Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство ассоциаций






Многие из нас стараются заучивать необходимую информацию при помощи чистой зубрежки — просто раз за разом проговаривают эту информацию в голове и надеются, что рано или поздно она там закрепится. Иногда этот метод срабатывает, по крайней мере ненадолго, но со временем информация все равно стирается. Иногда она исчезает сразу же после использования — в соответствии с поговоркой «в одно ухо влетает, в другое вылетает»; никто не удивляется тому, что информация, забитая в голову перед экзаменом, улетучивается оттуда, как только вы выходите из экзаменационного зала. В отличие от ассоциативного метода, который требует определенной осознанности для создания связей и делает их значимыми для нас, для зубрежки осознанность не нужна. Заучивая что-то наизусть, мы часто не «осознаем», что именно заучиваем, и затверженная информация часто остается для нас абстрактной конструкцией. А все, что для нас абстрактно и неосязаемо, попросту не доходит до тех областей мозга, где информация может осесть для дальнейшего использования.

Поэтому сформулируем базовое правило запоминания, которому учат все тренеры по развитию памяти, такие как Лорейн и Лукас, и бесчисленные другие преподаватели (включая и меня). Можно запомнить любую новую информацию, если связать ее с чем-то, что вы уже знаете или помните. Алфавит — одна из самых абстрактных вещей, которые нам приходится заучивать в раннем возрасте. И как мы его вспоминаем? При помощи песенки. Можно поспорить, кто даже сейчас у вас в голове крутится песенка про алфавит. Тому, кто знает ее с детства, порядок букв в алфавите кажется естественным, но вообще-то, если подумать, они расставлены там практически в произвольном порядке.

Если вы когда-нибудь учились музыке, то у вас в голове наверняка прочно засел удобный способ запомнить ноты, попадающие на линейки нотного стана в скрипичном ключе. Это ноты ми, соль, си, ре и фа, и их легко запомнить по считалке:

Там, где МИ, СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА,
там скрипичная страна.

Для басового ключа существует своя считалка:

Там, где СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ,
там басовая земля.

Ваш преподаватель ничего здесь не выдумывал. Подобные рифмованные фразы давно используются для запоминания абстрактной информации и подчиняются базовому правилу запоминания: нужно связать информацию с тем, что вы уже знаете или по крайней мере понимаете, — с простым предложением, как в этом случае, — и информация прочно запомнится.

Мнемоническое правило может использовать для запоминания как простые, так и достаточно сложные схемы. Так, фраза «весной вперед, осенью назад» подскажет, в какую сторону нужно переводить часы при переходе на летнее время и обратно. Известная запоминалка цветов радуги «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — тоже мнемоническое правило.

Ассоциации бывают самые разные. Иными словами, существует масса способов формировать их. Любой из нас может представить себе очертания Италии — ведь нам с детства говорили, что она напоминает сапог. Но как быть с Германией?

Определить ее форму далеко не так просто, правда? Вероятно, у вас нет готовых ассоциаций на эту тему. Вообще мнемонических правил множество. Так, чтобы определить верное ударение в слове «торты», можно вспомнить стишок: «Долго ели торты — не налезли шорты». А если посчитать количество букв в предложении: «Вот и знаю я число, именуемое “пи”. Молодец!» — то можно получить восемь первых цифр числа «пи». А если вам вдруг понадобится запомнить порядок расположения четырех основных островов Японии, то наверняка пригодится такая фраза: «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку дай тебя Кюсю».

Несмотря на всю ценность данных конкретных примеров, работают они только в том случае, если вы сумеете сделать их значимыми для себя. Если фраза вам не понравится, вы ее, скорее всего, не запомните. Может быть, лучше в каждом случае самому придумывать слово или предложение, которое будет что-то значить лично для вас. Следует отметить, что у мнемоники есть одно очень ценное качество: не существует никаких пределов для ее применения, было бы желание. Если вы сумеете осознанно связывать то, что хотите запомнить, с чем-то уже известным (то есть обеспечивать ту самую изначальную осознанность), то станете обладателем тренированной памяти. При этом ассоциации не обязаны быть логичными или разумными. Более того, чуть позже мы увидим, что некоторая причудливость и даже нелепость ассоциаций может оказаться невероятно полезной. Всякий раз, когда вы при помощи воображения приводите себя в состояние изначальной осознанности, вы тем самым максимально интенсифицируете работу памяти, потому что заставляете себя сконцентрироваться и сформировать ассоциативный ряд.

Рассмотрим пример. Пусть вам нужно запомнить следующие вещи, причем именно в таком порядке: футболка, молоко, песок, лодка и часы. Как уложить этот список в памяти и не запутаться с последовательностью слов? Для начала свяжите между собой первые два слова, футболку и молоко. Способов это сделать, конечно, может быть множество; к примеру, можно представить себе футболку с пятном от молока. Затем придумайте какую-нибудь историю, куда вошли бы остальные слова. Может быть, вы видите, как мальчик в футболке пьет молоко, сидя на песке и глядя на лодки в море; затем он поворачивается к матери и спрашивает: «Сколько времени?» Последняя часть истории звучит слегка нелепо, но именно подобный полет фантазии лучше всего помогает запоминать. Чем безумнее звучит, тем лучше запомнится.

Но разве логика не важна? Зачем я сбиваю вас с толку разговорами о том, что нужно придумать что-нибудь как можно более нелогичное и чудное? Несомненно, логика играет существенную роль во всем, что связано с разумом; особенно она важна там, где речь идет об использовании мозга, где надо глубоко продумать задачу и не позволить внешним раздражителям вмешиваться в этот процесс. Но когда дело касается запоминания как такового, полезно привлечь к делу и эксцентричную свою сторону — ту часть сознания, которая жаждет смешного, странного, необычного, а иногда даже абсурдного. Привлекая к делу творческое начало, вы, как ни странно это звучит, делаете вещи более логичными для себя. Поэтому все не так противоречиво, как вы думаете. Создавая сплав воображения, артистичности и оригинальности с фактами, данными и информацией так, чтобы сохранилась целостность данных, вы, по существу, развиваете свою личную логику.

