Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по литературе 2016 года. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе






В 2016 году в систему оценивания заданий с развернутым ответом изменения не вносились.

Задания с развернутым ответом позволяют выявить уровень овладения содержанием соответствующих курсов и степень сформированности не только предметных, но и сложных метапредметных интеллектуально–коммуникативных умений. В связи с этим при всех изменениях в структуре и содержании экзамена неизменной оставалась главная установка на выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, проверка которого осуществлялась экспертами по специально разработанным в ФИПИ критериям. С годами роль заданий с развернутыми ответами неизменно возрастала. В настоящее время 71% от общего количества максимальных первичных баллов (30 из 42) приходится на задания, требующие создания связных текстов, качество которых определяется экспертами. Данные пропорции указывают на один из приоритетов итоговой экзаменационной работы по литературе – сохранение в рамках ЕГЭ традиций школьного сочинения на литературную тему.

Задания с развернутым ответом проверяют умение экзаменуемого анализировать, интерпретировать и комментировать текст литературного произведения.



В соответствии с этим выстроена система оценивания заданий с развернутым ответом. Ответ выпускника не должен являться пересказом текста или рассуждением о том, что нравится или не нравится экзаменуемому в конкретном произведении. Выпускнику необходимо знать особенности художественной структуры произведения, уметь пользоваться специальной литературоведческой терминологией, а также включать рассматриваемое произведение в литературный контекст.

В экзаменационной работе представлены три группы заданий с развернутым ответом: 8 (С1) и 15(С3); 3(С2) и 16(С4); 17.1–17.3 (С5.1–С.5.3). К каждой группе заданий разработаны специальные критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые представлены в общем виде и не обеспечены эталонами ответов (в соответствии со спецификой учебного предмета).

Значительная часть формулировок заданий с развернутыми ответами включает в себя проблему, позволяющую выпускникам по-своему интерпретировать художественное произведение. Трактовка выпускника может не совпадать с интерпретацией, ожидаемой экспертом. Например, при ответе на вопрос: " В каких произведениях еще изображается " избранное" общество и в чем его изображение можно сопоставить с изображением " избранного" общества в " Мертвых душах"? " – выпускник построил сравнение на примерах из " Грозы" (Кабаниха и Дикой) и " Недоросля" (семья Простаковых). Эксперт с таким подходом не согласился, т.к. не счел общество Кабановых и Простаковых «избранным», что нельзя признать справедливым.

При оценивании работ по литературе следует помнить о специфике предмета, о том, что писатель приглашает читателя к сотворчеству, к свободному раздумью над текстом.

 

Особое внимание следует обращать на инструкции к заданиям для экзаменуемых. Работа прошлых лет по их совершенствованию подчинялась главной цели – привести инструкции в строгое соответствие с критериями оценивания развернутых ответов. Инструкции имеют вид пошаговых рекомендаций, в них в полной мере отражены те требования, в соответствии с которыми экзаменуемый должен строить свой ответ и по которым будет оценивать его работу эксперт, например:

«Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение
к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализаОтветы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.»

Точность инструкций и соответствие их критериями оценивания заданий с развернутым ответом, является важным фактором повышения объективности оценивания экзаменационных работ ЕГЭ.

Оценивание заданий 8 (С1) и 15 (С3)

Введение в 2012 году в систему оценивания заданий 8 (С1) и 15 (С3) критерия «Следование нормам речи» в качестве независимого обернулось неоправданно высоким процентом выполнения заданий по этому критерию. Подавляющее большинство экзаменуемых получили максимально возможный 1 балл по этому критерию, в том числе и те, чью речевую компетентность нельзя было оценить объективно из-за малого объема их ответов. Чтобы избежать подобных несоответствий, в действующей экзаменационной модели возможность получить 1 балл за речевое оформление ответа обусловлена его содержательностью, то есть оценкой по первому критерию:

«Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов)».

Оценивание заданий 9 (С2) и 16 (С4)

В 2013 существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий 9 (С2) и 16 (С4), что явилось логическим продолжением изменений прежних лет, а также результатом анализа итогов ЕГЭ 2012 г. Опыт массовой проверки экзаменационных работ показал, что необходимо дополнить критерии оценивания контекстных специальными требованиями к выполнению экзаменуемыми сопоставительного анализа произведений (фрагментов). Соответствующие изменения были внесены в КИМ ЕГЭ 2013 г. и дифференцированы для каждого балльного уровня. Чтобы избежать разночтений при проверке контекстного сопоставления в указанных заданиях, были уточнены также требования к выбору контекстов для сопоставления и к оформлению ответа, отражённые в примечаниях перед критериями.

Внесенные изменения способствовали четкой дифференциации ответов экзаменуемых.

Итоги ЕГЭ прошлых лет подтвердили целесообразность внесенных изменений. В экзаменационной модели 2016 года изменений нет.

 


 

Оценивание заданий 17.1 –17.3 (С5.1–С.5.3)

В 2016 году в систему оценивания заданий части 2 изменения не вносились. Выполнение заданий 17.1 –17.3 (С5.1–С.5.3) оценивается по пяти критериям:

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

3. Обоснованность привлечения текста произведения

4. Композиционная цельность и логичность изложения

5. Следование нормам речи

При написании сочинения выпускнику необходимо ориентироваться на следующие требования:

- раскрытие темы сочинения с опорой на авторскую позицию;

- убедительность аргументации;

- умение формулировать и обосновывать свою точку зрения;

- точность в изложении литературных фактов;

- грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;

- разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

- композиционная цельность сочинения, логическая связность его частей, отсутствие нарушений последовательности внутри смысловых частей и необоснованных повторов

- грамотное речевое оформление сочинения.

Отвечая на проблемный вопрос, выпускник может получить от 0 до 14 баллов.

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

 

3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4)

Первая и вторая части работы нацелены на анализ конкретного художественного текста (или его фрагмента) и имеют схожую структуру. Каждая из них включает задания с кратким ответом (1-7/ 10-14), а также задания, требующие от экзаменуемого обобщить наблюдения над одной из важных проблем текста (см. задания 8 (С1) и 15 (С3) в КИМ) и включить произведение в литературный контекст (см. задания 9 (С2)/ 16 (С4) в КИМ).

Оба типа вопросов относятся к заданиям повышенного уровня сложности: экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объеме 5–10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

 

Примеры заданий 8 (С1) и 15 (С3):

С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (А.С. Грибоедов, «Горе от ума».)

В чем символический смысл центрального образа стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?

Примеры заданий 9 (С2)/ 16 (С4):

Какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого» и что сближает их произведения со стихотворением В.А. Жуковского «Море»? Свой ответ аргументируйте.

Задания 8 (С1) и 15 (С3): оцениваются по двум критериям: « Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Таким образом, за успешное выполнение каждого из указанных заданий экзаменуемый получает максимально по 4 балла.

Ответы на задания 8 (С1) и 15 (С3) должны соответствовать следующим требованиям:

· формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учетом своей точки зрения;

· убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;

· точность в изложении литературных фактов;

· грамотное речевое оформление ответа.

 

Для того чтобы оценить качество выполнения указанных заданий эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Дает ли выпускник прямой связный ответ на вопрос задания?

2. Опирается ли при ответе на авторскую позицию?

3. Формулирует ли свою обоснованную точку зрения? (Данный аспект оценивания не является обязательным и зависит от особенностей формулировки задания).

4. Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?

5. Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализа пересказом текста?

6. Допускает ли фактическую(–ие) ошибку(–и)?

7. Допускает ли речевые ошибки? (Данный вопрос важен, если по первому критерию выставлено 2 или 3 балла.)

 

Для определения балла, который необходимо выставить за выполнение заданий 8 (С1) и 15 (С3), следует обратиться к критериям проверки и оценки выполнения указанных заданий.

 

Задания 9 (С2) и 16 (С4) оцениваются по одному критерию: «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов». За успешное выполнение каждого из указанных заданий экзаменуемый получает максимально по 4 балла. Выполнение заданий 9 (С2), 16 (С4) предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям:

· формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию;

· привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины);

· обоснование выбора этих произведений для сопоставления;

· убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

· отсутствие искажения авторской позиции и фактических ошибок.

 

Для того чтобы оценить качество выполнения контекстных заданий, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Каков объем указанного выпускником контекста?
  2. Насколько убедительно обоснован выбор произведений, указанных выпускником?
  3. Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?
  4. Опирается ли выпускник при ответе на авторскую позицию?
  5. Допускает ли выпускник фактические ошибки?

 

Для оценки ответов на вопросы заданий 9 (С2) и 16 (С4) следует обратиться к критериям проверки и оценки выполнения указанных заданий.

 

3.1. Специфика заданий 8 (С1) и 15 (С3)

Овладение умением строить содержательное связное высказывание на заданную тему при анализе художественных произведений и ответе на вопросы входит в комплекс целей, на достижение которых направлено изучение литературы. Специфика заданий 8 (С1) и 15 (С3) состоит в том, что экзаменуемый должен лаконично ответить на проблемный вопрос. Например:

· Почему Печорина относят к типу «лишних людей»? (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)

· Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину? (А.П. Чехов, «Вишневый сад».)

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Выполняя указанные задания, выпускник должен дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения. Кроме того, экзаменуемый при ответе должен соблюдать нормы речи, что оценивается с 2012 года отдельным баллом. Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

В критериях оценивания заданий 8 (С1) и 15 (С3) нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий, однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).

