Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями






(в сокращении)

 

Открытие в Клину реабилитационного центра «Радуга» в 1994 г. было вызвано целым рядом социально-экономических причин. Это ухудшение материального уровня жизни населения, рост числа малообеспеченных семей, увеличение числа матерей-одиночек. Экологическая обстановка в Клину привела к тому, что катастрофически возросло число ослабленных детей, имеющих физические, психические, речевые и личностные отклонения.

Перед социальными работниками Центра была поставлена задача оказать детям и подросткам медицинскую, социальную, правовую помощь, помочь им перестроить свое отношение к жизни, семье, обучению, к труду.

После выявления всех детей и подростков с ограниченными возможностями были привлечены службы здравоохранения и образования, изучались причины и сроки наступления инвалидности ребенка (подростка), социальный статус семьи, здоровье и психика ребенка, составлялся реабилитационный потенциал. Разрабатывались индивидуальные программы абилитации и реабилитации, координировалась

работа медицинских, школьных, интернатных, -спортивных и оздоровительных учреждений.

Специалисты Центра работают с родителями больных детей, обучая их основам психологических, медицинских и педагогических знаний, привлекая их к активному сотрудничеству.

В Центре созданы условия, приближенные к дому, доброжелательное отношение к детям, уважительные отношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дифектолог, психолог, юрист.

В Центре функционируют два отделения: организационно-методическое и отделение психологической, педагогической и социальной помощи.

1. в организационно-методическом отделении изучаются со

стояние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, соци

альное положение семьи, разрабатываются индивидуальные програм

мы абилитации и реабилитации.

В городе создана компьютеризированная база данных о таких детях, семьях, индивидуальные программы для этих детей. Выполнение программ контролируется, в них своевременно вносятся поправки, Поэтапное выполнение индивидуальных программ проводится в специально созданном стационарном медицинском отделении. Осуществляется медикаментозная, витаминозная и травотерапия, применяются нетрадиционные методы реабилитации. По согласованию с органами здравоохранения отделение направляет детей в лечебное учреждение для получения специализированной помощи.

Педагоги Центра работают в контакте с врачами. Большое внимание уделяется питанию детей, правильному соотношению белков, жиров и углеводов. Пища витаминизируется, в меню постоянно включаются овощи, соки. Ежедневная гимнастика, лечебная физкультура, закаливающие мероприятия — все это способствует ускорению адаптационного периода. Сотрудники проводят консультации с родителями, как проводить реабилитацию в домашних условиях.

2. В отделении психолого-педагогической реабилитации осуществляется медицинская, социальная, педагогическая и психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет сограниченными возможностями. Это дети с речевыми нарушениями различной степени. У некоторых задержка психического развития на органической основе, а также сопутствующие заболевания органов дыхания, сердца, почек, ортопедические отклонения, неврозы, аллергия, соматическая ослабленность. Группы составляются по заболеваниями возрасту.

Большинство — это дети из неполных или неблагополучных семей. Поэтому первостепенной задачей перед сотрудниками центра было создание благоприятного психологического климата внимательное, доброжелательное отношение к детям. С помощью переносных ширм созданы уголки психологической разгрузки, где ребенок может уединиться. Комнаты оформлены элементами русского прикладного искусства: гжель, хохлома, городец и т.д. Есть музыкальный зал в стиле деревянной резной шкатулки золотистых тонов.

Преобладающим направлением в работе центра является коррекция речевых нарушений, этим занимаются учителя-логопеды. Задание учителя-логопеда дается в формеигры, затем индивидуально обрабатывается воспитателем и закрепляется родителями.

Поскольку дети имеют тяжелые нарушения речи, что ведет к неуспеваемости в школе, то воспитатели и учителя работают по программе опережающего обучения грамоте и чтению. Эта работа проводится в виде путешествия в страну звуков, букв, слогов, ударений, знаков препинания.

Чтобы ликвидировать нарушения координации движений, проводятся упражнения по каллиграфии. Любимые занятия ребят: «плавание» в сухом бассейне, «езда» на велотренажере, «бег» по механической дорожке, массаж, занятия по логоритмике и хореографии.

Ребята работают а огороде, помогают убирать территорию, ухаживают за растениями и животными, готовят костюмы и декорами к спектаклям.

Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе.

Коллектив центра работает в тесном контакте с семьей. Ежедневно проводятся консультации родителей. Родительские собрания проходят вместе с детьми. Вместе с детьми и родителями сотрудники выезжают в музеи и походы, проводят дни открытых дверей, родители активно помогают в проведении праздников.

Печатается по изд.: Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. — М., 1996.

 

Вопросы и задания

 

1. Особенности современной семьи, П.Сорокин о кризисе семьи.

2. Работа социального педагога с семьей, детьми и взрослыми.

3. Лечебная педагогика А.А.Дубровского.

4. Что может взять социальный педагог из опыта центров «Доверие» и«Радуга».

 

Литература к лекции

 

1. Азаров Ю Семейная педагогика. — М., 1993.

2. Бим-ВадБ М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1988.

3. Кон И.С Ребенок и общество. - М, 1988.

4. Прихожан A.M., Топстых И И Дети без семьи. — М., 1990.

5. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М, 1991,

7. Сухомлинасий В.А. Родительская педагогика. — М, 1987.

8. Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М., 1986.

9. Макаренко А. С. Книга для родителей. — Киее, 1987.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.