Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые концепции






Центрированная на ребенке игровая терапия явля­ется, с одной стороны, базовой философией, утвеждающей внутреннюю человеческую способность ребенка двигаться по направлению к росту и созреванию, а с другой стороны, установкой на глубокую и всеобъемлю­щую веру в способность ребенка к конструктивному управлению собственной деятельностью. Она (терапия) основывается на понимании наблюдаемого естественно­го движения человеческого организма вперед через определенные стадии роста и развития, которые в нор­ме прогрессивны и ведут к большей зрелости. Это внут­ренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно. Дети по природе своей любопытны, они проживают жизнь энергично, стремясь к непрерывному познанию мира и самих себя в отношениях с миром.

Говоря о процессе открытия собственного Я, Муштакас (Moustakas, 1981) писал: «Призвание терапии состоит в том, чтобы ждать с интересом и участием, когда ребенок активизирует волю и выберет действие, когда он осмелится следовать по пути своих интересов и желаний. Это требует необыкновенного терпения и непоколебимой веры в способность ребенка найти свой путь, справиться с напряженностью жизни, веры в силы ребенка, позволяющие ему прислушаться к собственному внутреннему голосу и сделать выбор, способствующий усилению собственного Я» (стр. 18).

У детей существует унаследованная ими тенденция целенаправленно двигаться к приспособлению, психическомy здоровью, росту и развитию, личностной автономии, и к тому, что принято описывать термином «самоактуализация». Базовой характеристикой детской жизни является активность. Дети подходят к жизни активно, и это, наверное, лучше всего можно увидеть, внимательно наблюдая за их игрой, когда ребенок активен и старается усилить самодостаточность в активном проживании жизни. Это генетическое влечение к открытию, развитию и росту легко наблюдать у младенцев и ма­леньких детей. Когда переживаются трудности фрустра­ции, в попытках выполнить задачу физического развития, младенец естественным образом овладевает новой деятельностью, используя собственные уникальные навыки приспособления и свои способности, обращаясь к этому опять и опять с новой энергией, с новыми усилиями и решимостью. Младенец не согласен по-прежнему ползать из одного угла в другой. У него появляется внутренняя потребность вставать, дальнейшее развитие которой приводит к тому, что ребенок начинает ходить. Это не есть сознательное решение, хорошо продуманный план, или результат каких-то необыкновенных усилий взрослых по обучению ребенка; это происходит спонтанно в результате роста и развития, предпосылки которого заложены в природе ребенка.

Этот устремленный в будущее пpoцесс, являющийся у ребенка врожденным, не гарантирует автоматическую плавную последовательность переходных шагов. Младенец подтягивается, чтобы встать, отпускает руки, делает неуверенные, шаткие шаги, падает, встает, делает еще несколько шагов, и опять падает. Хотя ему иногда может быть больно, младенец продолжает это движение в направлении роста и развития. Нет необходимости в том, чтобы кто-то объяснял младенцу, что будет больно, что правильно, а что неправильно, как его поведение влияет на отношение к нему значимых взрослых или как нужно изменить пове­дение, чтобы достичь желаемой цели. Это целенаправ­ленное стремление будет происходить спонтанно, когда ребенок будет готов предпринять следующий шаг, даже несмотря на то, что на некоторое время может возник­нуть возвращение к ползанью. Младенец может делать все новые и новые попытки до тех пор, пока не достиг­нет в ходьбе такого навыка, который его удовлетворит. Поскольку в этих попытках ребенок сам отвечал за се­бя, достижение цели и сопутствующее ему удовлетво­рение усиливают Я-концепцию ребенка. В результате непрерывного стремления к росту зрелое поведение да­ет ребенку большее удовлетворение, чем незрелое.

Хотя этот пример может показаться чрезмерным уп­рощением очень сложного процесса, он как прожектор освещает положение о том, что дети способны к самоопределению. Эта способность продвигаться в направ­лении все возрастающей независимости, саморегуляции и автономии из-под контроля внешних сил не ограни­чиваются достижениями в развитии у детей младенче­ского и раннего возраста, но ее можно наблюдать в качестве важной мотивационной силы личности на всех уровнях развития и фазах жизни, по мере того, как человек стремится установить значимые межличностные отношения и усиление своего «Я». У детей существует гораздо большая способность к управлению собственной деятельностью и принятию правильных решений, чем мы это готовы признать. В каждом ребенке существуют мощные силы, которые непрерывно стремятся к самоак­туализации. Ребенок стремится к независимости, зрело­сти и самоуправлению. Развивающаяся умственная деятельность или осознанные размышления ребенка не являются тем фактором, который направляет его поведение в сферу его эмоциональных потребностей, а, ско­рее, естественным стремлением ребенка к внутреннему равновесию, которое приводит ребенка туда, куда ему требуется.

Согласно Экслайн (1969): «В основе поведения индивида во все времена, по-видимому, лежала одна причина — стремление к полной самореализации. Когда индивид достигает барьера, ко­торый затрудняет полную реализацию Я, возникает зо­на сопротивления, трения и напряжения. Стремление к самореализации непрерывно, а индивидуальное поведе­ние показывает, что человек удовлетворяет это свое желание, открыто сражаясь за то, чтобы утвердить свою Я-концепцию в мире реальности, или что он удо­влетворяет ее посредством замещения, ограничивая ее своим внутренним миром, где он может построить ее с наименьшими усилиями» (стр. 13).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.