Эти задания проверяют:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание текста;

3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

5) умение логично и последовательно излагать мысли;

6) умение соблюдать нормы речи.

Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.

Понимание специфики заданий 8 (С1) и 15 (С3) – важнейшее условие их успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ.

В зависимости от конкретного задания основной тезис, содержащийся в ответе выпускника, может быть

- свободным изложением материалов учебных пособий;

- представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого.

В ряде случаев наблюдается стремление выпускников расширить проблематику вопроса. Если при этом указанное выше основное требование выполнено и не происходит «подмены» вопроса, то оценка по ведущему критерию (« Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов») не должна быть снижена.

Приведем пример задания указанного типа, ответы экзаменуемых и комментарий к ним.

Задание 15 (С3). Н.А. Добролюбов о стихотворении «Родина» сказал, что М.Ю. Лермонтов учит любить родину «свято, чисто и разумно». Как эти слова, с вашей точки зрения, соотносятся с содержанием стихотворения?

Первый вариант ответа: [2]

Н.А. Добролюбов имеет в виду, что в стихотворениях М.Ю. Лермонтова отображаются все те чувства, которые должен испытывать истинный патриот страны. Именно этими чувствами руководствуется поэт при написании стихотворения «Родина». М.Ю. Лермонтов говорит о том, что родину надо любить, любить чисто и искренне за ее красоту «безбрежных лесов», «разливы рек её, подобные морям» и «её степей холодное молчанье».

Комментарий. Экзаменуемый дает поверхностный ответ на вопрос, не раскрывая существа проблемы. И точка зрения критика, и авторская позиция поэта неоправданно сужены им до единственного тезиса о любви к красоте родной природы. Н.А. Добролюбов делает акцент на слове «разумно». Действительно, стихотворение Лермонтова – это не только описание чувства, но размышление о его истоках. Поэт перечисляет традиционные основы патриотического чувства (слава, уникальное прошлое отечества) и приходит к парадоксальной формуле: «люблю – за что, не знаю сам». «Святость» и «чистота» патриотического чувства связаны с постижением красоты природы, а главное – с чувством родного, знакомого. Для Лермонтова любовь к отчеству соединяется с любовью к народу, к традиционному ладу русской жизни. Однако все эти аспекты анализа текста остается вне зоны внимания экзаменуемого. Речевое оформление ответа не оценивается, т.к. по первому критерию выпускник получает лишь 1 балл.

Оценка за ответ: 1 балла (1; 0).

Второй вариант ответа:

Я считаю, что Н.А. Добролюбов имел в виду, что М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» показывает свою любовь к отчизне и тем самым учит, что не стоит любить или не любить ее за темные моменты в истории. Наоборот, следует любить отчизну духовно, т. е. за ее природу, нравы, праздники и все то, что развивает культуру и духовность русского человека. Лермонтов сам не понимает, какая любовь испытывается им, говоря, что любит странною любовью. Поэтому это чувство чисто, ведь в нем нет осознания, разума. Однако Добролюбов говорит и об учении разумной любви, значит нельзя кидаться в эти чувства любви с головой. Наверное, потому, что не все понимают эту любовь, не всем она дана, из чего следует, что неразумное выражение своего чувственного отношения к Родине не всегда ведет к удачному результату.

Комментарий. Выпускник строит ответ в направлении, заданном вопросом, центральное утверждение не вызывает возражений: истоком любви к Родине является для поэта русская «природа, нравы, праздники». Однако рассуждения носят хаотичный и поверхностный характер. За многословностью ответа скрывается небогатый набор тезисов, которые зачастую лишены доказательной основы. В ряде случаев комментарий идет в ложном направлении. Так, экзаменуемый утверждает, что «М.Ю. Лермонтов… учит, что не стоит любить или не любить ее < родину> за темные моменты в истории». Во-первых, в лермонтовском стихотворении нет дидактического пафоса (учит, по мысли Добролюбова, стихотворение, а не сам Лермонтов), ему скорее присуща интонация раздумья. Во-вторых, слово «темные» неудачно вырвано из контекста стихотворения, что приводит к его неверному употреблению в ответе ученика: данный эпитет относится к слову «старина», а не к «моментам истории». Лермонтов не использует этот эпитет в негативном значении, его контекстуальными синонимами могли бы быть такие эпитеты, как «забытые», «давние», «древние». В работе утверждается, что «Лермонтов сам не понимает, какая любовь испытывается им». Неудачно построение фразы, необоснованно и само утверждение. Далее экзаменуемый формулирует ложный тезис, утверждая, что чистота патриотического чувства определяется отсутствием «осознания, разума». Это противоречит как содержанию стихотворения, так и мысли Добролюбова. Заключительная фраза носит демагогический характер и лишена внятного смысла. Речевое оформление ответа не оценивается, т.к. по первому критерию выпускник получает лишь 1 балл.

Оценка за ответ: 1 балла (1; 0).

 

3.2. Специфика заданий 9 (С2) и 16 (С4)

 

Выполнение заданий 9 (С2) и 16 (С4) требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Например:

· Какие героини русской классической литературы схожи с Софьей, героиней комедии А.С. Грибоедова? Свой ответ аргументируйте.

· В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения и что сближает эти произведения с гоголевским «Ревизором»?

 

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.

Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня отвечает как минимуму содержания литературного образования средней (полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся:

- умение интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;

- умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.

Эти задания проверяют:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание текста;

3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

4) умение находить литературные аналогии;

5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;

6) умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

7) умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при анализе произведения;

8) умение логично и последовательно излагать мысли.

Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.

 

Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны владеть умением устанавливать внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление литературы, а как часть единого литературно-художественного пространства. Выделенный параметр проверяет именно это умение выпускника. Если экзаменуемый в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.

Выполняя задания 9 (С2) и 16 (С4), выпускник самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывать авторскую позицию и при необходимости излагать свою точку зрения.

Отметим, что в критериях оценивания заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).

 

Как говорилось выше, в критериях не перечислены все возможные случаи неполного обозначения контекста (назван автор, но не указано произведение/или указано произведение, но не назван автор). При неполном обозначении контекста эксперт принимает решение самостоятельно в зависимости от впечатления об общем уровне выполнения работы. Если по основным параметрам экзаменуемый хорошо справился с заданием, эксперт может пренебречь неполнотой обозначения контекста и засчитать его как полноценный. Если экзаменуемый выполнил задание на низком уровне и к тому же неполно обозначил контекст, то эксперту не рекомендуется засчитывать такой контекст.

 

При оценивании заданий 9 (С2) и 16 (С4), в отличие от 8 (С1), 9 (С2), не предусмотрен критерий «Следование нормам речи». В то же время в инструкции для экзаменуемых перед заданием указано на необходимость соблюдать эти нормы, поскольку небрежное отношение выпускников к речевому оформлению ответа может привести к искажению его смысла и отрицательно скажется на оценке по содержательному критерию.

Приведем пример задания указанного типа, ответы экзаменуемых и комментарий к ним.

Задание 9 (С2). Какие русские писатели близки Л.Н. Толстому в изображении духовныхпоисков героев? (Свой ответ аргументируйте.)

Первый вариант ответа:

Одним из близких Толстому писателей был Достоевский. Его произведение «Преступление и наказание» так же показывает нам, как главный герой ищет свой жизненный путь. Он обретает независимость от других и находит смысл своей жизни. Второй близкий Толстому писатель – Тургенев. Произведение «Отцы и дети» рассказывает о духовных поисках Базарова.

Комментарий. Экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает их выбор и неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом. Комментарий к первой позиции сопоставления, предлагаемый в ответе, не может считаться ее обоснованием, так как состоит из общих фраз и не отражает знания и понимания экзаменуемым текста романа «Преступление и наказания». Тезис о том, что Раскольников «обретает независимость от других», непонятен; остается неясным, как эта мысль связана с утверждением: герой «находит смысл своей жизни». Заключительная фраза ответа также носит слишком общий характер и содержит фактическую неточность.

Оценка за ответ: 1 балл.

Второй вариант ответа:

Герои романа Л.Толстого «Война и мир» ищут ответ на вопрос о смысле жизни, роли человека в истории, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и тургеневского Базарова и главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание». Базаров и Раскольников ищут себя, пытаются решать философские вопросы и проверить правильность ответов на практике. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать, что он не «тварь дрожащая», а Человек. Что–то похожее есть и в герое романа Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов нуждается в истине и способен к внутренним изменениям, его не удовлетворяют «простые» ответы на вопросы времени. Все эти герои близки героям Толстого своей неуспокоенностью, стремлением к познанию жизни и себя в ней.

Комментарий. Экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения и убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют.

Несколько спрямленно представлена ситуация с Базаровым, который охарактеризован как человек, неустанно «ищущий себя», тогда как тургеневскому герою свойственно отстаивать уже сложившиеся убеждения, но как человеку, честному с самим собой, ему присуща способность видеть собственную неправоту, сомневаться, например, в своей «нужности» для России. Однако данный недостаток в целом не снижает высокого качества ответа, свидетельствующего о хорошем знании литературного материала, об умении экзаменуемого самостоятельно выстраивать литературные аналогии, емко и грамотно излагать мысли.

Оценка за ответ: 4 балла.


