Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды вопросов






Дихотомический – требующий ответа " да" или " нет" (" за" или " против", " согласен" или " не согласен") и позволяющий выявить направленность мнения опрашиваемых.

Поливариантный – предлагающий выбрать один или более вариантов ответа из списка.

Шкальный – предписывающий выбрать одно число (балл) или любой другой ответ, размещенный в шкале, в которой показатели идут от меньшего к большему. Например: " Оцените по 5-балльной шкале степень вашей заинтересованности в решении проблем реформирования системы образования" или " Согласны ли вы с тем, что реформа образования оказывает положительное влияние на организацию процесса обучения российских студентов? " – и варианты ответа: " Совершенно согласен, скорее согласен, скорее не согласен, совершенно не согласен". Очевидно, что такие вопросы позволяют нам выявить интенсивность позиции респондента.

Вопрос-фильтр – нужный для того, чтобы отсеять тех респондентов, которые не имеют прямого отношения к основной теме исследования или к последующим нескольким вопросам. Например, в четвертом вопросе анкеты на тему " Политическая активность жителей Московского мегаполиса" можно спросить: " Ходили ли вы на прошлые президентские выборы? " – и приписать ниже: " Кто не ходил, пусть сразу переходит к ответу на вопрос № 7".

Контактный – идущий в начале или в конце анкеты, вроде простых вопросов о поле, возрасте и месте жительства респондентов.

Вопрос-ловушка – направленный на определение искренности отвечающего. Например, можно спросить: " Читали ли вы книгу Питирима Сорокина " О разделении общественного труда"? И если респондент ответит утвердительно, значит, он либо перепутал работы великих социологов и плохо разбирается в истории социологии, либо сознательно пытается обмануть исследователя.

Общие правила составления анкет

Все вопросы должны быть адаптированы к возможному уровню их восприятия респондентами. Поэтому писать их нужно ясным языком. Не следует употреблять слова, которые респонденты скорее всего не поймут в силу своего малого возраста, недостаточного образования, отсутствия интереса в данной области или национальной принадлежности.

• Не нужно без нужды утомлять респондентов длинным перечнем десятков вопросов, особенно, если они открытые.

• В анкете должно быть вступление, коротко объясняющее, кем и зачем проводится данное исследование и как следует отвечать на вопросы. Попутно можно обещать анонимность опроса. А в конце следует поблагодарить опрошенных за помощь.

• Все вопросы анкеты должны быть посвящены одной теме, одной цели и рассчитаны на конкретную выборочную совокупность респондентов.

• Вопросы, которые затрагивают интимные чувства людей (о личной жизни, семейных или профессиональных тайнах, вере в Бога), лучше задавать не в прямой, а в косвенной формулировке или постараться заменить их на близкие по смыслу.

При оформлении бланков анкет надо учитывать некоторые правила.

• К респондентам желательно обращаться на " Вы" с большой буквы.

• Формулировку вопроса или сам вопрос и варианты ответа на него не рекомендуется разрывать так, чтобы начало и конец предложения находились на разных страницах.

• При использовании открытых вопросов необходимо оставлять места для развернутых ответов на них.

• Вопросы лучше выделять жирным шрифтом, чтобы они сразу были заметны и не сливались с идущими ниже вариантами ответа.

• Все вопросы и варианты ответов на них должны быть записаны в анкете единообразно. Например, если варианты ответа на вопрос № 1 пронумерованы цифрами, то не следует обозначать варианты ответа на вопрос № 2 буквами.

• Современные студенты любят метод онлайн-анкетирования, считая, что проще, чем печатать множество бланков, распространить свою анкету в Интернете. В таком случае необходимо позаботиться о том, чтобы вопросы были не очень длинными и чтобы используемая программа допускала возможность употребления открытых вопросов.

Анкета социологическая — инструмент для сбора первичной информации, тиражированный документ, который содержит набор вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Свойства и качества социологической анкеты, ее объем, структура, специфика конструирования вопросов тесно связаны и определяются типом опроса, для которого данный инструмент предполагается использовать (массовый, специализированный, групповой, индивидуальный, очный, заочный и т.п.), а также особенностями аудитории опроса.

