Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Век письменности.






 

Человеческому роду потребовались миллионы лет для того, чтобы приобрести способность к использованию языка. Потребовались многие сотни лет для того, чтобы стала реальностью письменность, но этот промежуток времени был уже сравнительно коротким. История письменности – это история перехода от пиктографической репрезентации к фонетическим системам, от репрезентации сложных идей при помощи рисунков или стилизованных изображений к использованию простых букв для обозначения отдельных звуков. Ранние попытки фиксации информации для того, чтобы она была доступна позднее – это детальные изображения животных и сцен охоты на камне, который послужил первым средством. Ранее мы отмечали, что кроманьонцы создавали прекрасные картины на стенах пещер. Возможно, они использовали и другие средства, однако если это и так, то они не дошли до наших дней.

Условные пиктограммы. Даже изображения событий представляют собой шаг вперед по сравнению с простым беспомощным припоминанием, по мере того, как те, кто создавал или использовал их, смогли расшифровать смыслы, которые они стремились передать. Эта идея не могла появиться просто так. Возможно, для этого потребовались тысячи лет. Если рисунки не обладают согласованными закодированными интерпретациями или значениями, их ценность в качестве подспорья для коммуникации весьма мала. Конечно, важно было развить стандартизованные значения для пиктографических изображений.

Таким образом, стандартизация значений рисунков была первым шагом в развитии письменности, однако она началась только после того, как был осуществлен переход к оседлому земледелию. Важным стимулом для развития таких систем было то, что людям было необходимо каким-то образом отмечать границы земельных владений и собственности. Кроме того, по мере развития торговых отношений между различными народами, возникала необходимость записывать покупки и продажи. Были и другие нужды, с которыми сталкивались люди в эпоху земледельческой экономики. Так, например, было важно рассчитывать приливы и отливы рек (в частности, Нила), а также движение небесных тел, которые определяли время сева и сбора урожая. Поэтому неудивительно, что впервые письменность началась в Древнем Шумере и в Египте, тех регионах, которые первыми стали практиковать земледелие.

Приблизительно в 4 тысячелетии до н.э. надписи, ассоциируемые с определенными значениями, стали появляться в Месопотамии и в Египте. В основном это были грубые картинки, нарисованные или высеченные на стенах зданий или других поверхностях. За относительно короткий промежуток времени значения стали стандартными. Так, рисунок восходящего солнца мог означать день, лук и стрелы – охоту, человеческая фигурка – человека, волнистая линия – озеро или реку. Это были типичные ранние графические символы, из которых впоследствии развилась письменность. Расположенные друг за другом, эти символы могли рассказать историю; например, однажды утром человек отправился охотиться к реке. Суть заключалась в том, что правила были изобретены и конвенциализированы таким образом, что подобные репрезентации должны были вызывать отдельные значения. Эти правила способствовали накоплению информации. Репрезентации идей могли быть сделаны одним человеком и поняты другим. Даже время и расстояние могли быть завоеваны. Со стандартизацией пиктограмм стало возможным расшифровать сообщения людей, живших далеко или даже тех, кто уже умер! Поэтому ничего удивительного, что письменность стала вызывать особый трепет.

Египтяне стали инноваторами в развитии и разработке системы глифов, или символических обозначений. Вначале их высекали на камне, затем стали рисовать и чертить. Египетские глифы были снабжены правилами, чтобы создать комплекс стандартизированных значений. Их пиктографическая система была схожа с современной китайской. Каждый символ обозначал отдельную идею, вещь или понятие. Для общения человек, который писал иероглифы и человек, который читал сообщение, должны были иметь в своем распоряжении невероятное количество таких символов. Тем самым, изначально грамотность была привилегией немногих. Древние писцы обучались годами, чтобы овладеть тысячами символов, необходимых для создания сообщения при помощи иероглифов или же для того, чтобы расшифровать их для богатых и могущественных.

 

Фонетическое письмо. Другой народ, шумеры, жившие к северу от Персидского залива, развили иную форму письма. Они начали с использования маленьких картинок, нарисованных на глиняных табличках, для отображения идей. Затем, из-за того, что было сложно добиться реалистичности изображения, они постепенно начали стилизовать их. Кончиком заостренной палочки они наносили отметки на глину. При помощи такой системы было невозможно создавать узнаваемые изображения, но было просто и быстро передавать отдельные элементы, которые связывались с определенными значениями. В изображениях предметов не было необходимости. Такая письменность сегодня получила название клинописи. До наших дней дошло много образцов клинописи, поскольку клинописные таблички можно было хранить, предварительно обжигая их в специальной печи.