3.3. Критерии и параметры оценивания выполнения заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4)

 

Умение на основе анализа художественного произведения строить содержательное связное высказывание на заданную тему входит в комплекс целей литературного образования. Специфика заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) состоит в том, что экзаменуемый должен дать прямой связный ответ на поставленный вопрос и убедительно обосновать свое суждение.

Выполнение заданий 8(С1) и 15 (С3) оценивается по следующим основным параметрам:

1. глубина приводимых суждений и убедительность аргументов,

2. наличие или отсутствие фактических ошибок,

3. следование нормам речи.

Выполнение заданий 9 (С2) и 16(С4) оценивается по следующим основным параметрам:

1. привлечение литературного контекста;

2. глубина приводимых суждений и убедительность аргументов;

3. наличие или отсутствие фактических ошибок.

Общими для заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) являются следующие параметры: «глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (для заданий 9 (С2) и 16(С4) данный аспект является неотъемлемой частью основного параметра), «наличие или отсутствие фактических ошибок». Специфичным для заданий 8(С1) и 15 (С3) является параметр «следование нормам речи»; для 9 (С2) и 16(С4) – «привлечение литературного контекста».

Основные критерии оценивания заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) имеют общую основу, которую можно охарактеризовать словом «аргументация». Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Для успешного выполнения заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) экзаменуемый должен уметь подтверждать истинность своих утверждений, обосновывать позицию, выстраивать тезисно-доказательную часть рассуждения.

При анализе ответа выпускника на задания 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) по указанным параметрам эксперт, проверяя точность выставленных баллов, должен ответить на два следующих дополнительных вопроса.

1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы?

Для удобства анализа можно выделить 4 уровня выполнения данного требования:

1) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы;

2) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, но не все свои суждения обосновывает;

3) выпускник рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ;

4) выпускник не аргументирует ответ.

2. Подменяется ли рассуждение пересказом текста?

Для удобства анализа можно выделить 3 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) выпускник не подменяет рассуждение пересказом текста;

2) выпускник частично подменяет рассуждение пересказом текста;

3) выпускник подменяет рассуждение пересказом текста.

 

Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Слабая аргументация сопряжена с логическими ошибками.

Подробные сведения о логических ошибках даны в разделе 5.2.

 

Отражение параметра «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий 8(С1) и 15 (С3)

 

Критерий Баллы
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов  
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют  
б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку  
в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки  
г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более  

 

Чтобы оценить работу выпускника по указанному критерию эксперт должен ответить на следующий ключевой вопрос:

Дает ли экзаменуемый прямой связный ответ на вопрос задания?

Для удобства анализа ответов на задания 8(С1) и 15 (С3) можно выделить 4 уровня выполнения указанного требования:

1) выпускник дает убедительный аргументированный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию;

2) выпускник в целом дает правомерный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию, но некоторые тезисы не обосновывает;

3) выпускник при ответе на вопрос допускает серьезные просчеты (например, не отвечает на вопрос прямо, не опирается на авторскую позицию, неубедительно обосновывает свои тезисы, подменяет анализ пересказом текста);

4) выпускник не справляется с заданием.

 

Следует помнить, что указание на объём ответа (5–10 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

 

Отражение параметра «Привлечение литературного контекста; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий 9 (С2) и 16(С4)

Термином «контекст» в литературоведении обозначают «осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстетических и иных особенностях произведения как в пределах данного текста, так и в сопоставлении с другими текстами в синхроническом и диахроническом аспектах» (Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А.Н. Николюкина, М.: НПК «Интелвак», 2001).

Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны овладеть умениями устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства.

Следует помнить, что указание на объём ответа (5–10 предложений условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины).

Критерии Баллы
Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов  
Экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения И убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют  
а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);   ИЛИ б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения, НО допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа / или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты)   И/ИЛИ допускает одну фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции  
а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ б)экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование) И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного произведения, НО не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа; ИЛИ г)экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно), убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты)   И/ИЛИ допускает две фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции  

 


 

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения / или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование) И неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа; ИЛИ б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом; ИЛИ в) указывает название только одного произведения и его автора, не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты), И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции, И/ИЛИ допускает три фактические ошибки  
а) экзаменуемый не отвечает на вопрос;   ИЛИ б)даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию, И/ИЛИ указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование), не сопоставляет это произведение с предложенным текстом, И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию, И/ИЛИ допускает более трёх фактических ошибок  
Максимальный балл  

 

Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, знанием авторской позиции и правильным пониманием сути задания: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения. Если экзаменуемый в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов.

Чтобы оценить качество выполнения заданий 9 (С2) и 16(С4) эксперту необходимо ответить на ряд вопросов.

 

Каков объем указанного выпускником контекста?

