Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская риторика.






В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли и в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

Основные этапы развития русской риторики:

  1. Начальный этап, XVII-XVIII века; формирование четырех ареалов развития риторики, в основном в монастырях (Вологда, Ростов, Новгород, Выгорецкое общежительство, Киев);
  2. «Ломоносовский» и «послеломоносовский» периоды (до конца XVIII века) – теория трех «штилей», основные правила и законы красноречия;
  3. Складывание российской риторической школы в конце XVIII- начале XIX века (Сперанский);
  4. Первая половина XIX века: складывание общей (общие законы изобретения, расположения и выражения мыслей) и частной риторик (принципы строения текстов по жанрам красноречия);
  5. С 1860-х гг. – формирование судебного красноречия;
  6. Наши дни – возрождение интереса к классической риторике.

Одним из самых важных аспектов риторики является риторическая этика – совокупность этических норм и правил речевого поведения в различных ситуациях общения. Риторическая этика базируется на общечеловеческих, национальных и индивидуальных этических ценностях. Риторическая этика включает в себя 2 главных компонента: мировоззренческий (общее понимание предназначения общения) и этикетный (знание и применение в речевой практике правил речевого поведения).

2. Главный предмет изучения риторики – ораторское искусство и свойства ораторской речи.

Ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения; это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник.

Оратор – человек, способный сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, а также любой, выступающий с публичной речью.

По положениям классической риторики, основные качества оратора:

  1. Живой ум, быстрая реакция;
  2. Богатое воображение, остроумие;
  3. Хорошая память;
  4. Чувство меры, темперамента;
  5. Развитая речь и красивый голос;
  6. Высокая нравственность и искренность;
  7. Большой запас всесторонних знаний;
  8. Знание основ психологии для управления аудиторией;
  9. Знания всех литературных норм.

Ораторская речь (красноречие) — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения.

Основные качества ораторской речи:

  • Оратор обращается к народу ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
  • Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Интеграция ораторской речи – объединение всех частей речи в целях достижения целостности. Интеграция авторской речи очень важна, так как она находится в постоянном временном течении и необратима.

Интеграция ораторской речи обеспечивается:

  1. Когезией – особыми видами сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание. Выражается различными словами и словосочетаниями: с моей точки зрения, по моему мнению, как бы то ни было;
  2. Ретроспекцией – форма речевого выражения, относящая слушателя к предшествующей содержательной информации (ссылки на информацию вне выступления);
  3. Проспекцией – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях речи. Проспекция дает слушателю возможность яснее представить себе связь и обусловленность идей и выступления.

3. Основные части ораторской речи:

  1. Подготовка ораторской речи – докоммуникативная фаза, включающая два этапа: первый – определение вида, цели, темы, названия выступления, оценка состава слушателей; второй – составление плана, отбор теоритического материала, составление речи. Затем – репетиция речи, определение времени ее звучания.
  2. Зачин - первая часть ораторской речи, которая используется для установления контакта между оратором и слушателями, создает первоначальное представление о направлении и теме речи, возбуждает у слушателей интерес к речи.
  3. Вступление – часть ораторской речи, которая содержательно и психологически вводит слушателей в суть речи оратора и в процесс ее восприятия. Психологическая цель вступления: закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином; подготовка слушателей к речи, создание необходимого настроя. Содержательная установка вступления – описание целевой установки речи, сообщение темы, направлений ее развития, аннотирование (перечисление рассматриваемых проблем), объяснение актуальности выбранной темы.

То есть вступление выполняет две основные функции:

· Воздействующую (связь с аудиторией);

· Дидактическую (помогает лучше понять структуру и задачи речи).

  1. Исполнение ораторской речи – коммуникативная фаза, «речь для слушателей». Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. В процессе произнесения речи необходимо следить за произношением, правильной постановкой ударения, дикцией, интонацией и темпом речи. Данные факторы очень важны для правильного восприятия речи.
  2. Заключение – часть ораторской речи, в которой подводятся итоги, обобщаются мысли, высказанные в основной части. В заключении могут кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться важность освещенной темы. Заключение должно быть кратким, сжатым и выражать основную мысль выступления. Неудачное заключение может испортить впечатление от произнесенной речи.
  3. Концовка – последняя часть ораторской речи, которая содержит этикетные формулы (благодарю за внимание, спасибо), пожелания, прощания, призывы.

4. Риторика в классическом понимании задавала наиболее эффективные формулы речевого воздействия.

Речевое воздействие - воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений.

По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздействие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду

По установке на речевые действия, по типу речевых действий, различаются следующие виды речевого воздействия:

  • социальное (социальные неинформационные речевые акты, предполагающие виртуального адресата, клишированные высказывания: приветствия, клятвы, молитвы);
  • волеизъявительное (речевые акты выполнения воли адресанта: приказы, просьбы, отказы, советы и т.д.);
  • информационно-разъяснительное (речевые акты, несущие информацию и ее толкование: объяснение, доклад, сообщение, признание);
  • эмоционально-оценочное (речевые акты, устанавливающие общественные морально-правовые, межличностные субъективно-эмоциональные отношения: порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза).

Способы речевого воздействия:

  • Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой задачи, логическое доказательство, вместе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения.
  • Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контролирующей функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания.
  • Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

Особенно выделяются скрытые способы речевого воздействия:

1. Речевое манипулирование – вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипулирование провоцирует адресата на совершение выгодных для манипулятора поступков, создает иллюзию самостоятельности принятия решений. Принципиальное отличие от обычного воздействие: сокрытие манипулятором истинной цели воздействия на адресата.

Основные сферы, использующие речевое манипулирование:

  1. Политическая;
  2. Рекламная коммуникация.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.