Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Плещеев






" Колыбельная песнь в бурю"

Ребенок начинает свое знакомство литературой с самого рождения. Только появившись на свет, новорожденный слышит колыбельную, которую напевает ему мать. Зачем она ему? Ведь он еще не понимает ни одного слова. В чем психологический смысл того, что веками делали матери, бабушки, нянюшки, кормилицы?

Сначала колыбельная, безусловно, - это набор звуков, ничего не значащий для крохи. Его успокаивает и завораживает сама напевность материнского голоса, убаюкивает неспешный, словно качающий на ласковых волнах ритм, ему передается спокойствие поющей матери. Колыбельные, рассчитанные на негромкое протяжное исполнение, успокаивают своим ритмом не только младенца, но и поющую женщину. Физиологически мы так устроены, что дыхание подстраивается под речь, соответственно тягучие размеренные строки колыбельной как бы замедляют ритм нашего дыхания. А глубокое размеренное дыхание в свою очередь помогает общему расслаблению. Маленький ребенок очень чутко реагирует на эмоциональное состояние мамы, поэтому, если мама спокойна, то и малыш расслабляется у нее на руках.

Фредерико Гарсия Лорка отмечал, что для того, чтобы погрузить ребенка в сон на самом деле достаточно " одного ритма и простого колебания голоса в этом ритме. Для идеальной колыбельной довольно простого чередования двух нот, все протяжней и выразительней. Но мать не хочет быть просто заклинательницей змей... Ей нужны слова..." [2].

Слова колыбельной, изначально наполнены смыслом только для матери и позволяют ей полнее выразить свои переживания, надежды, пожелания к ребенку. Старинные народные колыбельные, скорее всего, еще являлись и молитвой, призывающей благосклонность языческих божеств и домовых духов, а также возможностью для матери выговориться, справиться с собственными переживаниями.

 

Баю-баюшки-баю,
Ушел отец за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка - дрова рубить.

Брат ушел царю служить,

Он ушел молодой,

А вернется с бородой.

(Русская народная колыбельная)

Все работы -

для бедных женщин,

Которые ожидают вечерами,

когда придут мужья.

Одни приходят пьяные,

другие приходят веселые;

третьи говорят: " Парни,

давайте убьем женщин".

Они просят обедать,

у женщин нечего им дать.

" Куда ты дела те два реала?

Женщина, какая ты хозяйка! "

(Испанская народная колыбельная)

В современной культуре, где появление ребенка на свет принято воспринимать как радостное событие (хотя, к сожалению, для каждой отдельной семьи это бывает не всегда так), а у женщины больше возможностей поделиться своими переживаниями с кем-то из подруг или членов семьи, взрослые обычно выбирают светлые и радостные колыбельные. Эти колыбельные рисуют картину доброжелательного, наполненного красотой мира.

 

Лунные поляны,

Ночь как день светла,

Спи, моя Светлана,

Спи как я спала.

В уголок подушки

Носиком уткнись,

Звезды как веснушки

Тихо смотрят вниз.

 

(А. Гладков " Колыбельная Светлане")

Лунный свет в окошко,

Звезды в небесах,

Спи, мой милый крошка,

Закрывай глаза.

Замурлычет ветер

Как пушистый кот

И усталый вечер,

Торопясь уйдет.

(Д. Мигдал " Колыбельная")

 

Любовь матери, ее забота и создают у крохи ощущение защищенности, позволяют к концу первого года жизни сформироваться так называемому базовому доверию к миру.

Часть архаичных народных колыбельных служит этой же цели. Колыбель в таких песнях описывается как самое замечательное, почти райское место в мире[3].

 


У кота ли, у кота

Колыбелька золота.

У дитяти моего

Есть покраше его.

(Народная колыбельная)

Вот такую колыбельную могла напевать своему ненаглядному дитяте крестьянка. Понятно, что ни о какой золотой колыбели в реальности и речи быть не могло. Это преувеличение, но преувеличение очень мудрое, подчеркивающее значимость малыша, любовь матери к нему, безопасность колыбели.

Базовое доверие к миру формирует у ребенка позитивное самоотношение и уверенность в доброжелательности окружающего пространства, что позволяет ему в последствии решаться на риск - риск оторваться от матери, риск пробовать что-то самому, риск устанавливать отношения с другими людьми, не опасаясь быть отвергнуты или преданным.

