Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кодификации в Риме






Если говорить о Древнем Риме, то «первым и наиболее авторитетным из римских памятников права» являются Законы XII таблиц — самое раннее из римских законодательных творений, которые можно считать кодификациями2. Будучи порождением политической борьбы плебеев с imperium* консулов, чья власть признавалась, по выражению Тита Ливия, «чрезмерной и нетерпимой для свободного города»3, Законы XII таблиц составлялись децемвирами (decem viri), назначенными для «написания законов по вопросу о консульской власти» после приостановления деятельности ординарных магистратур. Таблицы, из которых первые десять были изготовлены в 451 г. до Рождества Христова, а две последние — в следующем году, представляли собой плиты, сделанные, по-видимому, из камня, с написанными на них новыми законодательными предписаниями. Таблицы многократно уничтожались, не только оригинал, но и его более поздние копии: последняя переработка памятника не пережила разграбление Рима визиготами в 410 г. н.э. Содержание Законов XII таблиц дошло до нас исключительно через источники много более позднего происхождения, причем во фрагментах. Законы предстают в виде сборника норм старого обычного права с добавлением нескольких новых положений4, составленного для того, чтобы обеспечить уважение некоторых прав граждан путем предоставления им

' J. Gaudemet, Les naissances du droit, op. cit., p. 11; Аналогично: J. de Romilly, La loi dans la pensé e grecque. Les Belles Lettres, 2001, p. 241: «Суть в том, что в Греции проблемами законодательства занимались философы. Кто рассуждает о законах? Платон и Аристотель, которые не создали ни единого...» Большую мудрость видит в этом современный писатель Клаудио Магрис: «Древние, понявшие почти все, знали, что законотворчество может рассматриваться как творчество поэтическое: многие мифы рассказывают нам, что основоположники в поэзии стали также первыми законодателями» (Utopie et dé senchantement, L'Arpenteur, 2000, p. 343).

2 J.-M. Carcasse, Introduction historique au droit, PUF, «Droit fundamental», 3 é d., 2001. №15.

* Imperium (лат.) - власть. - Примеч. пер.

3 Histoire romaine, 3, 9, 5. О должности консулов см. подробнее: M. Humbert, Les XII Tables, une codification? // Droits, 1998, № 27, p. 103 et s.

4 См. анализ в работе: M. Humbert, LesXII Tables..., art. cité, p. 90 et s.


Кодификации

возможности добиваться признания этих прав в судебном порядке: каждый раз, когда закон предусматривает право на иск, магистрат должен назначить судью, обязанного разрешить спор в установленных рамках. Тем самым закон положил конец произволу консулов, разрешавших дела, исходя из обстоятельств конкретного случая. Законы XII таблиц, с энтузиазмом оцененные Титом Ливием в качестве «источника всего частного права и всего публичного права»1 (fons omnis privati publicique iuris), были объектом постоянного почитания вплоть до конца Римской империи и даже позже.

Спустя несколько веков, уже в период Империи, будут предприняты новые кодификации. Римское имперское право, создававшееся преимущественно преторами, строилось на преторском эдикте, срок действия которого ограничивался одним годом и соответствовал сроку полномочий самого автора эдикта. Новые преторы были вправе, конечно, воспринять эдикты своих предшественников, но это мало что меняло. Все возрастающее число эдиктов вынудило начать работу по их упорядочению, - работу, которая была поручена, видимо, самим императором Адрианом великому юристу Саль-вию Юлиану' приблизительно в 120 г. н.э. и результатом которой стало то, что можно назвать кодификацией эдикта. Речь шла о систематизации содержащихся в эдиктах положений, и по своему значению данный законодательный источник сопоставляется некоторыми историками с Законами XII таблиц2. Кодификация эдикта явилась рубежом, определившим завершение законодательной деятельности магистратов и переход их полномочий в данной области к императору.

