Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На своей волне. Как мальчики учатся






 

Многие наши школы отнюдь не встречают мальчиков с распростертыми объятиями, точно так же они не осознают, что многие мальчики на самом деле учатся иначе, чем девочки, и их надо учить по-другому. Исследования подтверждают эти отличия.

Например, Ричард Хоули из университетской школы в Кливленде утверждает, что тендерное отличие в учебе заключается в различии темпов. В прошлом председатель Международной коалиции школ для мальчиков, Хоули убедил своих коллег в том, что мальчики и девочки учатся с разной скоростью и в своем стиле. " Определенные полом разновидности темпа и особенности обучения можно заметить как в дошкольном возрасте, так и в старших классах. В начальной школе девочки обычно овладевают навыками чтения и письма раньше, чем мальчики... Девушки достигают половой зрелости на год или два раньше мальчиков. Каждое обусловленное полом физиологическое различие сопровождается серьезной психологической и социальной адаптацией. Мальчики овладевают языком... развивают мелкую и крупную моторику в ином темпе, нежели девочки".

Наблюдения Хоули важны, поскольку они предполагают, что если школа хочет создать условия для успешного развития мальчиков, она должна учитывать уникальный темп и стиль каждого мальчика. Учителя и администрация должны быть осведом лены о том, на каком этапе развития находятся мальчики в их школе, и убедиться, что применяемые методики соответствую! их уровню. Сбившись с темпа, мальчики приходят к академическим неудачам и низкой самооценке.

Специфические особенности мальчиков могут потребовать повышенного внимания учителя. Например, я наблюдая за мальчиками, которые отказывалР1сь читать в классе и буквально отшвыривали от себя книги, чтобы занять чем-нибудь руки И для некоторых из этих мальчиков достаточной мотивацией для чтения оказалась возможность читать на компьютере, так, что их руки были заняты пролистыванием страниц с помощью мыши или клавиатуры.

Я также видел, как мальчики, которые считались " ленивыми читателями", начинали успешно и с увлечением читать, когда для чтения им предлагались книги на интересующую их тему (спорт, приключенческая литература, мистические детективы). В своем потрясающем исследовании Доналд Портофф, профессор литературы в Государственном университете Эллендейла, штат Мичиган, недавно обнаружил корреляцию между слабыми навыками чтения у мальчиков и их представлением о чтении как о " женском" занятии. Очень вероятно, что чтение текстов на интересующую мальчиков тему поможет им развить хорошие навыки чтения.

Способы преподавания многих предметов не привлекают мальчиков. Как заметил один учитель старших классов, " если мальчики не увлечены, то начинаются проблемы с дисциплиной. Все дело в том, как удержать их интерес".

Психолог из Мэриленда Глория Ван Дерхорст высказывает похожие мысли, подчеркивая, что школы недостаточно задействуют детей, которых она называет " высокоэнергичными". По словам Ван Дерхорст, " организация обычного урока не подходят высокоэнергичным ученикам... На большинстве уроков ученикам не разрешают вставать со своих мест и принуждают их учиться, слушая. Это подавляет учеников, которые учились бы лучше, если бы могли воспринимать информацию визуально и физически двигаться". И хотя Ван Дерхорст не выделяет учеников одного определенного пола, очевидно, что, говоря о многочисленных ерзающих учениках, она имеет в виду мальчиков.

Ряд исследований показывает, что в то время как девочки предпочитают в учебе задействовать визуальный и аудиальный каналы восприятия, мальчики предпочитают учиться через действие, через активные занятия. Если учебная атмосфера подавляет их силу, мальчики либо отворачиваются, либо чувствуют себя подавленными и пытаются получить необходимое через негативное внимание, либо, как бы мы сказали, через непреднамеренный протест против образовательных тисков пола, которые их сжимают. А когда мальчики идут до конца в своем бунте, на них вешается ярлык " поведенческих расстройств", " нарушителей спокойствия" либо диагноз " гиперактивность". Снова нужды мальчиков - их протесты против навязанных стереотипов - остаются непонятыми.