Именно нарушения базового доверия к миру и попытки как-то этим справиться порождают наиболее грубые и ригидные формы психологической защиты, которые, не осознаются ребенком, а в последствии и выросшим из него взрослым, без специальной работы.

Еще одна тенденция, часто проявляющаяся в тексте колыбельных как современных, так и старинных народных или стилизованных под таковые - некоторое описание будущего для ребенка. Это может быть ближайшее будущее завтрашнего дня или же отдаленное будущее, когда ребенок вырастет.

 

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

Ты махнёшь рукой...

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

(М. Лермонтов " Казачья колыбельная песня")

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

(З. Петрова " Спят усталые игрушки")

Баиньки, баиньки,

Спи, покуда маленький.

Будет время - подрастешь,

На работу пойдешь,

Станешь лес рубить,

Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,

Избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать,

Будет некогда поспать!


(Народная колыбельная)

Такое описание будущего вводит ребенка в определенный временной цикл, простраивает для него перспективу. Конечно, это перспектива рассчитана не на младенца, который не понимает еще значения слов, а на ребенка постарше. Старинные народные колыбельные или стилизованные под них авторские обычно более масштабны в своем прогнозировании - это во многом следствие необходимости передачи родовых традиций и знаний. Не будем забывать, что долгое время передача знания из уст в уста была единственным доступным способом образования для большинства людей. Современные тексты, если и обращаются к временной перспективе, то, как правило, это ближайшая перспектива - завтра. Завтра будет день и снова будет что-то хорошее.

Такое " сокращение масштабов" в современной культуре совсем не случайно. Современная жизнь устроена так, что дети взрослеют долго. Раньше в крестьянской семье ребенок сызмальства включался в трудовую деятельность взрослых, а в дворянских семьях, где от ребенка не требовалось помощи в работе, он тем не менее достаточно рано должен был начать вести себя как взрослый. В этой связи интересно рассматривать портреты, выполненные до XVIII века, где ребенок традиционно одет как взрослый, т.е. мир детства не признается еще как самобытная и важная часть индивидуальной истории, и от ребенка требуется, чтобы он как можно быстрее вырос.

Сейчас детство воспринимается взрослыми как особый мир и ценность чуткого обращения с этим миром, сохранения его постулируется в обществе как значимая. Современного хорошего детского писателя отличает знание психологии ребенка, чувствительность к законам детского мира. А в детском мире масштаб событий иной - " завтра" - это еще понятный срок, а " в конце недели" для малыша лет до трех равносильно словам " через сто лет". Поэтому неудивительно, что современные колыбельные обычно не прогнозируют будущее далее, чем на завтра. Они ближе к детской психологии и у них нет задачи передачи родовых или сословных способов поведения. А вот цель сделать мир в глазах малыша стабильным, предсказуемым есть. Будет завтра, и завтра мы будем делать то-то и то-то.

Еще одна функция колыбельной - это " ритуализация" дня. Повторяющаяся из дня в день колыбельная постепенно начинает восприниматься ребенком как сигнал - пора спать. Ритуал делает жизнь ребенка размеренной, стабильной и предсказуемой, что особенно важно в период от 2-х до 3-х лет малыши очень чувствительны к нарушению заведенного порядка. И поддержание в этом возрасте разумного режима дня, наполненного различными ритуалами, обеспечивающими переход от одной деятельности к другой, избавляет родителей от многих проблем, связанных с капризами ребенка.

Таким образом, колыбельная - это средство ритмической организации малыша, " настройка" на успокоение, сон, способ выражения материнской любви и принятия. В некоторых семьях вечерняя колыбельная достаточно быстро сменяется сказкой на ночь, но до 3-х лет точно имеет смысл ее сохранить в ритуале отхода ко сну (это не отменяет вечернюю сказку), дошкольника уже можно спрашивать: " Хочешь, я спою тебе колыбельную? ".

Не стоит опасаться того, что у вас нет ни слуха, ни голоса - для ребенка вы самая лучшая мама, а колыбельная выражение вашей заботы и любви, а не ваших вокальных данных. В крайнем случае можно тихонько поставить приятную для вас колыбельную в записи и подпевать ей, покачивая или поглаживая малыша.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.