Много веков назад Аристотель начал одну из своих книг следующей фразой: «Мышление невозможно без воображения».

Как это верно! Сам Эйнштейн подтвердил эту мысль, сказав: «Если я не могу это представить, то не могу и понять». Наше сознание все время что-то воображает. Мы непрерывно видим что-то мысленным взором, без конца перебираем картинки и образы; в голове у нас как будто показывают кино. Ну вот попробуйте: прочитав слова МАЛЫШ, ГРУЗОВИК и НОСОРОГ, вы не сможете подумать о любом из этих объектов, не «увидев» перед собой, хотя бы на мгновение, соответствующей картинки. То же можно сказать о действиях или движущихся объектах. Что делает ваш мозг при чтении слов КАТАНИЕ НА ЛЫЖАХ, СКАЛОЛАЗАНИЕ, СЕРФИНГ? Демонстрирует вам на мгновение эти действия. За высшие мыслительные процессы отвечает именно та часть мозга, где формируются зрительные образы. Мы никогда не думаем, не рисуя мысленной картинки, потому что сам процесс мышления реализуется в формах и образах. Даже незрячие люди, думая, «видят» в собственном мире воображаемые картины. Мало того, мы никогда не научились бы осмысливать что бы то ни было, если бы не обладали способностью воспринимать образы. Если же нас вынуждают думать о чем-то абстрактном или гипотетическом, то мозг изо всех сил старается сформировать хоть какие-то ментальные картины, которые можно было бы для этого использовать. Изобретатели методик тренировки памяти учат нас конструировать образы, то есть делать примерно то же, что имел в виду Аристотель, когда говорил, что предметы можно мысленно помещать перед глазами.

Поскольку наша память ориентирована на образы, почти все техники запоминания опираются на какие-либо формы визуализации, особенно когда дело доходит до таких неосязаемых вещей, как имена и географические названия. Если вы встречаетесь с фразой, лишенной для вас всякого смысла, думайте о чем-то, что звучит похоже или напоминает вам об этих абстрактных материях, но что вы можете мысленно увидеть. Мы посмотрим, как это работает, в следующих разделах; речь там пойдет именно о том, как запоминать имена и лица. А пока короткий пример. Представьте, что вы хотите запомнить улицу под названием Келтон. Название это ни о чем вам не говорит, и зрительного образа не возникает, зато по звучанию слово напоминает о кельтах. Поэтому вы можете представить себе племя кельтов, или что-нибудь из кельтской культуры, или что-то, связанное лично для вас с Ирландией. Когда вам потребуется вспомнить название улицы, вы вспомните об Ирландии и кельтах и, если связь в вашем мозгу окажется достаточно прочной, по ассоциации вспомните и улицу Келтон. Конечно, любую ассоциацию полезно усилить дополнительными деталями. Может быть, ваш приятель, живущий на этой улице, щеголяет веснушками и рыжей шевелюрой, — тогда связь с Ирландией станет еще более живой и прочной. Но главное — выстраивать такие ассоциации, которые будут работать именно для вас. Настройте их на ваш опыт, знания и чувство юмора и постарайтесь не усложнять; не стоит также тратить слишком много времени на выдумывание. Ассоциации должны возникать легко и быстро; если они не появляются, поищите другую связь.

Чтобы запомнить информацию в заданной последовательности, полезно научиться «снимать» внутреннее кино. Если вы хотите запомнить некий набор предметов — а этим упражнением мы займемся в самое ближайшее время, — лучше всего сочинить историю, развитие которой от сцены к сцене поможет вам вспомнить всю нужную информацию в правильном порядке.

Это, по существу, все. Сочетание изначальной осознанности с силой ассоциаций, воображения и сочинения истории (или кино) в нашем сознании — верное средство тренировки памяти и максимального раскрытия ее возможностей. Далее мы рассмотрим все эти задачи в действии и намного подробнее. Теперь мы знаем, что рассеянность, которой страдают многие пожилые люди, не обязательно является признаком заболевания. Это говорит о многом. Вдобавок ее вполне можно предотвратить. Более того, растет число исследований, из результатов которых явствует, что, во-первых, умственные упражнения представляют собой мощное средство профилактики, а во-вторых, что они способны замедлить, остановить или даже повернуть вспять развитие болезни. Исследования показали также, что ментальная активность вдвое снижает риск возникновения болезни Альцгеймера! И не бывает возраста, в котором уже поздно — или еще рано — начинать увеличивать нагрузки на мозг, чтобы избежать его деградации.

Но здесь есть и ловушка: многие думают, что для тренировки навыков мышления и остроты ума достаточно играть в «Скрабл», разгадывать кроссворды и судоку. Но эти игры обеспечивают мозгу весьма ограниченную нагрузку; на самом деле они не задействуют части мозга, отвечающие за воображение, концентрацию и наблюдение. Они не помогут вам в самый нужный момент найти ключи, вспомнить лица и имена (особенно при встрече со множеством людей, как часто бывает на собраниях и вечеринках), не научат запоминать телефонные номера или другие длинные числа, усваивать сложные слова с малопонятным значением, осваивать иностранный язык. Это следующая задача: я собираюсь научить вас своим способам решения этих задач, и на этих уроках вам пригодится все, о чем здесь уже говорилось, а именно: осознанность и ассоциации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.