиционные товары и совокупный спрос в целом. И наоборот, если в будущих прибылях нет уверенности, то инвестиционные расходы снижаются, что ведет к сокращению совокупного спроса.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий ведет к уменьшению прибыли от капиталовложений, а значит и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса, а кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, чем меньше налоги, тем выше прибыль, что, возможно, приведет к росту инвестиций и совокупного спроса.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал