Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в СР






Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания.Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника.

В целом методы социальной терапии основываются на двух формах работы –индивидуальной и групповой. Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности, кто не хочет участвовать в коллективной терапии.Обычно после 2-3 сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе. Так, еще в 1928 г. На Милфордской конференции были определены следующие факторы, обуславливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем:

- знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;

- изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении;

- применение соответствующих методов изучения ситуации людей, нуждающихся в социальной поддержки, с целью оказания им адресной помощи;

- использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций);

- применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (релаксация, пантомимические сцены, изложение биографий и т.д.) Участие в подобных процедурах позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания.

Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

- учебные группы (получение знаний, также есть возможность высказать свое мнение);

- группы совместной деятельности(занятие общим делом – эффективный метод установления контакта, развития способности к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений);

- группы для родителей;

- мужские и женские группы.

Технология работы в группе решает следующие задачи:

  • Исправление, корректировка цели;
  • Предупреждение дисфункций;
  • Обеспечение нормального развития членов группы;
  • Утверждение личности;
  • Воспитание чувства гражданственности.

Трудовая терапия. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму. Особое значение приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание – активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного«Я».

В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы: 1)самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого; 4) создание желаемого образа «Я»; 5) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения и др.

Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиента.

Методы поведенческой терапии в группе. Касаются тренинга социальных навыков. К обучению навыкам социального функционирования относятся методы:

- выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе(функции подчинения, наведения порядка, руководящие функции в самоуправлении и др.);

- организация свободного времени;

- терапия занятостью, самостоятельность, инициатива, сотрудничество;

- беседы о профессии, своих стремлениях.

Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий: тренинг преодоления робости, тренинг активности и т.д.

Поведенческая терапия основана на принципах бихевиоризма. Главное –это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула.Психотерапевт обучает таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.

Дискуссионная терапия. В дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.

Социотерапия – воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения…

Музыкотерапия – один из старейших методов воздействия на психику. Занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Возможны здесь и отрицательные моменты – у клиентов возникает повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.д.Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры клиентов.

Ритмотерапия – тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.

Арттерапия – лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентам;

- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

- использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;

- творчество самого специалиста– лепка, рисование др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, при красном – на короткий срок увеличивается, при синем – снижается.

У каждого человека имеется более или менее отчетливое собственное отношение к тому или иному цвету. Это позволяет использовать цветовые предпочтения в качестве диагностического метода. Также выявлено действие того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания – свои и чужого человека.

Натурпсихотерапия – лечение природой (ландшафттерапия).

Лготерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализовать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе.

Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия – использование игры образами. Человек создает динамический образ самого себя. Приемы разнообразны: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, драматизация народной сказки, театрализация рассказа и др.

В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем => терапевтическая помощь наиболее результативна.

Аутогенная тренировка. Основатель – И.Г. Шульц. Сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение.

Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию. Одна из её главных задач– создание в сознании клиента правильного представления о проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому.

 

Социальная терапия – совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в социальную среду; развития (компенсации) способностей; выравнивания (повышения) социального статуса. Данная технология основана на социальном принятии, признании, одобрении человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В социальной терапии используются следующие приемы:

· систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;

· разработка методик и определение тех видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и быть успешным;

· поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установлении отношений с окружающими людьми;

· отказ от негативной критики действий клиента и его личности.

Социальная терапия проводится для клиентов, утративших социальный статус, признание и принятие обществом. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями; клиенты, находящиеся в местах лишения свободы, женщины, пострадавшие от насилия. Результатом социальной терапии является восстановление ресурсов клиента, которые преобладали до возникновения трудной жизненной ситуации, а также их компенсация с помощью усиления оставшихся способностей и достижения высоких результатов в значимой для него деятельности. Средством социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по социальной работе в малых группах клиентов учреждения социального обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование определенных ценностных ориентаций (взаимная забота, эмпатия, взаимопомощь, поддержка), создается положительный эмоциональный фон и позитивные отношения. Социальная терапия проводится с помощью следующих направлений: арттерапия, сказкатерапия, ипотерапия, трудотерапия, смехотерапия.

Арттерапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией. Арттерапия включает:

· изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством);

· библиотерапию (воздействие чтением);

· имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

· музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения);

· кинезетерапию (включает танцтерапию, хореатерапию, коррекционную ритмику – воздействие движениям) и др.

Специалист по социальной работе, осуществляющий арттерапию, специально подбирает – картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для клиента условия, которые воздействуют на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают эмоциональное напряжение клиента. Занятие по социальной терапии состоит из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного.

· 1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе определяет состав участников, изучает особенности трудной жизненной ситуации каждого, выбирает направление социальной терапии, разрабатывает сценарий проведения.

2. Вводный этап занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику занятия. Инициатива приветствия вначале организации занятии по социальной терапии принадлежит специалисту по социальной работе. Планирование дальнейшей работы в группе (не более 5 человек) осуществляется с помощью следующих вариантов. После ознакомления с одной из техник работы с художественным произведением (рисование, лепка, театрализация) предоставляется каждому участнику свобода в творческом самовыражении, импровизация. Специалист по социальной работе здесь имеет возможность расширить результаты диагностики с помощью наблюдения за клиентом в условиях, приближенных к естественным. Второй вариант планирования занятия структурирован – здесь инициатива и разработка сценария принадлежит специалисту по социальной работе. Он информирует участников группы о порядке, содержании и последовательности форм социальной терапии. Данный вариант планирования необходим при формировании умений и навыков клиента, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации. Специалист по социальной работе сообщает клиентам о цели проводимой формы социальной терапии, (это может быть игра, театрализованное представление и т.д.), ее значении для приобретения качеств, способностей, умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна клиенту и включена в игровой контекст.

 

· 3. Основной этап занимает большую часть времени до (3/4 от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного специалистом по социальной работе индивидуально или совместного с группой.

4. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый человек несет определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В заключении проводится заранее продуманный специалистом по социальной работе ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций у клиентов и формирующий у них желание придти на следующее занятие.

 


 

Вопрос 30

Социальная профилактика – система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей и предотвращение социальных отклонений путем устранения причин и условий их возникновения. Результатом социальной профилактики является формирование внутреннего контроля личности, основанного на нормах и ценностях усвоенных клиентом в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе, а также повышение устойчивости личности клиента воздействию неблагоприятных факторов социальной среды. Существует несколько видов социальной профилактики.

Первичная социальная профилактика включает комплекс социальных, образовательных и социально-реабилитационных мероприятий, способствующих сохранению, поддержанию нормального уровня жизни людей. Она направлена на содействие в достижении клиентом поставленных целей и развитие его способностей.

Формы социальной работы должны способствовать изменению подходов семейного окружения клиента относительно восприятия своего члена семьи, имеющего симптомы социальной проблемы. Во время проведения первичной профилактики вводится социальный патронат – форма социально-профилактической работы с клиентом и его семьей, осуществляемый на основании договора о социальном патронате, заключаемого между клиентом и учреждением социального обслуживания населения. В договоре устанавливаются права и обязанности клиента, определяется ответственность учреждения, проводящего социально-профилактическую работу с конкретной семьей, а также перечень социальных услуг необходимых для устранения факторов, приводящих к возникновению социальной проблемы, социального отклонения. Социальный патронат включает проведение консультирования, социальный патронаж на дому, привлечение клиента к участию в различных программах данного учреждения (клубные объединения, группы дневного пребывания, кружки, студии). Методы первичной профилактики включают обучение клиентов новым навыкам, которые помогают им в самореализации и сохранении здоровья.

Вторичная социальная профилактика проводится в том случае, когда у клиента происходит нарушение социальных норм, требований, возникают первые проявления противозаконных действий (обман, хулиганство). Возможно, что он может входить в малые группы с выраженным отклоняющимся характером поведения. Вторичная социальная профилактика – это комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных мероприятий, предупреждающих, устраняющих или нейтрализующих основные причины и условия, вызывающие социальные отклонения. При ее реализации для специалиста по социальной работе является первостепенной задачей выявление на территории своего района клиентов, которые склонны к противозаконным действиям. Для этого чаще всего применяются следующие формы социальной работы: уличное патрулирование, посещение на дому клиентов, проживающих в социально-опасных семьях. Далее с клиентами, имеющими склонность к противозаконным действиям, устанавливаются доверительные отношения, они информируются о различных программах, привлекаются к различным мероприятиям и акциям социальной службы. В последствии в отношении гражданина, склонного к девиантному поведению и его семьи устанавливается социальный патронат, ориентированный на коррекцию семейных отношений, восстановление межличностных связей с родственниками, определение четких социальных ролей в семье.

Третичная социальная профилактика проводится в отношении клиентов, совершивших правонарушение, имеющих рецидивы противозаконных действий. Под третичной социальной профилактикой понимается комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных, социально-терапевтических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов противозаконных действий, а также физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп. Целью данного вида социальной профилактики является коррекция поведения клиента и развитие его личности. Результатом социально-профилактической работы будет восстановление социального статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, возвращение в семью, продолжение дальнейшей образовательной или профессиональной деятельности.

Во время проведения третичной социальной профилактики помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных позиций клиента и формирование новых установок, соответствующих общепринятым нормам и ценностям. Здесь уместны индивидуальные и коллективные формы технологии социальной работы. Коллективные формы социально-профилактической работы проводятся в объединении клиентов (клуб, группа самопомощи, творческая студия, кружок).

 

 

Вопрос 31

 

Методика и технология социальной реабилитации. В структуре соци­ально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию.

Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс вос­становления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентация социальных установок за счет включения в новые пози­тивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организо­ванной среды.

Процесс ресоциализации проходит, как правило, в несколько этапов:

1. Адаптация. Адаптивный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа имеющихся социальных проблем ребенка. Основная задача в данный период - формирование внутренней мотивации, положительного настроя. Этот этап длится примерно 2-3 месяца.

2. Период частичной неустойчивой ресоциализации - характеризуется активным вовлечением несовершеннолетнего в активную коллективную жизнь, отказом от асоциальных форм поведения. На этом этапе необходимы тесные контакты
основных институтов социализации.

3. Период полной ресоциализации - знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у несовершеннолетнего складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, установки, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, к активной общественной жизни.

Ресоциализация- процесс индивидуальный, составляющим которого выступает процесс перевоспитания.

Сочетание процесса перевоспитания с влияниями, предполагающими изме­нения в развитии личности, принято называть коррекцией. Коррекция имеет сле­дующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления социальных проблем и от­клонений;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у ребенка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехами вовлекающей его деятельности (в спорте, труден т.п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребенка. Она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного эмоционального отношения к личности ре­бенка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств ребенка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.п.).

Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, психологических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой.

Процесс реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить фоки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи. Постановление о необходимости реабилитации несовершеннолетнего вы­носит специальная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает индивиду­альная комплексная программа реабилитации. Индивидуальная комплексная реаби­литация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации:

1 этап. Определение исходного реабилитационного потенциала:

а) социально-бытовая сфера: проверка документов; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;

б) медико - физиологическая сфера: первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;

в) медико-психологическая: выявление психологических проблем; сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; патопсихологическое обследование нарушений психического развития;

г) психолого-педагогическая: выявление педагогических проблем, проверка соответствия знаний уровню образования; подготовка рекомендаций по обучению и воспитанию;

д) социально-трудовая: определение профессиональных интересов, способностей, подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации.

2 этап. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации.

3 этап. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка.

4 этап. Выдача рекомендаций воспитаннику по сохранению здоровья, по физическому развитию, по психологической адаптации, по обучению и воспитанию, по трудоустройству и профессиональному самоопределению.

5 этап. Курирование жизнедеятельности воспитанника: консультации по социально-бытовым вопросам, оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях, психолого-педагогическая помощь.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации воспитанника, его способностью адаптироваться в обществе.

 

Общество и люди с ограниченными возможностями

В истории человечества выделяются четыре основные позиции по отношению к лицам с психическими и физическими недостатками:

· изоляции,

· преувеличенной заботливости,

· интеграции,

· социальной ценности.

Позиция изоляции реализуется в ограничении прав, запрещении или ограничении возможности получить образование, квалифицированную работу, эксплуатации их труда (исправительные работы или трудотерапия и пр.). Институт изоляции — наиболее распространенная социальная практика по отношению к лицам с нарушениями психики. Его изобретение и внедрение в практику относится к XVII в. Такая политика вызывает у аномальных людей реакцию избегания и ухода от социальных контактов или агрессию.