То, что выделяет шумерскую письменность среди прочих – это идея закрепления за каждым стилизованным символом отдельного звука, а не идеи. Это нововведение было сделано около 1700 г. до н.э. Преимущество было невероятным. Вместо тысяч отдельных символов – по одному на каждую вещь или идею – теперь требовалось гораздо меньше значков для передачи звуков или слогов, из которых состояли слова. (А наше алфавитное письмо, в котором каждому согласному или гласному звуку соответствует отдельная буква, еще проще). Тем не менее, использование значков для передачи слогов было первым шагом в развитии фонетического письма и великим прорывом в человеческой коммуникации. В частности, это сделало более доступным обучение грамоте. Следовало запомнить всего лишь около сотни символов для различных слогов в языке.

Алфавитное письмо появилось менее чем через тысячу лет и закрепилось относительно быстро. Оно распространилось по всему древнему миру и через несколько веков достигло Греции. К этому времени уже полностью получила развитие идея использования буквенных символов для обозначения сначала согласных, а затем и гласных звуков. Это явилось большим преимуществом, поскольку для этого требовалось уже менее сотни значков. А сейчас в английском языке, например, вполне обходятся вообще при помощи двадцати шести.

Некоторые общества проиграли из-за неверного выбора, сделанного в этот период. Так, например, египтяне очень любили свои замечательные иероглифы и сопротивлялись использованию алфавита. В то время они уже использовали значки только для обозначения согласных звуков, но при этом следовало знать, какие именно слова скрываются за такими сочетаниями. Так, например, писали «здн», что должно было обозначать «здание». Это вызвало немало трудностей. Именно поэтому египетское письмо оставалось громоздким и не могло соревноваться с другими, более эффективными формами. В конце концов египтяне развили фонетическое письмо, но к тому времени уже было поздно.

Именно греки наиболее удачно стандартизировали и упростили систему. Около 5 в. до н.э. они уже широко использовали алфавит. Греческий алфавит был унаследован римлянами, которые еще больше его модифицировали и улучшили. Сегодня мы пользуемся римскими прописными и строчными буквами.

Вместе с орудиями, огнем и самим языком алфавитное письмо было одним из наиболее значительных достижений людей на все времена. Без него большинство людей в мире могли остаться неграмотными. Великие свершения в науке, искусстве, управлении и религии стали возможны потому, что люди умели читать. Сама история начинается с письменных свидетельств, а ведь это было всего 250 поколений назад. В перспективе 70 миллионов лет это очень короткий отрезок времени.

Значение переносных средств. Большой проблемой иероглифического письма, а отчасти и клинописи была возможность их переноски. В частности, такое средство как камень способно сохраняться долгое время, но его трудно перемещать в пространстве. По мере того, как древние общества становились все более изобретательными, они искали такие средства, которые можно было бы легко перемещать.

Около 2500 г. до н.э. египтяне открыли метод производства прочной бумаги из папируса. По сравнению с камнем папирус был исключительно легким. Более того, при помощи кисточки и чернил, писать на нем было значительно легче, чем вырезать иероглифы на камне. Изначально папирус был открыт в дельте Нила. Писец использовал чернила двух цветов (черные и красные). Иероглифы стали упрощаться, поскольку писцам требовались более гладкие, легкие формы значков для более быстрого написания.

У майя имела место похожая трансформация средств. Они открыли способ получения материала для письма из коры фикусовых деревьев. Полоски коры вымачивали в воде, а затем истончали, чтобы они были гибкими и одинаковой толщины. Затем кора складывалась в длинную «плиссированную» книгу наподобие аккордеона. Иероглифы писались на двух сторонах. Конкистадоры были поражены, обнаружив в Новом Свете людей, живших в каменных жилищах, заполненных книгами. Во время завоевания, к сожалению, тысячи книг были сожжены испанскими войсками, стремившимися ослабить могущество жрецов и вождей. Уцелело лишь несколько экземпляров.

Наиболее важным моментом в этом переходе от камня к легким и удобным для переноски средствам было то, что появилась возможность для значительных изменений в социальной организации и культуре общества. Приобретение технологии коммуникации, основывающейся на легком и переносном средстве, плюс система письменных знаков, которые могли быстро наноситься и читаться писцами, обеспечили необходимые условия для великих культурных и социальных изменений. Было оказано воздействие на всю институциональную структуру. Например, около 2000 г. до н.э. в Египте папирус широко использовался для передачи приказов и записи различного рода информации. Власти держали в своем распоряжении армию писцов. Грамотность была ценным умением, обеспечивающим путь к процветанию и высокому социальному положению. Писцы стали привилегированным классом, находящимся под контролем элиты. Серьезные изменения в политических и религиозных институтах были результатом способности писать. Были открыты библиотеки. Получили письменное закрепление религиозные доктрины. Были открыты школы для подготовки писцов. Начали развиваться даже науки и искусства. Могли быть записаны наиболее успешные способы лечения болезней. Можно было записывать наблюдения за природными явлениями и их объяснения. Человеческий мозг освободился от обременительной необходимости запоминать культурные достижения и передавать их новым поколениям. Идеи могли храниться, накапливаться и извлекаться последующими поколениями. Это был великий шаг вперед.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.