Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наглядные средства технического знания




Методическая деятельность, методическое творчество опреде­ляют мышление педагога. Методическое мышление педагога, в котором он «живет», подготавливая учебный материал к уроку, во многих отношениях своеобразно. Своеобразие методического мышления проявляется в средствах, направленных на конструи­рование учебно-познавательной деятельности, в отборе средств наглядного представления содержания технического знания. Пе­дагог профессиональной школы обязан уметь читать графическую техническую информацию, кроме того, он должен найти четкие, емкие и доступные для понимания учащихся формы представле­ния сущности технической идеи как результата мыслительной деятельности конструктора, изобретателя, инженера.

Проблема наглядного представления специально отобранного технического знания рождает особый язык — язык методической деятельности. Еще не так давно считалось, что слово педагога яв­ляется универсальным средством обучения. Однако в процессе обучения словесное описание технической идеи обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает нагляднос­тью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охва­тить все элементы конструкции и подробно раскрыть физический принцип действия устройства. В силу этих и других причин в обу­чении применяют различные наглядные формы представления сущности технической идеи и редуцирования учебной информа­ции. Система визуального представления понятий востребована, если она придает процессу обучения новое качество, делает для ученика более очевидной, наглядной работу с содержанием по­нятий, показывает сущность явлений и процессов.

Наиболее широко при изучении технических дисциплин ис­пользуются чертежи, схемы, диаграммы, графики. Умение графи-


чески передавать содержание учебного предмета должно означать не только построение схемы, а раскрытие ее смысла. Необходи­мо, чтобы наглядная картина, возникшая в сознании учащегося при работе со знаковыми конструкциями, отражала характерные и основные связи и отношения между техническими понятиями. Остановимся на обучающем значении этих видов наглядного пред­ставления технического знания.

Выбирая чертеж в качестве средства наглядного отображения технического замысла, преподаватель заостряет внимание на ди­дактических функциях чертежа. Чертеж в обучении осуществляет декомпозицию отображаемого объекта. Однозначно отражая один и тот же технический объект, он на определенных этапах форми­рования нового знания дает разные срезы технической информа­ции об объекте изучения. В силу этого изучаемый технический объект может быть представлен как ряд относительно самостоя­тельных предметов, сконструированных с помощью геометриче­ских построений. С помощью чертежа происходит осмысление ме­ханизма взаимодействия физических сил. Это служит основой для расчета формы деталей и т.д., поэтому обучающая роль чертежа проявляется не только в наглядном изображении внешних форм деталей машин, узлов и механизмов. Например, в сборочных чер­тежах выделяются соотношения между основными элементами, узлами, механизмами, тем самым отражается схема выполнения практических действий.



Наиболее распространенными наглядными средствами при изучении техники и технологии производства являются разнооб­разные схемы. В зависимости от основного назначения они под­разделяются на следующие типы: блок-схемы (функциональные), принципиальные и монтажные. Каждая схема выполняет опреде­ленную функцию в изучении технической практики. Например, включение в опорный конспект блок-схемы позволяет показать состав элементов технической системы (части, основные узлы, блоки), а также взаимосвязь, взаимодействие между основными частями. Каждый узел или блок технической системы, устройство в блок-схеме показывают в виде прямоугольника или окружности с кратким названием. Например, в опорный конспект по теме «Устройство и принцип действия трансформатора» целесообраз­но включить блок-схему передачи электрической энергии на рас­стояние (рис. 6).

Рис. 6. Блок-схема передачи электрической энергии на расстояние


Рис. 7. Принципиальная схема трансформатора

 

 

Выбирая блок-схему в качестве средства отбора и представле­ния содержания учебной информации, преподаватель выделяет основные функциональные части прибора, отмечает их назначе­ние и взаимосвязь между ними. В схеме, которая в данном случае выступает показателем обобщенности знания, связей и отноше­ний (пространственные, временные, причинно-следственные) ма­териализуются. Сделать их явными, видимыми — задача педагога-методиста. Этими характеристиками объектов часто пользуются для ознакомления учащихся с принципом работы устройства на начальном этапе формирования у них технических представлений и понятий. Однако по блок-схеме невозможно изучить конструк­цию и принцип действия устройства. Для этого необходимо вос­пользоваться принципиальными схемами устройств. Использова­ние принципиальных схем в процессе формирования технических понятий позволяет:



- рассмотреть элементную базу устройства;

- определить виды соединения между элементами;

- установить входные, выходные параметры рассматриваемого
устройства;

- рассмотреть принцип действия технического объекта.
Принципиальная схема устройства, применяемая как средство

наглядности, должна содержать условные обозначения элемен­тов, при этом необходимо соблюдать требования ГОСТов. Обоб­щим указанные требования на примере принципиальной схемы трансформатора (рис. 7).

Другим видом наглядных средств, которые разработаны в тех­нике и могут широко применяться в методиках обучения, явля­ются диаграммы. Трудно представить объяснение сложных функ­циональных зависимостей между параметрами электрических це­пей без рассмотрения потенциальных, временных и векторных диаграмм.

В основе построения диаграмм лежит метод измерений, по­средством которого определяется тот или иной параметр электри­ческой цепи. Отражая количественную сторону параметров сигна­лов, диаграмма позволяет сравнивать их между собой, выявлять закономерности и делать выводы. Временные и векторные диаг­раммы являются формами целостного представления сущности явлений и процессов в электротехнических устройствах. Эти виды


 




наглядных средств дополняют друг друга. Векторная диаграмма представляет форму отбора информации о действующем значе­нии рассматриваемых параметров, начальном угле колебаний и сдвиге фаз между колебаниями сигналов тока и напряжения и т.д. Временная диаграмма представляет изменение мгновенного зна­чения сигнала во времени. Отражая один и тот же физический процесс, временные и векторные диаграммы дают информацию о разных значениях одного и того же параметра. Поэтому в обуче­нии для целостного наглядного представления учебной информа­ции временные и векторные диаграммы показываются вместе.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал