Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой






Психосоциальная работа - это одно из возможных направлений деятельности социальных работников системы социальной защиты населения. Лежащая в его основе идея содержит дилемму: «что важнее - личность или её проблема?» И эта дилемма разрешается в пользу возвышения личности: «личность важнее проблемы».

Возможны, как минимум, два подхода к пониманию того, как личность «делает» свои проблемы, каким образом их воспринимает и разрешает.

Психогенетический подход к пониманию основных противоречий развития личности и психодинамические концепции, наиболее применимые в ситуациях помощи клиенту.

Социогенетический подход, т.е. понимание того, как существующие в социуме, куда включен индивид, противоречия деформируют образ мышления и жизни личности. В этом случае чаще эксплуатируются социодинамические концепции помощи.

В психосоциальном направлении социальной работы приоритет отдаётся первому. Он более оптимистичен в понимании назначения и возможностей отдельно взятого человека.

Цель психосоциальной работы усматривается в том, чтобы создавать условия возвращения клиента в его природосообразную реальность, где начинается его психологическое и социальное право быть автором своего жизненного сценария и нести полную ответственность за то, что он в него включает.

Отправной точкой в психосоциальной работе является оценка и понимание специалистом главного отношения клиента - отношения к жизни вообще и своему праву на собственную жизнь в частности: является ли ценность жизни ведущей категорией самосознания клиента? Признаёт ли он за собой право принимать самостоятельные решения относительно того, кем и где ему быть, как выглядеть и какие обязательства на себя брать? По своему ли волеизъявлению он живёт и действует в конкретных отдельно взятых случаях? Кто, с его точки зрения, несёт ответственность за его жизнь и благополучие? Кто именно и что именно влияет на его поведение в особо значимых для его судьбы случаях? Считается ли он сам с правом других людей, когда вступает в отношения с ними?

Под методом групповой работы понимается совместная деятельность людей, которые, работая в группах, состав которых колеблется от 2 до 10 человек, над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия.

Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей.

В настоящее время теоретическими основаниями психосоциальной работы с группами являются такие школы, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем.

Общим для всех групповых теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения. Это значит, что люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным образом в группе.

В рамках теории поля группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему.

Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен.

Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем.

Социальный работник, ориентированный на работу с личностными ценностями, должен знать, что побудить членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы.

В процессе взаимодействия социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг -- сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Процесс сближения не следует форсировать - он должен органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как его искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы.

Поскольку сближение происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия.

Групповая работа используется:

1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;

2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);

3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;

4) для утверждения личности;

5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;

б) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.

Обычно используют две основных типологии групп:

1) созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные);

2) созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели (внешне ориентированные).

Первые группы разделяются на два типа:

а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации). В группах социализации цель социальной работы - помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).

б) группы, цель которых - исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Группы ресоциализации также решают две задачи. Они осуществляют социальный контроль над людьми, недостаточно адаптировавшимися к требованиям общества и не желающими принять на себя социально приемлемые роли, а также оказывают помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.

Задача социального работника заключается:

во-первых, в помощи членам группы при создании системы взаимопомощи (основная задача),

во-вторых, в умении понять и использовать характер и содержание групповых процессов для достижения целей группы,

в-третьих, в умении помочь в этом членам группы,

в-четвертых, в повышении способностей членов группы действовать независимо,

в-пятых, в стремлении осознания членами группы своей общности к моменту прекращения деятельности группы.

В варианте групповой психосоциальной деятельности просматриваются четыре точки опоры:

- это выявление индивидуальных особенностей личности клиента (личность);

- это идея прав человека (право);

- это концепция профессионализма (профессионализм, т.е. помощь от силы, проистекающей из принятия клиента, его образа мышления, образа жизни и уважения к нему, а не от слабости, когда помощь осуществляется из желания «отдать другому всю душу», чтобы он изменился, почувствовал себя счастливым)

- это концепция самопомощи (самопомощь).

В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов:

- группы;

- членов группы, имеющих особые нужды;

- деятельности в группе;

- взаимодействия специалиста и группы;

- регулирования и решения проблем клиентов.

Достижение сплоченности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются «межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все стадии группового развития.

Основной задачей специалиста по групповой психосоциальной работе является усиление их группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией - это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития.

Специалист рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям.

Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.

Идея оказания психосоциальной помощи в условиях группового взаимодействия реализуется поэтапно. Г.Конопка выделяет следующие этапы:

1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3) установление вербальной коммуникации между членами группы;

4) установление невербальной коммуникации между членами группы;

5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.

Основываясь на работах современных исследователей стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы:

1. Стадия ориентации - клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти - оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров - происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадия - группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность - характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений.

5. Стадия распада группы - ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой деятельности.

Групповой работе способствует:

- соответствие состава группы тем задачам, которые она решает;

- важность задачи для всех участников;

- наличие технологий взаимодействия адекватным групповым нормам и характеру решаемой задачи;

- оптимальный состав и численность группы;

- грамотное распределение ролей.

Групповой работе мешает:

- незначительность задачи, ради которой создана группа;

- ограничивающие членов группы условия ее существования;

- слабый лидер;

- неэффективные способы ведения групповой работы;

- состав группы, не подходящий для решения задачи;

- многолюдность группы;

- редкость и недостаточная продолжительность встреч;

- надежда на быстрый и легкий успех;

- необоснованная надежда на социального работника.

Важно также то, что решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной и потенциально разрешимой.

Результаты должны быть полезными для всех.

 

 

Вопрос 28

В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями — родителей, мужа или жены, друзей, коллег, обращаться к авторитету Библии и других Священных Писаний, идеям великих писателей или мыслителей, лидеров социальных движений и т.д., чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее.
Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX — начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью периода становления социальной диагностики было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер; ее источниками, как правило, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации.
Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого — распознавание, определение) заимствован из медицины.
Как известно, медицинский диагноз представляет собой определение характера и причин соматической или психической болезни на основании всестороннего исследования больного. При этом многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между пациентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.
«Диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.
Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.
Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Постановка социального диагноза — это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:
• проводить детальный анализ;
• видеть за частным общее;
• не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
• не избегать вопроса «почему?»;
• прослеживать историю идей;
• собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
• изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
• связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
• не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.
Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.
Социальная диагностика — весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований — принципов диагностики.
Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.
Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы является автором или участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.
При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
• определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
• описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
• ранжирование специфических свойств.клиента. В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:
• ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;
• измерение и анализ показателей;
• формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.
Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле:
диагноз — прогноз — программа — внедрение.
Будучи важным технологическим инструментом, она прежде всего обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.
Разработка диагноза определяет специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:
• определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;
• установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой;
• выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;
• разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;
• поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом носит двусторонний характер: клиент имеет право и должен активно участвовать в этом процессе.

Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник обязан основательно овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного ее обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области.
Основой применения любой диагностической технологии является освоение теории, на которую она опирается. Без этого социальный работник может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапевтической и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.
Например, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует использования многих источников информации, включая непосредственное наблюдение индивида, его окружения. Возможно также моделирование реальных условий жизни. Могут быть применены также психологические аспекты самоконтроля и самоотчета, в которых формируется цепочка форм поведения, чувств, мыслей, проблем и желаний.
Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы:
1) формулирование цели решения имеющихся проблем;
2) сбор и систематизацию информации о формах поведения клиента;
3) изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей;
4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения;
5) определение методов воздействия для достижения желаемых результатов;
6) выбор критериев прогресса для оценки результатов;
7) выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления.

Диагностические методы, которые находят практическое применение в деятельности социального работника, требуют специального рассмотрения.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, ясность, точность. Есть и ряд дополнительных, специальных требований.
Во-первых, преимущество имеет наиболее простой метод и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить желаемый результат. Простой опрос иногда может оказаться более эффективным, чем сложные тесты.
Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.
В-третьих, технология применения методов должна быть четкой и понятной. Она должна настраивать клиента на его доверчивое отношение к социального работника, на сотрудничество, что исключает возникновение побочных мотивов, способных негативно повлиять на результаты.
По-четвертых, условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Эти и другие требования реализуются в диагностике с помощью использования специальных приемов и методов. Они могут быть разными и применяться в зависимости от конкретных целей и задач исследования. Среди них:
- методы статистического структурного анализа;
- методы измерений;
- моделирование (конструирование);
- прогнозирование.
В своей совокупности все эти методы составляют определенную систему.
Наблюдение -метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекания его деятельности. Социально-педагогический надзор требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать за всеми внешними проявлениями (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно толковать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в мікросоціумі не сводится к случайных надзора над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть истинные черты лица и закономерности ее становления.
Наблюдения обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед спестереженням необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа - в социально-педагогической работе метод получения и корректировка информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, что является важным способом проникновения во внутренний мир человека и понимание ее затруднений. Успех беседы зависит от заранее установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Начала беседы предшествует краткое вступление, где высказываются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы простейшие, нейтральные по значению. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине беседы. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться объяснениями, переключениями внимания.
Анкетирование -метод множественного сбора статистического материала путем опроса клиентов. Анкета может быть рассчитана на получение материала, что касается или непосредственно испытываемой, или другого лица. Анкетный материал раскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Употребление анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, поскольку словесные высказывания о эмоции и желания - не эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирование большое значение имеют нормальное самочувствие клиента, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытания, доверие к исследователя.
При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, что касается мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ.
При составлении анкет используются вопрос:
- о фактах сознания (выявление мнений, предпочтений, ожиданий, планов на будущее и т.п.). Будь-яка выражена при этом мнение оценивающей мнением и носит субъективный характер;
- о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
- социально-демографического характера (вопрос, что проявляют пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);
- на выявление уровня информированности и знания (вопрос экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от клиента определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).
По форме вопросы могут быть:
- закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);
- открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому с помощью открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию);
- прямыми;
- косвенными.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному клиенту. Интервью организуется и направляется так, чтобы максимально приспособить вопрос к возможностей ответственный. Требования к организации интервью:
- проведение интервью в привычных для человека условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашний или рабочий обстановка);
- определение достаточного количества времени;
- устранение или уменьшение влияния третьих лиц;
- формулировки вопросов, рассчитанное не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Виды интервью:
· свободное интер'ю (проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, формулировка которых зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается статистической обработки; информация ценна и интересна своей уникальностью);
· фокусирующее интервью'ю (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомятся с предметом беседы, вопрос также готовят заранее; каждый вопрос обязательное, хотя их последовательность может меняться);
· формализованное интервью'ю (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);
· стандартизированное интервью'ю (преобладают закрытые вопросы);
· интервью'ю с открытыми вопросами (по тем более затратная форма исследования).
Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых оказывается информация, что отражает знания, мысли, ценностные ориентации и установки клиентов, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема требует оценки компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Опыт лиц именуется экспертным, а результаты опросов - экспертным оценкам. Процедура опроса экспертов может быть очным или заочным. Одна из простейших форм экспертного диагноза - обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции с дискутуючого вопрос. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» - не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль:
· «генератор идей» - активно выдвигает всевозможные предположения о диагностировано явление;
· «селекторы» - оценивают и отбирают наизначащие идеи, выдвигаемые «генераторами идей»;
· «стимуляторы» - стимулируют «генераторов идей» к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;
· «регуляторы» - следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотического характера, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга;
· «президент " круглого стола" - удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии.
Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более-менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме.
Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного прогноза. Заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода:
- первый опрос экспертов;
- обобщение результатов;
- сообщение итогов;
- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты или подтверждают свою точку зрения, высказанную на первом этапе, или меняют свою оценку согласно мнению большинства.
Данная схема повторяется 3 - 4 раза, пока не производится согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей позиции.
Параметрический метод заключается в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами является «социальным эффектом» (реабилитационный, корректирующее и т.п.) и результатом, что свидетельствует об эффективности использования средств, методик и т.п.
Метод оценки эффективности (МОЕ) имеет разновидности:
а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;
б) параметрический метод, с помощью которого проводится сопоставление (сравнения) того, что установленное клиенту за нормами, нормативами и стандартами, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности;
в) сочетание первого и второго вариантов.
МОЕ весьма прагматичный, поскольку позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, подавать их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности. При использовании данного метода возможно распределение факторов эффективности на три группы:
1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой системы, структурной единицы (верхние, внешние или “чужие”);
2) факторы, реализация которых зависит от данной системы, структурной единицы (внутренние);
3) что находятся на грани внешних и внутренних факторов.
Анализ документов - один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:
- по степени персонификации - на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования - на официальные и неофициальные;
- за источником информации - на первичные (включая данные, полученные на основе прямого надзора или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающих первичные документы).
По надежности информации официальные документы более надежные, чем неофициальные, а личные более надежные, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоисточник, поскольку надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение и оценочной информации относительно события, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, выяснения общей обстановки, в которой составлен документ.
Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие:
- учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и требует контроля за помощью наблюдений и опросов;
- отдельные блоки информации очень быстро устаревают;
- цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, информация, содержащаяся в документах, не является переработанной, переосмисленою;
- подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивы, ценностные установки, направленность человека.
Тестирование -исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: развития, общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для клиента по выполнению задач, сами задачи, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения тому, кто “читать” тест, инструкцию по повторному выводу.
Биографический метод - один из методов, которые часто используются в социальной педагогике. Предпочтение отдается “социальным биографиям”, которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека до тех социальных процессов, социально-психологических ситуаций, в которые он был включен косвенно или напрямую.
Существуют различные источники биографических данных:
- направлены интервью;
- свидетельства родственников;
- различного рода переписка;
- фотографии;
автобиографические фрагменты;
- сообщение о своей жизни в целом, о отдельные этапы жизни или каких-нибудь родственников.
Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-нибудь социальные группы.
При использовании метода “социальных биографий” следует учитывать два момента:
- “эффект дистанции” (после определенного времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни);
- необходимость анализа получаемой от индивида информации, поскольку вытянутое с нее значение, как правило, не совпадает с тем, который в нее изначально вложил субъект.
Вариант этого метода - семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).
Действенными есть и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др.

 

 

Вопрос 29

Основанием для выделения видов социальной терапии являются объект возможного социально-терапевтического воздействия и доминирующий метод его осуществления.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: индивидуальная и групповая. Последняя подразделяется на семейную и сетевую.

В соответствии с доминирующим методом выделяются гарденотерапия, терапия самовоспитания, арттерапия и др.

Индивидуальная терапия применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия понимается как воздействие, направленное на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп. Основанием для формирования групп выступают: возраст (детские, взрослые группы), пол (мужские, женские, смешанные), профессиональные, учебные, группы для совместной деятельности и т. п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.

Семейная терапия - форма групповой терапии, ориентированная на системную работу с семьей. При этом семья рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист раскрывает внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побуждает их к более гибкому поведению и т. п.

Сетевая терапия - эффективный способ восстановления отношений между индивидом и его социальным окружением, социумом.

Сетевая терапия, основанная на работе с ближайшим окружением или сетью социальных контактов, как и семейная терапия, - две ветви одного дерева. Самые большие различия между ними возникли в 60-е и 70-е гг. XX в., когда семейная терапия сфокусировала свое внимание только на семейной системе и отношениях внутри этой системы, в то время как сетевая терапия была направлена на всех, кто имел отношение к проблеме, независимо от того, к какой системе они принадлежали. И только в 80-е гг. стало очевидно, что общей для них является теория систем.

Система социальных связей человека, сеть его социальных контактов представляют собой ту силу и опору, которые сами по себе являются ресурсом, способным мобилизовать имеющиеся ресурсы личности и в дальнейшем сохранить ее достижения.

При каком-либо нарушении баланса система сама стремится к восстановлению равновесия и поддерживает себя. Поэтому в моменты острых системных кризисов иногда наблюдается спонтанное восстановление функций системы без помощи извне.

Когда кризис приобретает хронический характер, в его преодолении должны участвовать не вовлеченные ранее элементы системы или смежные системы; включить их в работу - задача специалистов. Этой цели и служит метод работы с сетью социальных контактов, или сетевой метод.

В основе метода сетевой работы лежат гуманистический подход и демократическое отношение к работе с индивидом, группой, которая пребывает в ситуации деструктивной функциональной деятельности или воздействия.

Основа сетевого метода заключается во включении социального окружения в терапевтическую работу. Оно наряду с клиентом становится субъектом. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь участникам сетевой встречи найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Обращение к ближайшему окружению (друзья, родственники, соседи, учителя и др.) в трудной ситуации является или должно было быть естественной реакцией1.

Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять более широкий спектр разновидностей социальной терапии: терапия словом, смехотерапия, клоун-терапия, трудовая, оккупационная, терапия самовоспитания, ортобиотика и др.

Трудовая терапия основана на оказании лечебного, тонизирующего, активизирующего воздействия процесса труда на индивида. Труд выступает средством лечения и способствует преодолению деструктивных изменений, отклонений в поведении индивидов, групп, сообществ; достижению оптимального уровня самостоятельности.

Это оценка и лечение за счет использования специально отобранных и имеющих особое значение действий. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Трудотерапия понимается как помощь людям, начиная с овладения навыками ухода за собой и заканчивая продуктивной деятельностью, а также досугом. Цель трудотерапии - коррекция физического и психического состояния индивида посредством специфической трудовой деятельности, осуществляемой для оказания помощи и достижения индивидом независимости во всех аспектах жизни. Это поддержание и развитие оптимальных функций, стратегия овладения навыками и умениями самостоятельного решения проблемных ситуаций, достижение и сохранение самостоятельности в уходе за самим собой, в работе и социальной среде. Виды социально-терапевтической помощи и поддержки индивида конкретны в каждом отдельном случае: оценка нуждаемости и потребностей клиента, определение целей для дальнейшей работы, совет, практическая помощь, консультирование, информирование, организация и создание условий для совместной деятельности, обучение навыкам, помощь в принятии решения, в выборе оборудования.

Сфера применения метода трудовой терапии очень широка. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения. Как метод восстановительного лечения она имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышению социального статуса человека. Терапия посильной занятостью в качестве обязательного компонента входит в комплекс социально - терапевтических мероприятий с людьми пожилого возраста. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс никчемности существования.