Структура социологической анкеты состоит как минимум из трех блоков:

1) вводный, содержащий обращение, информацию для респондента об исследовании, инструкцию по заполнению и т.п.;

2) основной, содержащий набор вопросов собственно по изучаемой проблеме;

3) социально-демографический, содержащий набор вопросов о таких характеристиках респондента, как пол, возраст, образование, доход и т.п. Набор характеристик в социально-демографическом блоке может меняться в зависимости от целей и задач исследования. Например, при изучении социальной мобильности в социально-демографический блок включаются профессия и образование родителей, при изучении национальнокультурных ориентаций — вероисповедание и национальность и т.п. Но во всех случаях это будут вопросы, направленные на объективные характеристики респондента.

Основной, содержательный блок социологической анкеты, в свою очередь, может иметь несколько разделов, посвященных различным аспектам изучаемой проблемы или отдельным темам. Анкета должна начинаться с наиболее простых вопросов, вводящих респондента в тему. Наиболее важные, требующие размышления вопросы должны размещаться в середине, далее сложность вопросов снижается.

 

Вопрос 24

Интерпретация результатов социологических исследований

Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Насколько мы преуспели в том, чтобы сформулировать именно ту проблему исследования, которую хотели? Что мы обнаружили? Каково значение наших результатов? Как соотносятся эти результаты с нашими ожиданиями? В сущности, к данному моменту мы свели наше исследование к множеству цифр, которые могут отражать, а могут и не отражать статистические соотношения. Мы должны понять, каков вклад любых таких соотношений, а также других фактов, которые мы выяснили по ходу дела, в решение нашей проблемы исследования. Но и это еще не все, поскольку нам следует также критически взглянуть на само наше исследование. Не совершили ли мы в процессе какой-нибудь существенной ошибки, которая могла бы обесценить полученные результаты? Удалось ли нам сохранить тесную связь между теорией и исследованием, с одной стороны, и реальной ситуацией – с другой? На эти вопросы трудно ответить, однако истинный ученый всегда пытается это сделать, поскольку лишь наличие таких ответов позволяет понять, в какой степени можно доверять результатам исследования. [12]

Для того, чтобы использовать полученные в ходе иссле­дования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин «интерпретация» (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.

На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо «перевести» полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т. е. трансформируются в показатели социальных процессов.

На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда — возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.

Например, в результате одного из многочисленных социо­логических исследований отношения населения к милиции были получены следующие данные: из числа респондентов 46% обращались в разное время по разным вопросам в ор­ганы внутренних дел, а 54% таких контактов не имели. Из числа обращавшихся остались удовлетворены 46%, столько же не удовлетворены, затруднились с ответом 8%. Возникает легкость манипуляции данными исследования. Сторонники радикального реформирования правоохранительной системы будут использовать эти данные как аргумент в пользу своих предложений: «Разве можно и дальше терпеть такую милицию?» Противники реформирования будут упирать на то, что меньше половины респондентов имеют опыт контактов с милицией, а из числа контактировавших более половины (46 8) довольны работой милиции, т. е. результаты удовлетворительные.

При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов.

Например, К. Маркс в качестве всеобщего критерия эво­люции общества рассматривал классовую борьбу.

Д. Морено утверждал, что подлинную структуру общества невозможно обнаружить, не попытавшись ее модифицировать на межличностном уровне. Но очевидно, что не все, что «работает» в малой группе, можно распространить на все общество.

С точки зрения современной социологии такими критериями могут быть: социальные, экономические интересы и правовые гарантии их защиты. Каждый из этих критериев включает в себя целую серию подкритериев. Так, в экономические интересы можно включать: материальные условия жизни, распределение материальных благ, насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, уровень доходов по отношению к черте бедности.

В социальные — уровень безработицы, обеспеченность жильем, медицинское обслуживание, доступность образования и т.д.

К критериям «правовые гарантии интересов» можно отнести равенство перед законом и судом, доступность юридической помощи, равноправие форм собственности, правовая ответственность за ущемление прав, эффективность деятельности правоохранительных органов.

Интерпретация включает в себя также понимание и разъяснение терминологии, толкование дополнительно привлеченной информации, т.е. является своеобразным качественным анализом полученных данных. К ней относятся такие формы анализа, как типологизация, ранжирование, моделирование.[24]

Одним из основных способов интерпретации является соотнесение данных.