Позиция преувеличенной заботливости (патерналистская) ограничивает самостоятельность индивида и развивает у него нежелательную зависимость от общества «нормальных». Созидание душевного и телесного благополучия является делом профессионалов: в «исцелении» активная роль принадлежит не «страдающему», а его исцелителю, представляющему и реализующему определенную социальную практику помощи.

При позиции интеграции специальная забота направлена на создание условий для максимально возможного развития и актуализации аномальными людьми их способностей с целью включения их в процесс труда и общественную жизнь.

В позиции социальной ценности функции специального образования и социальной реабилитации рассматривались как приобщение человека с ограниченными возможностями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефекта, чтобы инвалид не был обузой для общества.

В СССР позиция социальной ценности мотивировалась идеями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Поэтому в стране сформировалась и многие десятилетия существовала практика своеобразной изоляции людей с ограниченными возможностями.

Последствиями изоляции инвалидов, в том числе детей с отклонениями в развитии, в обществе стали:

воспроизведение культуры бедности такими людьми: их образование не обеспечивало высокий уровень социальной адаптированности, они оказались не конкурентоспособны на рынке труда, не имели престижных профессий и высокой квалификации, правовой защищенности, и всё это заставляло их мириться с низким качеством жизни, мизерной пенсией или пособием;

стойкая маргинализация, т.е. неучастие в социальной жизни, культурной и политической жизни общества, отсутствие полноценной семейной жизни;

формирование иждивенческих установок: многие инвалиды не приучены считать свой труд средством материального обеспечения жизни, ориентируются только на социальную помощь, пенсионное обеспечение, благотворительность.

Подавляющее большинство респондентов социологических опросов, проводившихся в нашей стране, характеризуют инвалидов прежде всего с негативной стороны и отмечают особое чувство напряженности и настороженности, возникающее в ситуациях вынужденного общения с ними. Это не враждебность, а скорее страх «непредсказуемости» человека, обладающего какими-то «особыми» свойствами и качествами. Одновременно степень информированности общества о положении и проблемах инвалидов крайне незначительна, что обусловливает жесткость установок по отношению к ним.

В обыденном сознании до сих пор доминирует представление о том, что уменьшение функциональных возможностей человека автоматически приводит к сужению круга его потребностей, и не только элементарных, но и определяющих сущность жизни.

Проблема отношений общества и лиц с отклонениями в развитии имеет особый аспект в процессах социализации и индивидуализации последних.

Всякий биологический недостаток, как отмечал Л.С. Выготский, прежде всего сказывается на отношениях с людьми, реализуется как ненормальность поведения, особая установка, нарушение всей системы социальных отношений. Все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьба как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом.

 

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения, приводит прежде всего к отклонениям в «социальном поле». В чем это выражается?

Нередко нарушается адекватное восприятие других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. Но и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не осознается.

Болезнь человека имеет как индивидуальное, так и социальное содержание.

Индивидуальное содержание болезни проявляется в личных страданиях, контактах с другими людьми в связи с болезнью. Межличностные отношения устанавливаются и подчинены собственному неблагополучию.

Социальное содержание болезни определяется необходимостью других людей заботиться о больном, брать на себя долю ответственности за характер и течение его болезни, за его жизнь в целом. Социальная забота и внимание к болезни могут стать содержанием их собственных переживаний и деятельности. Это относится прежде всего к представителям профессий, связанных с заботой о больных и инвалидах. Они окружены социальной заботой, благодаря чему с них снимается та степень ответственности, которую они и не могут (или не хотят) нести сами.

Страдающий человек через видимое проявление своего страдания получает возможность воздействовать на большие группы людей, манипулировать ими, чтобы снять с себя ответственность за преодоление своего страдания. Некоторые больные возводят собственное страдание в ранг добродетели, требуют особых знаков внимания со стороны других людей. Этим пользуются обычно лица, имеющие во внутренней картине болезни концепцию сверхценности своего страдания по отношению ко всем другим мотивам жизни. Такие люди подменяют свои жизненные цели только одной — потреблением социального внимания как обязательной реакции всех других.

Сохраняющийся неравный статус (не только материальный, но и социальный) здоровых и инвалидов определяет маргинальное последних. Налаживание отношений сотрудничества, отказ от дискриминации, явной и скрытой, создание современной культуральной модели интеграции общества в разных областях его жизни — таковы приоритеты формирования гуманистической парадигмы равноправных отношений отдельных членов общества и его социальных групп.

