Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие учебной информации






Нами выделены два ведущих направления исследования вос­приятия: когнитивное (информационно-процессуальное) и


экологическое. Указанные подходы выражают основные тен­денции развития психологии восприятия. Кратко охарактеризуем каждый из них.

К восприятию относят совокупность процессов регистрации стимульной информации, селекции, означивания и включения в контекст. Восприятие включает два основных этапа. На первом — создается «сенсорный слепок» физической реальности, воздей­ствующей на органы чувств. Данная форма репрезентации внеш­него мира получила название иконического (для зрения) и эхо-ического (для слуха) образов. Распознавание образа, или отнесе­ние его к определенной категории, происходит на втором этапе. Оно представляет собой сравнение стимула с той информацией, которая получена о нем ранее и хранится в долговременной па­мяти в закодированном виде. Таким образом, чувственное вос­приятие представляется как двухэтапный процесс преобразова­ния информации, начиная с воздействия стимулов на органы чувств и кончая ее самостоятельным функционированием в крат­ковременной памяти.

При экологическом подходе главным является то, что отража­ется в этом процессе, что служит его действенным стимулом, а не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы. Согласно этой точке зрения, все процессы в природе изначально целостны, поэтому процесс восприятия определяется «не единичными элементарными ощущениями и их сочетания­ми, а всем " полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом» [4].

Несмотря на то что когнитивный и экологический подходы к восприятию противоречат друг другу, в настоящее время отмечена тенденция к синтезу этих двух направлений. Поэтому неслучайно объектом восприятия все чаще становятся целостные динамичные сцены реального мира. Акцент исследования смещается с изучения процессов получения информации на процессы ее орга­низации и использования.

Для реализации концепции восприятия в когнитивной деятель­ности выдвигается теория схем. Формы схем познания могут быть различными (сценарий, план, когнитивная карта). В современной теории восприятия схема детерминируется как «особое когнитив­ное образование, интегрирующее информацию, получаемую в разные моменты времени, и репрезентирующее наблюдателю про­странственно-временные отношения среды» [15]. В качестве схемы предлагается предварительный организатор (advance organizer), который служит посредником между учебным материалом и струк­турой распознавания. Используя advance organizer как опорный пункт, учащиеся создают подходящую схему. Это так называемое смысловое обучение. При таком методе существуют два пути по­строения схемы, а именно:


-создание новой схемы благодаря «собиранию» основных эле­ментов изучаемой учебной информации;

- модификация какой-то части прежней схемы (не исключает­ся метод аналогий).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.