Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Левин






" Аппетитная песенка для Лёшки"

Как и колыбельные, потешки и пестушки остаются в круге чтения малыша в течение как младенческого, так и раннего возраста. Почему же их век в истории развитии ребенка так долог и решение каких психологических задач они поддерживают?

Потешки и пестушки традиционно упоминаются через запятую, когда речь заходит о народной поэзии пестования и материнском фольклоре. И такое объединение не случайно, действительно, и потешки и пестушки решают близкие задачи в развитии и воспитании дитя, близкие, но не тождественные.

Пестушки как фольклорный жанр, скорее всего, берут свои корни из тех далеких времен, когда в мире и в сознании людей царили языческие боги, а слово было своего рода магией. Прислушайтесь:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

(Народная пестушка)

У киски заболи,

У собачки заболи,

А у (имя ребенка)

Заживи.

(Народная пестушка)

Чем не заклинания? Слово и действие переплетаются воедино в особом ритме.

И потешки, и пестушки предполагают не просто взаимодействие в логике говорение - слушание, но обязательное включение малыша в совместную деятельность. Что же это за деятельность?

Для пестушек такой деятельностью может выступать простейший массажик, в процессе которого малыш получает приятные эмоциональные и сенсорные впечатления, знакомится с собственным телом или же некоторые простейшие физические действия и упражнения необходимые для развития ребенка. Например, вот такую пестушку можно приговаривать, когда ребенок только начинает ходить.

 

Та-та-та-та-та-та-та,
Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

(Народная пестушка)

 

Хотелось бы сразу оговориться, что далеко не всем родителям нравится фольклорная поэзия и не всем удается органично ее исполнять. Не стоит из-за этого огорчаться, вы вполне можете читать малышу не классические пестушки или потешки, а подходящие к случаю детские стихи.

Топ, топ, топотушки…
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

(З. Александрова " Топотушки")

Эти стихи могут выполнять в вашем домашнем обиходе те же психологические и педагогические функции, что и потешки и пестушки. Сделанный здесь акцент именно на фольклорные произведения связан не с тем, что они являются более удачной или действенной литературной формой, а с тем, что в современной детской литературе нет особого обозначения для стихов, призванных поддерживать традицию пестования.

Возвращаясь к разговору о психологических и педагогических «функциях» пестушек, нельзя не остановиться на их роли в организации дня.

Также как колыбельная отмечает для ребенка время отхода ко сну, настраивает его на засыпание, так и повторяющиеся во время пробуждения, еды, купания, сборов на прогулку и иных режимных моментов пестушки или подходящие к случаю детские стихи задают некоторый ритуал.

 

Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!

(Народная пестушка)

Глубоко — не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка,

Картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот!

(И. Токмакова " Ай да суп! ")

Таким образом, слыша наше приговаривание или пение, малыш подготавливается к тому, что сейчас будет происходить. Такая подготовка, с одной стороны, организует малыша, позволяет ему сориентироваться и включиться в происходящее, принять и осуществить собственное решение, с другой, позволяет нам, взрослым избежать таких «педагогических» мер, как повышение голоса, обещания наказать, если ребенок сейчас же не пойдет делать то, что мы от него требуем, шлепков. Т.е., по сути, пестушки выполняют функцию ситуативной речи – функцию сопровождения и комментирования действий малыша, а также функцию организации его поведения.

Потешки же включают малыша в игровое взаимодействие и часто это взаимодействие с элементами риска.

По кочкам, по кочкам,

По кривой дорожке,

В ямку – бух!

(Народная потешка)

 

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками - топ-топ,

Глазками - хлоп, хлоп.

- Кто каши не ест, молока не пьет –

Забодаю, забодаю, забодаю!

(Народная потешка)

 

Короткие, рифмованные, легко запоминающиеся строчки малыш с удовольствием сначала договаривает, а потом и проговаривает вслед за взрослым (несомненный плюс для развития речи и памяти), вовлекаясь в игру.

«Острые впечатления» тонизируют малыша, повышают его эмоциональную устойчивость и обычно доставляют много радости. Детки часто буквально не слезают с рук взрослого, который готов затевать с ними игры с различным подбрасыванием и тормошением.

Попробуйте, это, правда, здорово!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.