Иногда ограничитель может принимать форму собственно физических условий в школе. Пятилетний Эрик, например, до того как попасть в прогрессивную начальную школу, посещал до этого смешанный детский сад. Учителя из новой школы наблюдали за ним раньше и нашли его очаровательным ребенком, с удовольствием принимающимся за любое задание, которое ему предлагают. Но они также заметили у него некоторую " заторможенность", в особенности, если ему предстояло заниматься чем-то в группе, и это занятие было связано с мелкой моторикой: он был настолько безразличен к кукольному представлению в детском саду, что выглядел совершенно отключившимся и почти испуганным. В новой школе учителя вовлекали Эрика в более активные занятия, такие как работа в школьном саду, где он копал землю, мульчировал ее и развозил в детской тачке. Учитель отметил, что " получив возможность свободно передвигаться в течение школьного дня, Эрик освободился от своей прежней бесшумной и неуверенной манеры держаться".

Но как бы ни были хорошо описаны особенности учебного стиля мальчиков, многие педагоги не принимают их во внимание в классе. Меня очень впечатлил случай на семинаре " Понимая мальчиков", который я проводил в очень уважаемом учебном заведении, готовящем педагогов. Я попросил опытных школьных учителей описать учебные особенности мальчиков. Я попросил их забыть о политкорректности, внешних ожиданиях, заботе о равенстве полов и говорить искренне о том, каков их личный педагогический опыт. Вот некоторых из их ответов:

- Мальчики более точные и конкретные, чем девочки.

- Мальчики чаще открыто протестуют, чем девочки.

- У мальчиков часто плохо работает аудиальный канал (восприятие речи) и гораздо лучше - кинестетический (ориентированный на действие).

- Мальчики используют больше физической стимуляции для того, чтобы убедить других в чем-либо; они могут пойти на открытый конфликт и склонны " пробивать" себе дорогу.

- Мальчики показывают свою симпатию делами или встречами с вами.

- Чтобы принять новые идеи, мальчикам может понадобиться возможность прожить их в свободной игре по самостоятельно придуманным правилам.

- Мальчики могут оглушить своей " интеллектуальной бравадой", за которой они чувствуют себя очень неуверенно, и хвастовство им нужно, чтобы добавить себе очков.

В этих комментариях меня заинтересовала их глубина и точность; эти учителя были проницательны. Но все дело было в том, как они говорили об отличиях - одобрительно или порицающе. Произнесенные с симпатией, эти характеристики могут быть восприняты как положительные черты мальчиков. Однако если говорить то же самое с меньшей любовью и меньшим сочувствием это может прозвучать как " трудности с учебой", " проблемы с дисциплиной", " физическая агрессивность", " невнимательность и гиперактивность", тут недалеко и до кодовой фразы " синдром дефицита внимания".

Я считаю трагичным то, что мы не понимаем и не ценим уникальный темп и особенности каждого мальчика, не относимся к ним с симпатией, и тем самым мешаем им чувствовать себя уверенно в учебе. Более того, когда он впоследствии отстраняется от общих занятий в классе, начинает бунтовать или вести себя вызывающе, мы часто обрушиваемся на него, объявляя его естественную реакцию признаками " неспособности учиться" или так называемой " гиперактивностью", когда в действительности это стыд, скука или беспокойство.

К счастью, до некоторых педагогов " дошло". Они понимают, что мальчики могут учиться иначе, чем девочки и что если учитывать специфические потребности мальчиков, мальчики могут наверстать все, что они упустили в таких сферах, как чтение и письмо, и к ним вернется их уверенность в своих учебных силах. Чтобы развеять сомнения, я расскажу историю о двух учителях из английской школы, которые объединились и создали условия для мальчиков.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.