Выделяют следующие виды соотнесения данных:

Со знаниями и установками исследователя – оценка исследователя, которая отражает позицию, основанную на знании конкретной обстановки, предыдущем опыте.

- Внутреннее соотнесение – сравнение между собой элементов числового ряда по двум или более признакам. Соотнесение заключается в ранжировании групп, то есть расположении величин от большего к меньшему по их значению.

- Внешнее соотнесение – сравнение между собой изучаемых групп в соотнесении с некоторыми родственными внешними признаками, факторами признака изучаемого объекта.

Интерпретируя факты, мы предполагаем, что устанавливаем причинно-следственные связи, существующие в реальности. Однакоинтерпретация может уходить от реальности, поскольку каждый исследователь, трактуя факты и события, привносит в них собственные оценки, суждения и знания, а это иногда мешает отличить главное от второстепенного.

Ошибки в интерпретации часто являются ошибками (или умышленным ходом) лица, принимающего решение, для которого презентация факта оказывается важнее самого факта. [21]

В исследованиях, результаты которых должны стать руководством к действию, очень часто введение понятий запутывает, усложняет процесс понимания. Исследователю далеко не всегда ясно, когда нужно остановиться, а когда переходить на уровень понятий, чтобы не допустить ошибки.

В каждом из нюансов интерпретации и в итоговых объяснениях данных проявляется целостная личность исследователя. Он выступает не в роли узкого профес­сионала, функционирующей электронно-вычислительной машины, но как теоретик и практик, как ученый и гражданин, общекультурный кругозор которого сочета­ется с богатством ассоциаций и активной гражданской позицией.[25]


Глава 2 Практическое применение интерпретации данных социологических исследований

2.1 Обоснование проблемы
Анкетирование – один из признанных в мире методов социологического исследования, состоящий из многих правил и методических приемов, включая правила построения анкет, методологию разработки анкеты, основные правила формулирования вопросов, анализ типичных ошибок при формулировании вопросов.

Говоря о структуре анкеты, следует упомянуть, что анкета, как правило, состоит из четырех частей:

·
введение,

·
информационная часть,

·
классификационная часть,

·
заключение.


Во введении необходимо ознакомить опрашиваемых с целями анкетирования.

Информационная часть состоит из содержательных вопросов, которые призваны дать весь массив необходимой информации.

Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения.

В заключительной части составители анкеты должны высказать слова признательности и благодарности респондентам за участие в опросе.

Вторая и третья части анкеты называются базисными.

Основным композиционным правилом анкеты является расположение вопросов «от простых к сложным».

К основным правилам формулировки вопросов обычно причисляют

следующие:

·
избегайте двусмысленности вопросов;

·
формулировка вопроса должна быть короткой и ясной;

·
следует употреблять только те слова, смысл которых заведомо хорошо известен респондентам;

·
не допускать, чтобы задаваемые вопросы превышали возможности респондента;

·
не провоцировать у респондентов отрицательных эмоций.


Заключение

Итак, выше были описаны основные принципы подготовки и проведения

социологического исследования.

В зависимости от задач и условий проведения социологического исследования были выделены различные его виды, где также упоминались

их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления, рекомендации по проведению и т.д.

Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.

Кроме того, было доказано, что интерпретация результатов исследования – самый важный его этап. Только верная интерпретация полученных данных может позволить исследователю сделать определённые выводы и впоследствии применить полученные результаты на практике. Данный вывод полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.

 

 

Вопрос 25

Социальные технологии в широком смысле слова - это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии - это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии - это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта - это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые - технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные - разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это: 1) анализ социальной реальности, социального объекта; 2) разработку социальной технологии изменения объекта; 3) распространение (внедрение) социальной технологии; 4) исследование развития объекта технологического воздействия; 5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии - не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

При анализе социальных процессов их носители - субъекты, а в связи с этим - субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем:

1) формирование процесса,

2) придание ему целевой направленности;

3) его оптимизация;

4) обеспечение его устойчивости;

5) создание механизма саморегуляции;

6) обеспечение благоприятных сопутствующих условий для развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.