Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий очерк истории становления коррекционных педагогических систем в России.






Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и зависит от уровня развития науки и культуры, от социально-экономических отношений, от господства религиозных взглядов, национальных традиций, правовых норм. протяжении многих веков проблема аномального развития рассматривалась с донаучных позиций. В древности детей с отклонениями в развитии физически уничтожали (Греция, Древний Рим). На протяжении многих веков отношение к аномальным детям определялось религией, чаще всего они рассматривались как дети дьявола, как кара за грехи родителей, многие из них погибли на кострах инквизиции.

В православии существуют более гуманные традиции. Издавна такие люди находили приют в церкви, монастыре – убогие, юродивые.

Научные исследования были начаты во Франции в начале 19 века, большой вклад внесли французские врачи-психиатры Филипп Пинель, Жан Итар, Эдуард Сеген.

В России первые приюты были открыты для слабоумоых в Петербурге в 19 веке силами энтузиастов – Е. К. Грачевой, М. Постовской, супругов- врачей Маляревских.

На рубеже 19-20 веков сложилось 3 научных направления: - клиническое; - психо-диагностическое; - педагогическое.

В 1908 году была открыта школа-санаторий в Москве для дефективных детей В. П. Кащенко (по улице Погодинской дом 8.) Сейчас это институт дефектологии. Опыт таких детей описан Кащенко в книге «Педагогическая коррекция».

В разработку психолого-педагогических проблем вклад внесли русские врачи-психиатры В.М. Бехтерев, В.П.Сербский, Г.И. Россолимо, особенно в разработку методов клинико-психологического изучения. Большое значение также имеют и труды Л. С. Выготского.

После революции в нашей стране была образована государственная система специальных образовательных учреждений. В 1926 году вышло типовое положение об открытии школ для умственно отсталых и для детей с нарушениями слуха и зрения. Позднее появились речевые школы – 1949г., в 60-е годы появились школы для детей с ДЦП, в 1981 году - для детей с задержкой психического развития.

В настоящее время существует сеть специальных школ и дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Рассматривая историю становления и развития национальных систем с пециального образования Н.Н.Малофеев выделяет несколько периодов.

1 период эволюции – (с У111 по Х11 вв.))от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

2 период – (с Х11 по ХУ111 вв.))от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей, от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.

3 период эволюции –(конец ХУ111 – начало ХХ) от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование

4. период –(с начала ХХ века до 70-х годов)от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости спец.образования для всех нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования.

5 период- (с 70 –х годов ХХ века)от равных прав к равным возможностям, от сегрегации к интеграции.

Россия отстает от европейских стран и находится на переходе от четвертого к пятому этапу. Учитывая специфические особенности социально-экономического и культурного развития российского общества возникает необходимость разработки собственной национальной модели специального образования. Пока можно говорить о кризисном состоянии системы специального образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.