Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьный день






(в сокращении)

Школьный день начинался около 8 часов утра, когда в клубе перед расписанием трудовых артелей появляются две фигуры дежурный орг-ком и дежурный педагог. Они знакомится с составом очередных должностных лиц и намечают план работ. В 8 часов раздается звонок на подъем ребят, живущих в школьном интернате. Первыми встают дежурные. Однако проходит еще несколько минут и коридоры наполняются ребятами, снующими с умывальными принадлежностями от спальни к уборным. Дежурные приводят в порядок спальни и кабинеты для занятий. Но вот новый звонок (9, 5 часа), захлопываются двери кабинетов и начинается учебная работа. Впрочем не всегда так. По временам 1—2 группы уходят на экскурсию, часа на три, иногда на целый день, если экскурсия загородная.

Заглянем в кабинеты. 25—30 ребят, вперемежку девочки с мальчиками, сидят на скамьях за простыми рабочими столами. По стенам — шкафы и витрины с книгами и учебными пособиями, карты, списки тем и проспекты ближайшей работы, некоторые работы учащихся.

Работа идет живая. Если это самостоятельные занятия (опыты в химичке и физичке, микроскоп или анатомирование собаки в естественном, задачи в математическом, обработка источников в общественном, рисование в «изо» и пр.), преподаватель переходит от одной группы к другой, выступая лишь помощником и толкователем. Но вот он рассказчик, и ребята конспектируют его сообщение, задают вопросы, и незаметно создается беседа. В другом месте выступает докладчиком один из учащихся или группа: их слушают особенно внимательно — вопрос всем близкий, и силы для дискуссии равные. Ребята вошли в азарт, все говорят разом. Уроков в классе не спрашивают. Вместо скучного выспрашивания преподаватель.просматривает тетрадь для записи, втягивает ученика в беседу, получает от него доклад, карту, описание опыта, препарат, беседует с ним в свободное время — его знания, умение работать и интерес как на ладони.

Занятия с одним преподавателем продолжается от 50 до 100 минут с 10-минутным перерывом; затем группа оставляет кабинет, уступая его другой. В половине второго классные занятия кончаются Все ребята, интернатские и приходящие, идут обедать в школьную столовую В пре жние годы обед проходил чрезвычайно нервно не хватало посуды, столов, скамей — и приходилось устраивать очереди. Материальная обеспеченность последнего года дала возможность выдавать по куску хлеба

в 12 часов и оборудовать столовую Ребята раздают пищу, режут хлеб, моют посуду. В приготовлении обеда участвует «кухонная артель», надо было наколоть дров, почистить овощи, помочь кухарке у плиты.

В 15 часов обеденный перерыв окончен Очередные учебные артели начинают работу в мастерских — переплетной и столярной. С 15 до 19 сменяются две артели (по 10—12 и по 6—8 человек) из ребят двух младших групп, 3-я группа ушла на фабрику. Остальные частью разошлись по домам или гулять, часть играют в зале или заняты своим делом по кабинетам.

В 18—19 часов начинают свою работу кружки, вернее, один кружок, так как на каждый день больше одного кружка и больше 2-х часов работы его ее допускаются. Приходящие, не занятые в кружке и не имеющие никакой надобности, должны после 19 оставить школу, чтобы дать тишину и отдых живущим в школе.

После ужина, к 21 часу, школа пустеет, превращается в небольшую семью. Группа ребят собралась в клубе и читают вслух что-то из литературы, другие разбрелись по кабинетам, читают, готовят свои доклады или вполголоса о чем-то говорят. Мало-помалу ребята тянутся к спальням, звонок (22 30) кладет предел работе. Дежурный оргком проходит по зданию — гаснет электричество. Только в спальнях еще не утихают беседы. Но еще долго горят огни в комнатах педагогов, для них это время спокойных занятий.

Но это только переплет, в который каждый день вставляет новые рисунки.

