Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не заставлять, а радовать






Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае,

если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций,

через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес;

насильно обогащать этот мир равносильно тому,

что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву.

Ш. Амонашвили " Как живете, дети? "

Дар, единственная валюта искусства.

Д. Пеннак " Как роман"

Сейчас, зайдя в отдел детской литературы книжного магазина или библиотеки, можно почувствовать себя как минимум Али-Бабой в пещере с сокровищами - чего здесь только нет - огромные книги-альбомы и книжки- малышки, книги на бумаге и картоне, книги из специальных материалов, которые позволяют брать с собой книгу на время купания, не боясь, что малыш уронит ее в воду, книжки-пищалки и книжки-игрушки, сказки, стихи, песенки, рассказы, всевозможные энциклопедии для малышей. Выбрать в таком многообразии что-то для собственного ребенка не так-то просто. На что же здесь можно ориентироваться?

Очень интересно и полезно поговорить с другими родителями о том, какие произведения увлекают и радуют их детей. Чужой опыт не может быть универсальным руководством к действию, но может поддержать вас в вашем собственном поиске.

Сайты детских библиотек часто содержат составленные опытными педагогами-библиотекарями списки книг, которые должны входить в круг чтения ребенка того или иного возраста, также можно ориентироваться на программы дошкольного воспитания, например, на программы под общей редакцией В.В. Гербовой, В. А. Левина и Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, М.М. Гурович.

Важным ориентиром при выборе книги является качество полиграфии. Книгу должно быть приятно держать в руках, рассматривать иллюстрации. Даже если в семье не много денег имеет смысл, по возможности, покупать хорошие книги. Пусть в домашней библиотеке их будет не так много - недостающие книги вы сможете брать в библиотеке публичной. Хорошо изданная книга уже одним свои видом, приятной тяжестью, гладкостью или шереховатостью страниц, вкусным типографским запахом будет вызывать у вас обоих ощущение уюта и праздничного предвкушения.

Немаловажно, чтобы книга была привлекательна для вас лично, пробуждая в вас приятные воспоминания и ассоциации, дразня ваш читательский аппетит.

Не возможно с удовольствием читать ребенку то, что оставляет вас самих равнодушными. Равнодушие убивает любовь. А ведь совместное чтение - это в первую очередь разговор о любви: о любви к друг другу, к общему разговору, к чтению, к смешным, трогательным или грустным героям и к миру в самом широком смысле этого слова.

Еще один хороший ориентир - ваши собственные воспоминания, точнее воспоминания ваших родителей о том, что нравилось вам. Все-таки мы сами мало обычно помним про свой ранний детский опыт, скорее, помним, что нам рассказывали о том, какими мы были в этом возрасте. И, конечно, самый лучший помощник и советчик - это сам малыш, зная его интересы, личностные особенности, наблюдая за тем, какие произведения увлекают его, а какие пока оставляют равнодушными, можно почерпнуть для себя много информации.

Мы не наши дети, да и наши воспоминания часто бывают искажены последующей взрослой цензурой. Войти в мир своего малыша полностью мы не можем - мы - другие и мы выросли. Но наш детский опыт, если мы позволяем ему быть, и наблюдательность помогают нам стать ближе.

Воспитание читателя начинается гораздо раньше, нежели кроха увидит первую книжку. С самого рождения мы становимся его первой книгой, он знакомится с миром слова с живого голоса близких и любящих взрослых. Ведь совсем маленьким детям мы обычно не читаем, а рассказываем, напеваем, приговариваем, извлекая из памяти колыбельные, стихи, пестушки, потешки. Не смотря на всю простоту и незатейливость такого рассказывания и слушания – этот процесс представляет собой полноценное чтение, просто ту часть читательской работы, которую ребенок не может пока выполнить сам, берет на себя взрослый.

Помимо очевидных задач – выбора (на начальных этапах) произведений для совместного чтения и собственно рассказывания/чтения, взрослый решает две глобальных задачи, успех в их решении как раз и способствует приобщению к чтению.

Первая из них – вовлечение ребенка в мир книжной культуры, заражение его своим интересом и любовью, т.е., по сути, создание мотивационной основы для совместного чтения. Вот почему так важно, чтобы взрослый сам любил читать и получал удовольствие от совместного чтения.

Ну, а если, это не так? Что делать, если чтение для меня, скорее дань традиции, способ хоть на время угомонить подвижного ребенка и немного посидеть спокойно? А в семье нет других взрослых, кто с удовольствием заменил бы меня в совместном чтении?

Не заставляйте себя читать ребенку, потому что это НАДО. Долженствование - хороший способ испортить радость от какого-либо дела себе и другим, а ребенок хорошо чувствует наше напряжение и фальшь.

Попробуйте просто отыскать для себя удовольствие хоть в чем-то – в общении с ребенком во время чтения, в том, что это время, которое вы проводите вместе и которое принадлежит только вам двоим, в рассматривании хороших иллюстраций, в возможности передохнуть. Скорее всего, в какой-то момент вы почувствуете, что вам нравится то или иное произведение, что вы готовы сопереживать вместе с малышом его героям, улыбаться, слыша его попытки договорить за вами конец стихотворной строчки или подсказать, что там должно быть дальше в этой сказке про Курочку Рябу.

