Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение дисциплинарно организованной науки






Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное раз­витие науки, принадлежат так сказать переднему краю науки. Суще­ствует определенная разница между передним краем науки и способа­ми трансляции научного знания в культуру. Передний край науки орга­низован проблемно: множество разных исследовательских групп пред­лагают свои методы и методики решения научной проблемы, в науч­ных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рам­ках дисциплинарно организованной науки.

Научная дисциплина понимается как определенная форма систе­матизации научного знания, связанная с его институализацией, с осоз­нанием общих норм и идеалов научного исследования, с формирова­нием научного сообщества, специфического типа научной литерату­ры (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организа­ций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспе­чивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в науч­ные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учеб­ники, излагается и передается знание в системе образования.

Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зре­ния трансляции его последующим поколениям. Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучающего — как доктрина. И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин. Для дисциплинарного об­раза науки характерны: трактовка знания как объективно-мыслитель­ной структуры, ориентация преподавания на унифицированное рас­членение и упорядочивание всего знания и изложение его в различ­ных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.



Величайшим достижением культуры Средних веков явилось со­здание университетов, выполнявших две функции: учебного заведе­ния и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследо­вания. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов. В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организа­ция учебного процесса.

Формами обучения в это время были лекции и диспуты. На лек­циях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст. А основным средством закрепления знаний был диспут. Диспут — это ритуализированная форма общения, осуществляемая по строгим правилам и нормам. Так как в Средние века преподавание и научная работа были неразрывно связаны друг с другом, то диспут к XII в. становится ведущей формой организации не только учебного процес­са, но и научной работы.

В Средние века существовали многообразные варианты дисцип­линарного расчленения наук. В основе одной из них лежит христиан­ский миф о сотворении мира. И все существовавшие в то время науки классифицировались по дням творений. Такой образ наук был наивно догматичен и представлял собой своего рода комментарий к Библии на основе существовавших в то время сведений по тем или иным воп­росам.

Наряду с этим существовал и другой дисциплинарный образ на­уки: расчленение наук по уровню абстрактности и отдаленности от чувственного бытия, по целям, задачам, средствам различных наук и т.д. Одна из первых попыток такого рода — классификация Августи­на в «Христианской доктрине». Она строилась на основе восхождения от чувственного знания к абстрактному, что соответствовало задачам образования того времени. В основе этой классификации лежала ис­тория, от нее через географию осуществлялось восхождение к астро­номии, а потом к арифметике, риторике и диалектике. Но наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная Марцианом Капеллой. В соответствии с этой системой, в качестве спутниц высшей мудрости — филологии выступают на на­чальном этапе познания грамматика, риторика, -диалектика (триви­ум), а на последующем — арифметика, геометрия, астрономия и му­зыка (квадривиум). Эти свободные искусства были положены в осно­ву средневекового образования и рассматривались как канон обучения и совокупность всего «мирского» знания. А после реформы образова­ния Карлом Великим эта система стала эталоном всего европейского образования. Но уже и в это время намечаются цопытки расширить состав квадривиума, включив в него такие дисциплины, как астроло­гия, медицина, механика и т.д.

На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) происходит суще­ственный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к при­роде и вслед за этим и к природознанию, подрываются идеалы и нор­мы средневековой учености. Научные изыскания начинают разверты­ваться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они перемещаются в кружки интеллектуалов, люби­телей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Италии возникают такие новые формы организации интеллектуальной жиз­ни, как академии. Гуманисты Возрождения выступают против прину­дительного характера преподавания, культивируемого в Средние века, требуют от воспитания не только умственного, но и физического раз­вития, радикально меняют содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования. Они выдвигают новый идеал — образование как формирование и развитие личности в целостности ее способностей.

На первых порах гуманисты возродили идеал универсально эн­циклопедического знания. В противовес дисциплинарной иерархии Средневековья систему образования они видят как схему круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом.

Но этот способ организации знания в эпоху Возрождения все же не привился. И к середине XVI в. идея систематически энциклопеди­ческого изложения всего массива знаний начинает исчезать. Это свя­зано как с бурным ростом знания, происходящим в это столетие, так и с новыми формами организации науки.

Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, су­щественным образом трансформировала способы трансляции знания. Образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения. В конце XVIII — начале XIX в. дисципли­нарно организованная наука, включающая в себя четыре основных бло­ка научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки, — завершила долгий путь формиро­вания науки в собственном смысле слова.

В настоящее время научное знание представляет собой сложноор-ганизованную систему научных дисциплин. Структура научной дис­циплины может быть представлена следующим образом. Все те ис­следования, которые проводятся представителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последовательность научных публикаций: статьи, материалы конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, препринты и депоненты. Более высокий уровень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения прово­димых на переднем крае исследований. Завершающий уровень — со­здание обобщающей монографии. Устоявшиеся данные научной дис­циплины излагаются в учебниках и транслируются последующим по­колениям.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.