Социально-психологическая реабилитация инвалидов

Социально-психологическая реабилитация — это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологиче­ских и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.

 

В настоящее время усилиями ученых в различных областях зна­ний разрабатываются теоретические, правовые и научно-методичес­кие основы абилитации, реабилитации, социальной адаптации и инте­грации детей-инвалидов. В современной специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных пред­ставлений об особенностях развития и воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей-инвалидов, имеющих различные проблемы развития (двигательные нарушения, те или иные формы сенсорной, интеллектуальной недостаточности и искаженного психи­ческого развития, сочетанные нарушения).

Для решения проблем организации и содержания психолого-медико-педагогической помощи данному контингенту детей необхо­димо понимание социальной ситуации развития ребенка-инвалида, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной ориентированности коррекционно-воспитательных и логопедических воздействий на психофизиологическое развитие ребенка.

В настоящее время дети-инвалиды могут посещать образова­тельные учреждения разного типа (как специальные, так и общеоб­разовательные), если в них созданы соответствующие условия для их развития.

Нами проводится специальное исследование, позволяющее рас­крыть возможности реализации различных стратегических линий воспитания детей-инвалидов с речевыми нарушениями в образова­тельном учреждении «Начальная школа — детский сад» компенси­рующего вида с использованием разных форм интеграции. За не­сколько лет более 50 детей-инвалидов обучались в образовательном учреждении. Примерно треть из них обучается в школьном отделе­нии, другие дети посещают дошкольные группы кратковременного пребывания в выходные дни.

Причины установления инвалидности детей-инвалидов, обучаю­щихся в начальных классах, главным образом, связаны с соматиче­скими заболеваниями. Как правило, эти дети также имеют не резко выраженные нарушения центральной нервной системы (чаще всего ММД). Логопедическое обследование позволяет выявить у данного контингента детей общее недоразвитие речи, трудности письма и чте­ния. В двух случаях нарушения речи появились у детей в результате органических причин врожденного характера (открытая ринолалия, обусловленная расщелиной твердого и мягкого неба; псевдобульбарная дизартрия на фоне остаточных явлений церебрального паралича). Нередко наблюдается задержка психического развития вторичного порядка. У одного ребенка дошкольного возраста, обучающегося в логопедической группе, диагностирована дисфония из-за пареза голосовых связок (следствие оперативного вмешательства).

Контингент детей-инвалидов, посещающих группы кратковре­менного пребывания, весьма разнороден. Четвертая часть группы детей страдает разными формами церебрального паралича. Другая чет­верть группы имеет тяжелые соматические заболевания (сахарный диабет, лейкоз крови, пороки сердца, бронхиальная астма и др.), не позволяющие им посещать образовательные учреждения общеразвивающего вида. У 18% детей выявлена умственная отсталость различ­ной этиологии и степени выраженности, у 16 % — ранний детский аутизм. Состояние интеллекта аутичных детей различно: в 4% случаев интеллект соответствует норме, в других случаях имеется задержка психического развития (8%) и умственная отсталость (6%). В единич­ных случаях наблюдается сенсорная недостаточность (нарушения зрения и слуха). Часть детей (8%) имеют сложные нарушения разви­тия, при которых у одного ребенка сочетаются два и более психофизических нарушения.

Данные литературы и опыт исследования показывает, что изучение ребенка-инвалида с отклонениями в развитии должно быть комплексным и осуществляться многими специалистами.

Обследование детей сочетается с систематическим, интенсивным и динамическим наблюдением за их психомоторным и социальным развитием. Врачи определяют соматическое, неврологическое и психическое состояние ребенка. Психолог изучает состояние высших психических функций, эмоционально-волевую сферу, особенности деятельности и личностного развития детей. Логопед тщательно обследует речь, возможности и средства общения каждого ребенка.

Воспитатели выявляют степень развития предметной и игровой деятельности, уровень сформированности соответствующих возрасту умений и навыков по основным разделам обучения.

Результаты комплексного обследования и динамика развития в процессе целенаправленного воспитания и обучения вносятся в специально разработанную карту индивидуального развития ребенка-инвалида. В карте также находят отражение параметры и основное содержание программы коррекционно-развивающей работы, проводимой различными специалистами, а также соответствующие рекомендации для лиц, воспитывающих ребенка.

Абилитация – означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом.Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.