Для удобства анализа можно выделить 3 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) названы два произведения и их авторы;

2) названо одно произведение и его автор;

3) выпускник не сумел привести никакого литературного контекста, или назвал произведение(я) без указания автора, или назвал только авторов без указания произведений.

В то же время в критериях НЕ перечислены все возможные случаи неполного обозначения контекста (назван автор, но не указано произведение/или указано произведение, но не назван автор). При неполном обозначении контекста эксперт принимает решение самостоятельно в зависимости от впечатления об общем уровне выполнения работы. Если по основным параметрам экзаменуемый хорошо справился с заданием, эксперт может пренебречь неполнотой обозначения контекста и засчитать его как полноценный. Если экзаменуемый выполнил задание на низком уровне и к тому же неполно обозначил контекст, то эксперту не рекомендуется засчитывать такой контекст.

Насколько убедительно обоснован выбор произведений, указанных выпускником?

Для удобства анализа можно выделить несколько уровней выполнения задания по указанному параметру:

1) убедительно обоснован выбор каждого произведения;

2) убедительно обоснован выбор одного из произведений, не во всём убедительно обоснован выбор другого произведения;

3) не во всём убедительно обоснован выбор каждого произведения;

4) убедительно обоснован выбор одного из произведений, не обоснован выбор другого произведения (или дано неверное обоснование);

5) не во всём убедительно обоснован выбор одного из произведений, не обоснован выбор другого произведения (или дано неубедительное обоснование);

6) не обоснован выбор ни одного из произведений (или дано неубедительное обоснование).

Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?

Возможные варианты ответа на этот вопрос:

1) оба произведения убедительно сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении;

2) одно из произведений убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении. При сопоставлении другого допущены недочеты;

3) при сопоставлении обоих произведений с предложенным текстом допущены недочеты;

4) одно из произведений убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении. Другое произведение с текстом не сопоставлено (или сопоставлено без учета заданного направления);

5) при сопоставлении одного из произведений с предложенным текстом в заданном направлении допущены недочеты. Другое произведение с текстом не сопоставлено (или сопоставлено без учета заданного направления);

6) ни одно из произведений не сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении (или сопоставление проведено без учета заданного направления).

Опирается ли выпускник при ответе на авторскую позицию?

Возможные варианты ответа на этот вопрос:

1) выпускник дает ответ, основанный на понимании авторской позиции;

2) выпускник не опирается на авторскую позицию или грубо искажает ее.

Допускает ли выпускник фактические ошибки?

Возможные варианты ответа на этот вопрос:

1) не допускает ошибок;

2) допускает 1 ошибку;

3) допускает 2 ошибки;

4) допускает 3 ошибки;

5) допускает более 3-х ошибок.

 

Для удобства анализа ответов на задания 9 (С2) и 16(С4) в приложении 1 предлагается таблица Оценка выполнения заданий 9 (С2) и 16(С4) ЕГЭ по литературе по критерию Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов». В таблице используется следующая маркировка результата (отлично, с изъяном, отрицательно):

1. без цветового выделения – отлично;

2. светло-серая заливка – с изъяном;

3. темно-серая заливка – отрицательный результат.

Как говорилось выше, в критериях НЕ перечислены все возможные случаи неполного обозначения контекста (назван автор, но не указано произведение/или указано произведение, но не назван автор). При неполном обозначении контекста эксперт принимает решение самостоятельно в зависимости от впечатления об общем уровне выполнения работы. Если по основным параметрам экзаменуемый хорошо справился с заданием, эксперт может пренебречь неполнотой обозначения контекста и засчитать его как полноценный. Если экзаменуемый выполнил задание на низком уровне и к тому же неполно обозначил контекст, то эксперту не рекомендуется засчитывать такой контекст.

 

1. Отражение параметра «Наличие или отсутствие фактических ошибок» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4).

 

Следует обратить внимание на последовательное отражение параметра «фактические ошибки» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий.

Задания 8 (С1) и 15 (С3)

Точность и полнота ответа Баллы
Фактические ошибки и неточности отсутствуют.  
Экзаменуемый допускает 1 фактическую ошибку.  
Экзаменуемый допускает 2 фактические ошибки.  
Экзаменуемый допускает 3 фактические ошибки и более.  

Задания 9 (С2) и 16(С4)

Точность и полнота ответа Баллы
Фактические ошибки в ответе отсутствуют.  
Экзаменуемый допускает 1 фактическую ошибку.  
Экзаменуемый допускает 2 фактические ошибки.  
Экзаменуемый допускает 3 фактические ошибки.  
Экзаменуемый допускает более 3 фактических ошибок.  

При анализе ответа выпускника на задания8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) по указанному параметру эксперт должен ответить на ключевой вопрос: Допускает ли выпускник фактическую(–ие) ошибку(–и)?

В соответствии с критериями 8 (С1) и 15 (С3) выделяются 4 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) фактических ошибок нет;

2) допущена 1 фактическая ошибка;

3) допущены 2 фактические ошибки;

4) допущены 3 фактические ошибки и более.

В соответствии с критериями 9 (С2) и 16(С4) выделяются 5 уровней выполнения задания по указанному параметру:

1) фактических ошибок нет;

2) допущена 1 фактическая ошибка;

3) допущены 2 фактические ошибки;

4) допущены 3 фактические ошибки;

5) допущено более 3–х фактических ошибок.

Подробнее о фактических ошибках говорится в разделе 5.1.


 

2. Отражение параметра «Следование нормам речи» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий 8 (С1) и 15 (С3).

 

Следование нормам речи  
а) допущено не более 1-й речевой ошибки;  
б) допущено более 1-й речевой ошибки  

 

Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

 

Критерий позволяет определить, насколько хорошо экзаменуемый овладел умением строить высказывание не только связное и аргументированное, но и стилистически грамотное, соответствующее речевым нормам. Навык такого высказывания формируется в процессе изучения литературы и отражает уровень подготовки экзаменуемого по предмету.

Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных в ответе.

На оценку задания 8 (С1) и 15 (С3) распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Поэтому при подсчете ошибок не учитываются описки, однотипные и повторяющиеся ошибки, два речевых недочета могут приравниваться к одной речевой ошибке.

Подробнее о речевых ошибках говориться в разделе 5.3.


4. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом 17.1–17.3 (С5.1–С5.3)

Наиболее близка традиционной школьной практике изучения предмета третья часть экзаменационной работы, в которой проверяется умение строить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему.

Выпускнику предлагаются 3 вопроса, охватывающие важнейшие вехи отечественного историко–литературного процесса: один – по древнерусской литературе, литературе XVIII века и произведениям первой половины XIX века, второй – по произведениям второй половины XIX века, третий – по произведениям XX века. Например:

1. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его?

2. Почему нравы города Калинова Кулигин называет «жестокими»?

3. Чем объясняется драматизм звучания темы России в лирике А.А. Блока?

Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению и позиции автора. При этом отвечающий может предложить собственную интерпретацию прочитанного при условии сохранения объективно значимых смыслов текста, заложенных автором. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль экзаменуемых, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам, «вечным» вопросам.

Задания с развёрнутым ответом в объеме 5–10 предложений и задания, требующие написания сочинения 17 (С5), имеют несколько принципиальных различий. Во-первых, они отличаются заданным объемом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развернутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умения аргументированно рассуждать на литературную тему, формулировать и обосновывать тезисы, иллюстрировать их конкретными примерами). Во–вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведенный в экзаменационной работе фрагмент или полный текст художественного произведения, тогда как полный развернутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения. Отличия этих заданий проявляются и в различных критериях их оценивания.

Задание части 2 оценивается по пяти критериям:

1. «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений»,

2. «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»,

3. «Обоснованность привлечения текста произведения»,

4. «Композиционная цельность и логичность изложения»,

5. «Следование нормам речи».

Максимальный балл по критерию «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» составляет 2 балла, по каждому из остальных критериев максимальный балл – 3. Максимальный балл за выполнение задания 17(С5) – 14.

Для того чтобы оценить качество выполнения задания17 (С5), необходимо выявить следующие аспекты ответа экзаменуемого:

К1.

1. Раскрывает ли выпускник тему сочинения?

2. Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли тезисы соответствующей аргументацией, опираясь на авторскую позицию?

3. Формулирует ли свою точку зрения и дает ли её убедительное обоснование?

4. Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?

5. Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?

К2.

6. Использует ли теоретико-литературные понятия? Применяет ли их для анализа произведения или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?

7. Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?

8. Можно ли считать уровень владения теоретико-литературными понятиями, который продемонстрировал экзаменуемый в сочинении, достаточным для раскрытия темы?

К3.

 

9. Привлекает ли выпускник текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Не подменяет ли анализ пересказом текста?

10. Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для суждений о прочитанном?

К4.

 

11. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? Обладает ли сочинение композиционной цельностью? Связаны ли части высказывания между собой логически?

12. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы?

К5.

 

13. Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество речевых ошибок понимание смысла высказывания?

Приведем пример анализа сочинения по указанным критериям.

 

 

Задание 17.2. (С5.2) Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Ответ:

Гончаров создал замечательный по яркому житейскому колориту, виртуозной отточенности и «крылатости» языка роман. Илья Ильич Обломов занял достойное место среди литературных героев. Однако мы не поняли бы до конца характер этого человека, если бы автор не ввел в произведение Ольгу Ильинскую. И если Татьяне Лариной удалось вдохнуть жизнь в Онегина, то любовь героев Гончарова ни к чему не привела. Почему же Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

В начале романа мы видим главного героя, лежащего на диване в удобном домашнем халате, а жизнь утекает безвозвратно. Обломов настолько пассивен, что не вступает в дискуссии или конфликты с окружающими. Жизнь его пуста, а путь, по которому он идет, уныл. «Лежанье» на диване является его обычным состоянием.