1 Histoire romaine, 3, 34, 6 et 7.

* Сальвий Юлиан (L. Octavius Cornetius Salvius I. Aemilianus) (ок. 100 —?) — один из крупнейших юристов за всю историю Рима. Будучи родом из Северной Африки, стал последним главой школы сабинианцев. Автор наиболее значительного труда классического римского правоведения - «Дигестов» в % книгах. Служил наместником в Германии, Испании и Африке, был консулом (148 г.), советником императоров Адриана, Антонина, Пия, Марка Аврелия и Луция Вера. — Примеч. пер.

2 Е. Gibbon, ТЪе History of the Dé cline and Fait of the Roman Empire, London, 1862, 5, p. 267: «This well-digested code was ratified by the emperor and the senate; the long divorce of law and equity was at lengh reconcilied; and instead of the Twelve Tables, the Perpé tuai edict was fixed at the invariable standard of civil jurisprudence (Этот прекрасно составленный кодекс был утвержден императором и сенатом; длительный период разлада между законом и справедливостью оказался наконец преодолен; заменив собой Двенадцать Таблиц, Постоянный эдикт (Edictum perpetuum.Примеч. пер.) установил единый стандарт для судебной практики по гражданским делам)». Аналогично: D, Mantovani, L'é dit comme code // Actes du Colloque de Strasbourg, 27-29 novembre 1997, op. cit., p. 262 et s.


Введение

С развитием императорской законодательной власти растет число институций* (общий термин, которым обозначаются исходящие от императора во II и III вв. нормы права1), причем в самых разнообразных сферах регулирования. Именно в таком контексте появляются Кодекс Грегориана (291 г. н.э.) и Кодекс Гермогениана (295 г. н.э.) - кодексы, созданные по инициативе юристов, собравших изданные во II и III вв. по различным вопросам частного права императорские конституции, дабы облегчить их применение практиками.

Вслед за частными кодификационными инициативами Грегориана и Гермогениана полтора столетия спустя предпринимается работа по официальной кодификации. Император Восточной Римской империи Феодосий II поручил комиссии из шестнадцати членов начать с 429 г. сбор всех императорских конституций, изданных со времени Константина**. Результатом этого замысла, подвергшегося впоследствии некоторым изменениям, стал Кодекс Феодосия, составленный из шестнадцати книг, разделенных на титулы, которые включали расположенные в хронологическом порядке императорские конституции. Кодекс, утвержденный в 438 г. Феодосием II на Востоке и Валентином III на Западе, применялся на Западе вплоть до конца Империи и косвенно даже ее пережил: многие его положения вошли в Свод законов Алариха***. В Восточной Римской империи Кодекс Феодосия действовал до вступления в силу кодификации Юстиниана.

Обратимся теперь к ней: начиная с 528 г. император Юстиниан инициирует путем создания комиссии во главе с профессором Пра-

* В российской литературе латинский термин constitutiones principum переводят либо как императорские указы (см., например: Покровский И.А. Указ. соч. С. 195; Римское частное право. М., 1948. С. 49), либо как императорские конституции (см., например: Римское частное право. С. 42). - Примеч. пер.

1 Конституции делились на четыре категории: эдикты (edicta) — положения общего характера, регулирующие отдельные вопросы права; мандаты {mandata) — инструкции, адресованные чиновникам; рескрипты (rescripta) - ответы императора какому-либо магистрату, судье или частному лицу; декреты (dé cré ta) — судебные решения, вынесенные императором в качестве судьи последней инстанции (P. Dubouchet, La Pensé e juridique avant et aprè s le Code civil, L'Hermè s, 4 é d., 1998, p. 25).

** Имеется в виду основатель Константинополя римский император с 306 г. Константин 1 Великий (ок. 285-337). - Примеч. пер.

