Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды понятий по объему






Объемом понятия называется множество предметов, которые мыслятся в данном понятии. Например, объем понятия «учебник» охватывает все учебники, поскольку они имеют общие существенные признаки: книга, предназначенная для изучения какой-либо учебной дисциплины в школе, вузе и т.п. Объем понятия «карандаш» включает в себя все приспособления для письма или рисования, представляющие собою полые удлиненные цилиндры из дерева или пластмассы, в середине которых находится графитовый или аналогичный стержень.

Тем не менее, учебники можно подразделить на предназначенные для школы или вуза, на учебники по определенной учебной дисциплине, на учебники, написанные одним и тем же автором и т.д.. Карандаши можно классифицировать в зависимости от цвета пишущего стержня или материала, в который вставляется этот стержень.

В этой связи логика оперирует понятиями «класс», «подкласс» и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Например, классы (множества) студентов, законов, преступлений и т.п. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Класс понятий может включать в себя подкласс (подмножество). Например, класс законов включает в себя подкласс федеральных законов, класс преступлений – подкласс экономических преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) является отношением включения. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса – это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами класса юристов будут являться юрист Иванов, юрист Плевако и т.д.

Среди классов различают универсальный, единичный и пустой или нулевой. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называют универсальным. Например, класс субъектов РФ состоит из 89 элементов (Рязанская область, Краснодарский край и т.д.) Класс, состоящий из одного элемента, называется единичным. Например, столица РФ.

Пустыми классами, являются классы, содержащие понятия, которые обозначают предметы, не существующие в реальности: русалка, вечный двигатель и т.п. Число элементов пустого класса равно нулю, но нельзя забывать здесь о различении несуществующего предмета и существующего для его обозначения понятия.

Без деления понятий на классы невозможно производить логическую операцию деления, а именно к этой операции сводятся многочисленные классификации, существующие, в частности в науке и юридической практике. Поскольку при операции деления раскрывается объем понятия, то важно правильно определить как само множество (класс) понятий, так и его подклассы, а также элементы подклассов. В противном случае классификация будет ошибочной.

Для этого следует различать родовые и видовые понятия. Объем родового понятия включает в себя объемы видовых. Для понятий единичного класса таких различий не существует, а понятия нулевого класса невозможно точно классифицировать. Можно, конечно, предположить, что объем понятия «нечистая сила» включает в себя понятия лешего, домового и т.п. Но вряд ли это имеет практическое значение, поэтому мы не будем отвлекаться на понятия нулевого класса, как не подчиняющиеся логическому рассуждению.

Объем понятия тесно связан с его содержанием. Эта связь выражается в законе обратного отношения: увеличивая объем понятия, мы уменьшаем его содержание, и наоборот, уменьшая объем, образуем понятия с большим содержанием.

Так, например, мы можем расширить содержание понятия «студент», прибавив к нему новый признак: российский студент. По объему новое понятие меньше, чем предыдущее. Добавив еще один признак: российский студент, обучающийся в Москве, мы еще более сузим объем понятия, и так далее. Чем больше признаков мы добавляем понятию, тем меньше становится его объем.

Напротив, убирая признаки, обобщая понятие, мы уменьшаем его содержание, увеличивая объем: московский вуз – российский вуз – вуз.

Таким образом, мы можем постепенно дойти до родового понятия по отношению ко всем предыдущим, либо до видового понятия с минимальным объемом. Естественно, что эту операцию можно проделать только с понятиями универсального класса. Единичные понятия, как уже говорилось, являются сами для себя одновременно родом и видом. Хотя само наличие единичного класса – категория относительная: единичный класс образует, например, понятие «планета Юпитер», но сам этот класс является подклассом универсального множества «планета», в свою очередь входящего во множество «небесное тело».

Понятия же нулевого класса исключаются нами здесь, как не подлежащие логическому обоснованию.

. Виды понятий по содержанию

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Например, содержанием понятия «норма права» является совокупность таких признаков как: правило поведения, общеобязательное, санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения.

По содержанию понятия принято делить на единичные и общие (в зависимости от того, сколько элементов мыслится в данном множестве). Так, понятие «поэт» относится к общим, поскольку в нем мыслится множество элементов, а понятие А.С. Пушкин – единичное.

В зависимости от того, поддаются ли мыслимые в понятии элементы учету, их подразделяют на регистрирующие и не регистрирующие. Регистрирующие понятия имеют конечный объем, т.е. поддаются количественному учету хотя бы теоретически: например, понятие «ветеран Великой Отечественной войны» является регистрирующим, в понятие «ветеран» относится к не регистрирующим, поскольку в нем мыслятся все ветераны, существовавшие когда-либо, а также те, что будут существовать когда-нибудь.

Понятия делятся также на собирательные и не собирательные. Собирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое. Например, понятие «коллектив» мыслится как единое целое, хотя состоит из множества людей. Поэтому логически корректно говорить: «Коллектив имеет мнение», так же, как если бы речь шла о человеке. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным. Так будет собирательным понятие «студенческая группа», но не собирательным – «староста студенческой группы».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия будет собирательным.

Например, в высказывании «Российские адвокаты имеют юридическое образование», понятие «российские адвокаты» употребляется в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому российскому адвокату в отдельности.

Когда же мы говорим «Российские адвокаты предлагают внести изменения в УПК», то понятие «российские адвокаты» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо.

В зависимости от того, отражает понятие предмет или его признак, оно соответственно является конкретным или абстрактным. При этом логическое понимание абстрактного и конкретного несколько отличается от того, которым мы оперируем в быту. Так с точки зрения логики абстрактным будет понятие «вежливость», поскольку оно обозначает признак предмета, оно не мыслится вне этого предмета, но конкретным является понятие «государство», так как является самим предметом рассуждения.

Существует также деление понятий на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание присущие предмету свойства или свойства, отсутствующие у него. И здесь мы снова сталкиваемся с тем, что логика считает положительным или отрицательным понятие не с точки зрения этики: с логической точки зрения – «пьянство» или «преступление» -- положительные понятия, ведь они свидетельствуют о наличии признака, а «атеизм» или «антифашизм» понятия отрицательные, поскольку указывают на отсутствие признака. Просто нельзя путать понятие и обозначаемое им явление.

К соотносительным или безотносительным понятия относятся в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие самостоятельно или только в соотношении с другими предметами.

Например, понятия «муж» и «жена», «родители» и «дети» являются соотносительными, так как мужем можно являться только при наличии жены, и не могут быть родителями те, кто не имеет детей. Понятие «учитель» предполагает наличие «ученика» и т.д.

Но понятие «стол» остается таковым и без наличия «стула», понятие «инженер» также не связано с каким-либо определенным понятием. Большинство понятий безотносительны.

7.логические отношения между совместимыми понятиями






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.