Вторая задача, которую решает взрослый в процессе совместного чтения, связана с обеспечением понимания читаемого. Вначале, когда малыш еще не понимает слов, он реагирует, скорее, на сам факт звучащей и обращенной к нему речи, эмоции взрослого, ритм и мелодику стихотворного или прозаического произведения, но даже, в это время важно, чтобы взрослый обращался с малышом, как с понимающим читателем, поддерживал и радовался его эмоциональному отклику. Например, в ответ на улыбку или радостное гуление малыша после пропетой песенки можно сказать: Вот, какая веселая песенка, как она (имя ребенка) нравится и т.д.

Читая малышу постарше важно с помощью интонации и эмоциональных откликов, помогать ему понять характер персонажей, передать их настроение, задать эмоциональную оценку событию.

Не менее важно рассматривать с малышом картинки по ходу чтения. Ребенка второго года жизни можно просить показать на картинке того или иного героя, предлагая ответить на вопрос где (персонаж)? Попросить показать то или иное простое действие персонажа, о котором шла речь, повторить короткую реплику персонажа. Разговор с ребенком второго года жизни может быть более содержательным и затрагивать в зависимости от уровня развития речи ребенка более сложные вопросы.

 

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

 

(А. Барто " Зайка")

 

" Ах, какой взволнованный обмен мнениями вызвала у нас с трехлетней девочкой эта грустная история": " Настя, почему промок зайчик? " - " Его бросили, а был дождь", - " Он промочил лапки? " - " И лапки, и спинку, и головку - все". Вот такой разговор состоялся однажды между детским библиотекарем и педагогом Ириной Ивановной Тихомировой и ее трехлетней внучкой Настенькой после чтения стихотворения Агнии Барто " Зайка". Приводя его как пример возможного разговора с ребенком, Ирина Ивановна отмечает, что " чтобы так разговаривать ребенку необходимо понимать смысл стихотворения, что бывает не всегда и не сразу. Поначалу Настя слова " под дождем" на слух воспринимала как " подождем", и повторяла стих, понимая лишь отдельные слова. Понадобилось объяснение по картинке, где был зайка и дождь" [4].

Рассматривание иллюстраций, разговоры о прочитанном, игра интонацией и короткие эмоциональные комментарии, помогают ребенку лучше понять текст. Но важно не переборщить и не превратить совместное чтение в " экзамен", в постоянную проверку понимания или памяти малыша. Чтение и разговоры о прочитанном должны быть желанным отдыхом, чудом, а не испытанием и уж тем более не пыткой.

Замечательно, когда совместное чтение становится семейной традицией, для которой отводится особое место и время, но не менее важно, чтобы детские произведения были бы «вплетены» в канву ежедневных дел. Пестушки и детские стихи, как мы уже говорили, могут быть частью каждодневного ритуала одевания, кормления, сборов на прогулку, купания и т.д., укладыванию в кроватку может сопутствовать колыбельная, а всевозможные потешки и стихи, предполагающие возможность совместных игр, могут радовать вас обоих даже во время такого неприятного дела – как ожидание очереди к врачу или стояние в пробке по дороге на дачу. Много удовольствия могут доставить и вам и двух-трехлетнему малышу игры по мотивам любимых сказок или небольшие домашние спектакли, в которых ему отводится посильная роль. И не обязательно как-то специально придумывать эти игры, скорее важно, чтобы они «вырастали» как бы между прочим, так делая пироги к общему столу, можно слепить с малышом колобка и покатить его по мучной дорожке навстречу героям-животным, которых может представлять взрослый, увиденного на дороге щенка можно покормить и погладить, а потом прочитать про него стишок или песенку, рассказать сказку и т.д. Хорошо посмотреть мультик по прочитанной сказке или превратить чтение на ночь в сеанс кинопоказа, засветив, «волшебный фонарь» диапроектора, отправиться на выставку детских рисунков, посвященную героям любимых произведений, или устроить такую выставку у себя дома (ведь с помощью взрослых даже двухлетка может создавать замечательные рисунки). Огромное удовольствие могут доставить ребенку раннего возраста сделанные специально для него и про него и его ближайшее окружение книжки с фотографиями. И чем больше читательских удовольствий будет в жизни вашего малыша, тем больше вероятность того, что вкус к чтению останется у ребенка на всю жизнь.

 


[1] Безусловно, в разных семьях список таких положительных качеств отличается и по тому, какие качества туда входят, и по тому, что ставится на первое место, а что отодвигается чуть дальше.

 

[2] Фредерико Гарсия Лорка Колыбельные песни. Лекция. режим доступа https://www.bayushki.ru/lullaby_lorka.htm

[3] В фольклорных сборниках можно найти также народные колыбельные, которые призывают ребенка умереть. Обещая, в обмен на то, что младенец избавит семью от лишнего рта и угрозы голода, похоронить его по-человечески.

 

[4] Тихомирова И.И. Что и как читать вашему ребенку от года и до десяти// Родительское собрание по детскому чтению/ Сост. Т.Д. Жукова. - М., 2007. - С.48-165, С.97.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.