В один прекрасный день Штольц знакомит своего друга с Ильинской. Ольга – живая и страстная натура. Она, как это ни странно, влюбляется в Обломова с его «голубиной» душой. Молодые люди встречаются, им интересно друг с другом. Ольга Ильинская полна решительности вырвать своего нового друга из объятий сна: она дает ему книги для духовного развития. Эта девушка убеждена, что человек должен создавать себя сам и менять свою природу. Руководствуясь этим правилом, она направляет свою энергию на совершенствование Обломова, не замечая, что при желании он сам мог это сделать.

Ярким примером, подтверждающим негативное отношение Обломова к переменам, является его письмо, написанное, якобы, с целью уберечь любимое существо от ошибки. На самом же деле Илья Ильич просто испугался пути, требовавшего от него творческое, деятельное участие в жизни.

Вернувшись в город, Обломов поселился в доме, далеко расположенном от квартиры Ильинских. На все просьбы переехать он отвечает нетвердым отказом. Обломова устраивает тихая, спокойная жизнь в доме Пшеницыной. Да, он любит Ольгу, рисует картины размеренного, ничем не омраченного, существования с нею. Однако Ольга не годится на роль домохозяйки, и Обломов это понял. Она живет интересно, ярко, в то время как он давно «умер». Обломовщина наложила на него свой отпечаток.

Обломов не тупая, апатичная натура, но он «лишний» в жестоком мире дельцов. Он обретает свое счастье с Пшеницыной, родившей ему сына, в то время как Ольга даже с умным и сильным Штольцем начинает скучать.

Я согласна с автором в том, что Обломов «мертв» духовно. Он давно потерял смысл и цель в жизни. Ольга не сумела «воскресить» его потому, что он сам этого не хотел.

Комментарий. В сочинении достаточно полно раскрыта проблема, сформулированная в задании. Можно отметить богатство тезисно–доказательной части сочинения, наличие собственной точки зрения.

Убедительно описан характер и особенности жизни Обломова, его восприятие жизни и взаимоотношения с Ольгой Ильинской, хотя в ряде случаев экзаменуемый сбивается на пересказ, а некоторые утверждения выпускника свидетельствует о недостаточно глубоком понимании сущности образа Обломова и авторского отношения к герою.

В рассуждениях экзаменуемый допускает фактические ошибки и неточности. Так, утверждение, что Обломов ни с кем не вступает в дискуссии, неверно: в первой части романа герой постоянно полемизирует со всеми приходящими к нему гостями, спорит он и со Штольцем и Ольгой. Неясно, почему ученика удивляет влюбленность Ольги в Обломова с его «голубиной» душой. Утверждение «Я согласна с автором в том, что Обломов «мертв» духовно» слишком категорично и противоречит такой авторской оценке героя, как «честное, верное сердце», «хрустальная, прозрачная душа». Таким же преувеличением, искажающим авторскую позицию, является мысль выпускника о том, что Ольга «даже с умным и сильным Штольцем начинает скучать».

В работе упоминаются общеупотребительные теоретико–литературные понятия (герой, роман, колорит, язык), а также понятие «лишний» человек, но они не используются экзаменуемым как инструменты анализа текста.

Для обоснования своих тезисов экзаменуемый активно и разнообразно привлекает текст произведения.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, но в некоторых частях высказывания нарушена логика: выпускник всем ходом своих рассуждений доказывает пустоту и бессмысленность жизни Обломова, но далее следует вывод о том, что герой «лишний» в мире дельцов.

Экзаменуемый стилистически неуместно употребляет оборот «в один прекрасный день», допускает речевую ошибку в фразе «полна решительности». Нарушение сочетаемости слов в предложении «испугался пути, требовавшего от него творческое, деятельное участие» следует считать грамматической ошибкой.

Оценка за сочинение: 10 баллов (по критериям: 2; 1; 3; 2; 2).

 

Разработка и совершенствование критериев проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом способствует решению важнейшей методической проблемы, связанной с повышением объективности оценки сочинения на литературную тему.

 


4.1. Критерий «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений»

Критерии Баллы
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений  
а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют  
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает 1–2 фактические ошибки  
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3–4 фактические ошибки  
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок  

Следует еще раз указать на то, что первый критерий (содержательный аспект) является главным: если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется. Подчеркнем, что с 2008 года ужесточились требования к объему сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем н






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.