Оргком (организационный комитет) — мозг самоуправления. От его силы или слабости, находчивости и такта зависит темп и характер жизни ребят. Вялый оргком — и жизнь идет по инерции, то и дело выбиваясь из колеи, учащаются случаи нарушения дисциплины, больше ненужной сутолоки. Но вот в оргкоме появляются энергичные ребята. Перетряхивается старая «конституция», на общих собраниях и школьных советах появляются «принципиальные» вопросы, просыпаются заявки, работа идет дружнее и упорядоченнее. Ребята это знают и проводят в оргком лучших, но не всегда удается — оргкомовская работа трудная и быстро утомляет, поневоле приходится обращаться к свежим, но не умелым силам

Дежурный член оргкома встал раньше всех, обдумал вместе с дежурным педагогом распорядок дня. Потом началась беготня и разрывание на части: не поспел вовремя завтрак, валяются в постелях ребята, канцелярия ищет кого-либо из «связи» послать с поручением, навести порядок за обедом, принять посетителей, собрать собрание и т.д. и т.п Надо инструктировать завков, разобрать инцидент, присутствовать с решающим голосом на школьном совете и свое заседание проводить раз-другой в неделю. На заседаниях поднимаются сложные вопросы: борьба с курением, о дисциплине, школьный праздник, подготовка к общему собранию, отчеты и пр.

Рядом с оргкомом работает дежурный педагог, но оргкомовцы стараются доказать, что они вполне могут справиться и сами.

Общее собрание. Со всех сторон тащат скамейки, стулья и табуреты в клуб. Настроение у ребят приподнятое. Сегодня оргком кончает свою общественную службу, отчитывается и передает дела новому. На стене висит огромная стенная газета о делах оргкомитета и завков. вот председатель оргкомитета открывает собрание и предлагает выбрать председателя собрания и секретаря, затем один из членов оргко-ма делает отчет, избегая подробностей, изложенных в газете. Посыпался ряд вопросов и критических замечаний. Затем приступили к перевыборам различных должностных лиц. С большим трудом, путем даже репрессий, председателю удается довести собрание, продолжавшееся 4 часа, до конца.

Но такие собрания редки — один раз в месяц, в два. Чаще летучие и очередные, на которых обсуждаются чрезвычайные происшествия.

Собрание школьной ячейки РКСМ. Оно проходит регулярно, в фиксированный день недели. Председатель строг и деловит, а члены собрания подчеркнуто дисциплинированы. Если надо поручить работу, то ее поручают, а не упрашивают. Здесь ребята привыкают отвечать за свои поступки перед обществом. Роль педагога здесь сводится исключительно к помощи. Если на общем собрании педагог держит слово о «больном» месте коммуны — дисциплине, на собрании ячейки ему приходится делиться идеей, знаниями, организационным опытом. И по характеру своему эти собрания другие: рядом с текущими делами — «живая газета», в которой ребята дают обзоры политических событий, или доклад взрослого коммуниста, или диспут на тему «Почему я не вступаю в союз», в котором несколько ребят защищают свою беспартийность. Собрания ячейки — это школа общественной и политической мысли и воли к общественной деятельности.

Школьный совет. Председательствует заведующий школой, педагоги сидят ближе к центру, рядом с ними члены школьного совета от ребят, т.е. два человека от общего собрания, пять оргкомовцев и трое от бюро ячейки. Здесь на виду у ребят развертываются проекты и планы, идет обмен мнениями, примиряются различные точки зрения. Некоторые вопросы передаются на рассмотрение общего собрания. Как бы ни было велико участие ребят в школьном совете, все же очевидно, что здесь доминирует педагог. Заседания проходят еженедельно, и, может быть, поэтому они отличаются своей неподготовленностью. Сократить число заседаний до двух трудно.

Повседневная жизнь ребят направляется не только собраниями, уроками, общественными повинностями и правилами. Ее пронизывают тысячи тончайших нитей взаимных отношений, вырастающих в столкновениях самых разнообразных личностей. Если бы можно было заглянуть в писаные и неписаные дневники ребят, послушать их глубоко скрытое, интимное мироощущение, перед нами раскрылся бы совсем иной мир детской жизни, более тонкий и сложный, труднее поддающийся воздействию и помощи, чем тот, которым, видимо, живет трудовая и общественная коммуна. Лишь часть этих явлений всплывает на поверхность. Накапливаемая медленно и незаметно энергия иногда вдруг прорвется и становится каким-то большим общественным фактом.

Печатается по изд.: Школа-коммуна Нар-компроса. - М., 1990. - С. 144-150.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.