Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность науки ее структура и функции






ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Сущность науки ее структура и функции

Изучение науки покалывает, что она является богатым по со­держанию явлением общественной жизни. По мнению ученых она од­новременно выступает как элемент- духовной культуры общества, как форма общественного сознания, разновидность человеческой деятель­ности, направленной на производство, хранение и передачу научной информации, как система проверенных знаний, добытых в ходе научных исследований, социальный институт, включающий в себя систему учреждений, организаций.

Иными словами, наука представляет собой организованную с помощью специальных средств и учреждений сферу деятельности лю­дей по выработке, систематизации, хранению, передаче и реализации знаний в практике. Система развивающегося знания выступает как продукт познавательных усилий ученых. Особенность науки как сферы деятельности заключается в том, что она призвана постоянно генери­ровать новые знания на основе углубления изучения свойств и законо­мерностей исследуемых объектов и включать их наряду со старыми знаниями в процесс решения новых проблем. Научные знания выраба­тываются людьми как общественными существами, субъектами соци­альных отношений, деятельность которых стимулируется обществен­ными потребностями и интересами.

Решение новых задач, выдвинутых перед наукой современной практикой, требует дальнейшего развития науки, которое происходит как вследствие обновления организации науки как социального инсти­тута, так и благодаря расширению представлений о предметной облас­ти научных исследований, а также совершенствованию средств и нор­мативных основ научного познания.



Важную роль в деле постижения сущности науки играет осве­домленность о ее функциях. Можно выделить четыре основных груп­пы функций науки.

Первая группа функций отражает ее эмпирическую сторону и соответствует первой ступени познавательной деятельности человека. В нее входят следующие функции: собирательная (установление, под­бор и накопление фактов); описательная (изложение фактов); система-тизаторская (первичная группировка материала, предоставляемого опытом, его приведение в определенный порядок): информационная (передача сообщений о найденных результатах). Эти функции по мере развития науки совершенствуются.

Вторая группа функций науки раскрывает в основном абстракт­но-теоретическую сторону познавательной деятельности человека. Эта группа функций возникает в том случае, когда наука занимает сле­дующую после первой ступень. К ней относятся такие функции, как объяснительная, функция синтезирования (обобщения) знаний, осуще­ствляемого с целью установления повторяющегося, закономерного в явлениях и проникновения в их сущность; прогностическая (предска­зательная) и др.

На уровне реализации функций второй группы наука обращает­ся уже не к прошлому опыту, а к текущему и пытается найти способы решения проблем исходя из постижения формирующихся обстоя­тельств. Человек вооруженный такой наукой, получает возможность активно воздействовать на текущие события.

Третья группа функций науки выражает углубление ее связи с производством. К этой группе относятся функция выявления недостат­ков производственной практики; функция поиска возможностей об­новления этой практики; функция прокладки путей совершенствования производственной практики и др.

Четвертая группа функций науки связана с реализацией ею сво­ей общегуманитарной направленности. Она включает в себя мировоз­зренческую, идеологическую и культурно-воспитательную функции. В реализации этих функций науки важная роль принадлежит обществен­ным наукам.

Сложность и многогранность феномена науки и значительность ее роли в общественной жизни стимулируют внимание к ней исследо­вателей разных специальностей. Сформировалась особая гуманитарная научная дисциплина - науковедение, представляющая систему знаний об общих закономерностях развития и функционирования науки как явления общественной жизни. Данная дисциплина направлена на вы­явление механизмов выработки, систематизации, хранения, передачи знаний и анализ способов их применения на практике1. Науковедение -это самопознание науки. Оно выясняет влияние на науку взаимодейст­вующих политических, правовых, экономических, религиозных, мо­ральных, эстетических факторов.

Исследователи выделяют в науковедении несколько составных частей: 1) общее науковедение, в рамках которого выявляются меха­низмы функционирования и тенденции развития науки как социально­го феномена и вырабатываются на этой основе нормы управления про­цессом развития науки; 2) история науки, с одной стороны, освещаю­щая возникновение и совершенствование науки, а с другой - иссле­дующая развитие взглядов на нее; 3) социология науки, которая иссле­дует наук}' как компонент социальной системы (социальный институт), выясняет воздействие науки на общество и влияние общественной жизни на науку, раскрывает природу и характер социальных взаимо­связей между учеными, научными коллективами и обществом, психо­логию науки, изучающую психологию ученых, психологическую жизнь исследовательских коллективов и т. д.; 5) экономика науки, ко­торая изучает связь науки и экономики, раскрывает влияние экономи­ческих отношений на функционирование науки, освещает проблемы ее инвестирования, вырабатывает методы экономического стимулирова­ния деятельности ученых и т.д.; 6) теория правового обеспечения нау­ки, очерчивающая параметры правового поля научно-исследова­тельской деятельности и применения ее результатов; 7) организация науки, которая выявляет и устанавливает принципы и методы органи­зации научно-исследовательских разработок и управления процессами их применения1; 8) наукометрия, занимающаяся изучением науки с помощью математики и статистики; 9) философия науки, исследую­щая проблемы науки, среди которых центральное место занимают те, которые относятся к гносеологии, методологии, диалектике развития, социальной философии, этике и эстетике науки3.

Наука — одна из форм общественного сознания, ориентированная на получе­ние и систематизацию знаний об объективной реальности, включая деятельность по выработке нового знания, а также и ее результат. Наука есть исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов, каковыми являются природа, человек и социокультурная среда его обитания.

К XX столетию сложилась следующая структура науки:

естествознание (естественные науки) — система на­учного знания о природе;

техникознание (технические науки) — система науч­ного знания о технических системах; науки, ориентирован­ные на реализацию естественно-научного знания;

человекознание (социальные и гуманитарные науки) — система научного знания о человеке и обществе и социо-культурной среде его обитания.

В этом случае речь идет о «горизонтальном» измерении феномена науки. В рамках " вертикального" измерения выде­ляются науки фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные — система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, связанная с формированием научной картины мира, не имеющая, практической направленности. Прикладные науки, напротив, рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную предметно-практическую ориентацию.

Функции науки: исследовательская, обучающая, коммуни­кационная, социокулътурная и мировоззренческая.

Исследовательская функция. Наука, изучая конкретную реальность, открывает ее новые стороны и качества, выяв­ляет все более эффективные методы познания и др. Цель научного исследования — анализ закономерностей объектив­ной реальности.

Обучающая функция. О существляется вос­производство научного знания — передача научных пред­ставлений от одной исследовательской системы к другой. Это осуществляется в процессе подготовки научных кадров (че­рез систему образования и др.), что обес­печивает преемственность развития науки, а также форми­рование новых научных традиций.

Коммуникативная функция. П роцесс обмена ин­формацией между членами научного сообщества (публикации, конференций, дискуссий и др.). В результате укрепляется взаимосвязь научного сообщества, повышается информированность и эффективность научно-исследовательской деятельности.

Социокультурная функция. Наука — один из базовых элементов культуры, составляющих основу цивилизации. Уровень и характер развития науки является существенным фактором, фиксирующим статус социума в динамике исто­рического процесса. Развитие науки — критерий позитивно­го динамизма цивилизации.

Мировоззренческая функция. Совокупное развитие науки формирует основания научного мировоззрения, т. е. систему принципов, убеждений и представлений, определяющих це­лостный подход к объективной реальности. В предельно обоб­щенной форме научное мировоззрение связывается с ра­циональным отношением человека (субъекта) к природе (объекту).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.