*** Речь идет о так называемом Breviarium Alaricianum (фр. Bré viaire d'Alaric) — своде из различных источников римского права, изданном в 506 г. королем визиготов Аларихом H и предназначенном для римских подданных Визиготского (Вестготского) королевства. Другое название этого источника — Lex romana Wisigothorum (Римский закон визиготов). - Примеч. пер.


Кодификации

вовой школы Константинополя Трибонианом* разработку Согриs juris civilis (Свода гражданского права), включающего четыре части1: Дигесты (Digesta) — компиляцию доктринальных комментариев, приведенных в соответствие с действовавшим на момент кодификации правом и сосредоточенных в пятидесяти книгах, разделенных на титулы; Институции (Institutiones) - нечто вроде дидактического учебника, составленного из фрагментов сочинений юрисконсультов и разбитого на четыре книги, также разделенные на титулы; Новеллы (Novellae) - изданный в 565 г. сборник императорских конституций, принятых после вступления в силу Кодекса и утвержденных Юстинианом до его смерти; и сам Кодекс (Codex)2. Последний, датируемый 529 г. и переизданный в 534 г., вобрал в себя конституции, принятые с момента смерти императора Адриана (138 г.), разделенные на 12 книг, в свою очередь подразделенных на титулы, регулирующие конкретные области права: внутри каждого титула конституции помещены в хронологическом порядке. Будучи отдан под духовную защиту Бога, Corpus juris civilis отражал мирское могущество Юстиниана. Хотя эта кодификация почти не имела немедленного успеха ни на Востоке, ни на Западе, ее второе пришествие с XI в. в Италии и на Юге Франции способствовало возрождению римского права и его стремительному распространению на протяжении Средних веков.

Последней значительной попыткой кодификации в Римской империи стали, пожалуй, Василики**, названные так по имени византийского императора Василия I Македонянина. Начатую им законодательную работу реализовал и завершил его преемник на императорском троне Лев VI Мудрый (886—912). Этот памятник представляет собой компиляцию положений, изданных в царствование Юстиниана и дополненных комментариями византийских юристов.

Своими разнообразными кодификациями, в частности кодификацией Юстиниана, Рим оставил столь же глубокий след в теории

* Трибониан (? — 542/546) — выдающийся римский юрист и государственный деятель, главный творец Corpus juris civilis. В работе над Codex участвовал лишь в качестве члена комиссии, но с 530 г. самостоятельно возглавил все работы; предоставил комиссии свою уникальную библиотеку, где были собраны редчайшие и фактически недоступные издания. - Примеч. пер.

1 Более детальные сведения см., например, в работе: P.-F. Girard, Manuel é lé mentaire de droit romain, reprint Duchemin, 1978, p. 85 et s.

2 J. Gaudemet, La codification justinienne // Revue franç aise d'administration publique, 1997, № 82, p. 233 et s.

** В российской историко-правовой литературе данный законодательный сборник иногда также называют Базилики (царские законы). См., например: История государства и права. Т. I / Под общ. ред. З.М. Черниловского. М., 1949. С. 258. - Примеч. пер.


Введение

кодификации, сколь глубок след, оставленный им в праве вообще: идет ли речь о целях кодификации или же о ее технике, основные вопросы римскими кодификаторами уже поставлены. Истории кодификации предстоят еще прекрасные времена, насыщенные и бурные, но римская модель всегда будет присутствовать в этой истории на протяжении столетий, и только ее присутствие объясняет, например, тот факт, что период, наступивший с XVI в. после упадка кодификации в Средние века, есть период, если говорить о нем всерьез, не зарождения, а лишь возрождения кодификации.

Невзирая на утверждение Поля Валери*, как-то заметившего, что, «будь то естественные законы или законы гражданские, но сама идея закона выработана средиземноморскими умами»1, нельзя, разумеется, ограничить наш обзор исключительно проявлением феномена кодификации на берегах Mare nostrum** Идеи кодекса и кодификации на самом деле далеко не чужды древним восточным цивилизациям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.