Особое значение трудовая терапия приобретает в учреждениях социальной защиты населения при работе с людьми, имеющими проблемы психического здоровья, острой и хронической физической дисфункции, проблемами поведения и взаимоотношения с социумом, с людьми, социально исключенными из жизни общества, - осужденными, бездомными.

Например, в ЦСР " Возрождение" широко используются методы трудовой терапии: воспитанники получают трудовые и профессиональные навыки в полиграфической, столярной, швейной мастерских.

К основным принципам организации трудовой терапии относятся: специально организованная совместная деятельность, принцип доступности, вовлеченности, субсидиарности, индивидуально-ориентированный подход, принцип педагогического взаимодействия1, принцип развивающего эффекта кооперативного учения.

Оккупационная терапия (ОК) - терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы. Это необходимая форма помощи людям, испытывающим отклонения в поведении, взаимодействии. В зависимости от специфики объекта воздействия, целей и задач определяются и методики терапевтического воздействия.

Ключевой элемент оккупационной терапии это выбор видов занятий, которые формируют навыки независимого функционирования и удовлетворение потребностей индивида в контексте его социального окружения. Как направление в социальной реабилитологии, ОК имеет реабилитационную и терапевтическую направленность - восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов.

Оккупационная терапия дает хорошие результаты в работе с детьми, подростками и молодежью с проблемами: нервно-психические расстройства и трудности в обучении; эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии; алкогольная и наркотическая зависимости, социопатологии поведения, ортопедические ограничения на фоне несчастного случая.

В работе с пожилыми и инвалидами ОК направлена на облегчение привыкания к протезам; увеличение мобильности, силы и выносливости; стимулирование здоровья и продуктивные взаимоотношения; преодоление депрессии и шизофрении; неврологической дисфункции, включая опухоли мозга, склероз; помощь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы; поиск ресурсов в социальном окружении.

Терапия самовоспитания - это собственная деятельность субъекта, направленная на самопознание, самоанализ и самооценку. Самовоспитание - это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного " Я". Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки1.

В технологическом аспекте метод самовоспитания включает следующие приемы:

- самоизучение, самооценка; переоценка собственной личности; самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных " психологических барьеров";

- создание желаемого образа " Я"; формирование индивидуальных формул намерения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения;

- сюжетная сенсорная репродукция поведения " Я-образа" в различных ситуациях деятельности и общения; " наложение" стереотипов " Я-образа" на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.

При этом специалист социальной работы будет выполнять роли наставника, социального сопровождающего, персонального ассистента, учителя социальных умений, проводника перемен, ответственного за ведение случая.

Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам индивид. Задача специалистов состоит в том, чтобы научить человека вышеуказанным приемам деятельности, осуществлять функции контроля процесса самовоспитания с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений личности и организовать закрепление опыта.

Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиентов. Происходит трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, руководства и т. д. Например, воспитанники ЦСР " Возрождение" после окончания программы реабилитации занимаются социальной практикой: проводят встречи, беседы в школах по профилактике зависимостей, рассказывают о том, как они справились с проблемой.

Тендерная терапия. Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в традициях всех цивилизаций. Сегодня многие психологи ставят под сомнение такое жесткое деление человечества на две группы, считая, что оно приводит к возникновению многих психологических проблем.

Тендерная терапия направлена на обучение мужчин и женщин продуктивным стратегиям и практикам поведения ради преодоления традиционных тендерных стереотипов и разрешения возникающих на их основе конфликтов и проблем.

Терапия пищевого поведения. В последней четверти XX в. ожирение стало социальной проблемой в странах с высоким уровнем экономического развития, в которых как минимум 30% населения имеет избыточную массу тела.

С избыточным весом отчетливо связано многократное повышение риска и частоты развития многих заболеваний. Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3-5 лет при небольшом избытке веса, до 15 лет - при выраженном ожирении.

Избыточный вес остается актуальной, в том числе и социальной, проблемой. Исследования показывают, что каждые лишние 10 кг веса увеличивают риск неполучения новой работы на 10%. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в том, что большинство способов нормализации веса устраняют следствие, а не причину. Между тем психологические методы социальной терапии располагают вполне реальными и весьма многочисленными подходами и методами, способными помочь человеку избавиться от переедания и лишнего веса, овладеть методами преображения собственной внешности, нормализации пищевого поведения и формирования новых паттернов поведения.

Терапия пищевого поведения применяется в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, больницах и общественных центрах здоровья) с пациентами, страдающими нарушениями пищевого поведения и алиментарным (связанным с перееданием) ожирением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.